Право/1. История государства и
права
к.ю.н., к.ф.н. Попова А.В.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия
КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ТЕОРИИ РОССИЙСКОГО
НЕОЛИБЕРАЛИЗМА НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Важные положения и пути формирования теории
правового государства в связи с конкретно-историческими условиями были изложены
современными, учеными-правоведами в трудах Алексеева С. С., Баглая М. В., Зорькина
Б. Д., Кутафина О. Б., Мальцева Г. В., Нерсесянца B. C.,
Станкевича З.
А., Четвернина В. А. и др. Современная доктрина определяет правовое государство как государство, в котором
создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и
гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права
политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Подобное определение
было характерно государствоведения неолиберализма. Для многих неолибералов рубежа XIX – XX вв.
понятия государственного и правового идеала были неотделимы друг от друга, и
даже совпадали по своей сути, поэтому политический идеал
определялся ими не только правовой, но и нравственный. Содержание правового
идеала для многих представителей либерализма составляло естественное право и его
принципы. Так, по мнению С. Н. Булгакова и B. M.
Гессена правовой идеал должен был сочетать социальную справедливость,
достоинство, права и свободы личности.
Представители неолиберальной правовой доктрины предлагали включить в
содержание теории правового государства идеи
народного суверенитета; разделения властей и обеспечение приоритета права дает
его полное и всестороннее обоснование. Согласно
теории народного суверенитета и прав личности, народ не противополагается государству, а включается в него
через избранное им представительство.
Решающим здесь является признание за каждым гражданином правомерного притязания на осуществление
государственной деятельности. Наиболее
полное обоснование идея народного суверенитета получила в концепции Ж. –Ж. Руссо, но
неолиберальные мыслители подчеркивали, что принцип народного суверенитета, предлагаемый Ж. - Ж. Руссо, не
содержал необходимых гарантий прав индивида.
Особую их критику вызывала идея общей (народной) воли, поскольку русские неолибералы, основываясь на практике
конституционализма европейских стран,
видели практические затруднения в образовании истинной народной воли. В
теории российского неолиберализма начала ХХ века можно выделить два направления
разработки концепции правового государства: социально-либеральное - прежде
всего, у П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и В. М. Гессена и
консервативно-либеральное, представителями которого являются П. Б. Струве и Е.
Н. Трубецкой. Фундаментальным положением теории правового государства П. И.
Новгородцева является апелляция мыслителя к естественным правам личности,
признание которых позволяет говорить о «естественно-правовой
конструкции» государства и его «социальной нравственно-санкционирующей
функции». Такой подход давал возможность оценивать политико-правовое бытие с
точки зрения нравственности, поэтому реализация права на «достойное
человеческое существование» возможна только в рамках развитого гражданского
общества, позволяющего через общественное мнение указывать на безусловную
значимость общественного достояния в рамках данного правового государства.
Таким образом, критерием оценки правового государства в интерпретации П. И.
Новгородцева являлось не только связанность государства нормами права, но и
нравственными началами.
Б. А. Кистяковский придерживался аксиологического
подхода к определению сущности правового государства. Этические нормы, по его
мнению, являются мерилом оценки государства, а естественное право,
возвышающееся над политическими и правовыми отношениями в качестве этического
образца, служит критерием, позволяющим судить о ценности того или иного
социального института, и, прежде всего государства. Б. А. Кистяковский