Асанова Айнур Есмухамбетовна, к.т.н., доцент искусствоведения

 

              Академия дизайна и технологии «Сымбат»

 

Особенности декорирования одежды из войлока

Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпетов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для  изготовления войлока преимущественно использовалась белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец [1].

Народная  войлочная одежда казахов выбрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом [2].

 

Войлок - один из традиционных материалов верхней одежды у древних скотоводов. Махмуд Кашгарский писал об одежде из тонкого войлока. По наблюдениям Павла Йовия Новокомского (16 век), степные жители не доставляют ничего, кроме стад быстрых коней и знаменитых белых материй, не тканых из нитей, а свалянных из шерсти, из них приготовляются фельтрийские епанчи, служащие хорошей защитой от дождей и всякой непогоды, и весьма красивые"[3].

Интересные  головные уборы имели, по-видимому, женщины, погребенные в могильнике скифской эпохи Уландрык в Восточном Алтае. Сами головные уборы не сохранились, но, судя по их остаткам, они изготовлялись из войлока и кожи, имели конусовидную форму и держались вертикально при помощи каркасов [4].

Войлочная одежда, сохраняя в себе черты элегантности и кокетливости, отличалась удобством в повседневном ношении и комфортом при кочевом образе жизни, что доказывается наличием легких головных уборов, наличием верхней одежды из войлока, высоких боковых разрезов на верхней одежде, а также небольшое количество навесного и накладного декора. Традиционный прямой покрой одежды обеспечивал свободу движений при длительном пребывании в седле, хорошо сохранял тепло в холодное время и прохладу в жару. Этим объяснялось и сходство в покрое мужской и женской одежды. Она была широкой, длиннополой и подпоясывалась кушаком.

Способы художественного оформления женской одежды из войлока напрямую связаны с характерными особенностями материала.  Длительное время они оставались неизменными, это:

·        вваливание  узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета;

·        аппликация, в качестве отделочного материала возможно использование не только войлока, но и ткани, кожи;

·        вышивка по рукаву и воротнику,  украшение бисером, ракушками;

·        роспись по готовому войлоку.

1. Вваливание узора, выложенного из шерсти другого оттенка или цвета. При вваливании участки контрастных цветов природного сырья соединяются, образуя мягкий, деликатный переход без четкого контура.

2. Аппликация позволяет сочетать материалы различных цветов и фактур, при этом соединительный шов так же может нести декоративную нагрузку. Частным случаем аппликации можно считать инкрустацию войлоком по войлоку, применяемую при изготовлении шырдаков – традиционных ковров киргизов.

3. Вышивка по войлоку выполняется в традиционных техниках, с использованием орнаментальных и символических рисунков, зачастую выполняющих функцию оберега.  Материалы для данного вида декорирования весьма разнообразны.

4. Для росписи по готовому войлоку, как и для окрашивания сырья, использовали природные красители, получаемые из растений. Зелёный цвет получали из листьев ореха, шелковицы и крапивы; коричневый - из отвара ореховой скорлупы, а серый - из зрелой фасоли; розовый цвет шерсти придавали цветки дикого мака и веточки синей сливы, а желтый - луковая шелуха. Позднее путем последовательного окрашивания или смешивания красителей удалось добиться новых цветовых сочетаний. Для закрепления и фиксирования красителей использовали сок кислой (квашеной) капусты, дубовый пепел.

Современные  приёмы декорирования женской одежды из войлока. В последнее время войлоковаляние  обогатилось  новыми приёмами работы, которые позволяют создавать ранее не применяемые фактуры и объемные формы.  Различают валяние «мокрым» способом, или по-мокрому, с использованием большинства традиционных приемов, когда шерсть после раскладки смачивается мыльным раствором или молочной сывороткой, и  по-сухому, когда сваливание осуществляется за счёт принудительного спутывания волокон шерсти при помощи иглы особой формы.

Войлок сейчас крайне популярен в Европе. Из него  изготавливают различную одежду: пиджаки, топики, но чаще всего шали, шарфы, шапки. Очень популярны сумки, заколки, украшения (с этого обычно начинается знакомство с войлоком), а такжe тапочки. Очень распространено изготовление декоративных предметов для дома - цветов, украшений для ваз и пр.  

Для разработки классификации женской одежды из войлока по принципам декорирования предлагаем способы декорирование войлока;

 

Способы обработки и декорирования войлочного полотна

 

1.Создание каркасного войлочного полотна

в виде деталей модельной конструкции изделия

 

2.Бесшовное

соединение деталей кроя  комбинированным методом: валяние и  фильцевание

 

3.Заготовка деталей декора из

Тонально окрашенного войлока (растяжка),

 

4.соединение деталей по криволинейным срезам, создающим орнаментальные мотивы

 

5.Заготовка орнаментальных композиций декора изделия на основе трафарета

 

6.Закрепление орнаментальных декоративных деталей фильцеванием

 

7.Декорирование контура рисунка орнамента, прокладыванием шнурами различной толщины, не выше слоя войлока

 

8.Вваливание дополнительных декоративных элементов,  в соответствии с композиционным решением орнаментального декора

изделия из современных видов фурнитуры (бусы из войлока, бисерные шнуры, кружева и т.д.)

Схема 1. Способы обработки и принципы декорирования

При создании изделий по предложенной схеме предлагается следующее:

1.Создание каркасного войлочного полотна в виде деталей изделия предполагает выкраивание деталей кроя из тонкого войлочного полотна, толщина 0,2-0,4 см, предварительно на модельной конструкции необходимо  методом шаблона закрыть все вытачки, желательно перенести их в боковой шов. Допускаются в конструкции разрезные вытачки (соединение срезов вытачек методом валяния или фильцевания)

 2.Бесшовное соединение деталей кроя комбинированным методом: валяние с фильцеванием – основные детали кроя соединяются по соединительным срезам накладными швами, срезы которых сваливают или при помощи специальной иглы с зазубринами.

3. Заготовка деталей декора из тонально окрашенного войлока (растяжка)-   предварительно окрашенный войлок в цветовой растяжке, по методике автора, где детали вырезаются  из разных тонально окрашенных войлочных полотен, в соответствии  с эскизом детали.

4. Соединение деталей по криволинейным срезам, создающим орнаментальные мотивы – детали, выкроенные в соответствии с эскизом (пункт 3), соединяются методом фильцевания.

5. Заготовка орнаментальных композиций декора изделия на основе трафарета – вырезание по трафарету деталей из окрашенного войлочного полотна, согласно эскизу.

6. Закрепление орнаментальных декоративных деталей фильцеванием, орнаментальный декор может высотой до 0,7 – 1см.

7. Декорирование контура рисунка орнамента, прокладыванием шнурами различной толщины, не выше слоя войлока – шнуры прокладываются  по контуру фильцованных элементов орнамента и закрепляются ручным или машинным способом (шов зиг-заг, с минимальным натяжением нити, минимальным давлением лапки).

8. Вваливание дополнительных декоративных элементов,  в соответствии с композиционным решением орнаментального декора изделия из современных видов фурнитуры (бусы из войлока, бисерные шнуры, кружева и т.д.) – декор в виде шнура, кружева, бусин  или бисера нанизанных на суровую или шелковую нить, вваливается в основу изделия, в соответствии с эскизом.

Дополнительно к вышеописанным видам декора, можно использовать следующие техники вышивок:

а) вышивка гладь;

б) вышивка тамбур

в) аппликация  из тканей разных фактур,   кожи (натуральной и искусственной);

г) аппликация войлоком различной плотности.

Данная схема позволит разрабатывать креативные декоративные композиции в этностиле, создавая изделия, учитывающие технологические свойства войлока, не ограничивая пластические свойства исходного материала, что позволяет полностью использовать тектонические свойства материала.

 

Список использованных источников

1. 2.Источник: www.narodko.ru/.../kazahckii_narodnyi_koctum.htm

2. 5. Источник:   clubs.ya.ru/.../replies.xml?item_no=16

3. 6. С.Ж.Асанова, А.П.Птицина. «История казахское  национальной одежды»  Астана «Фолиант» декоративного  искусства.

4. 7. Кубарев, 1987. с. 106. ПО

 

Аннотация

Народная  войлочная одежда казахов выбрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Способы художественного оформления женской одежды из войлока напрямую связаны с характерными особенностями материала.

 

Ключевые слова: войлок, изделия  и одежда из войлока, принципы и способы декорирования, орнаментальные композиции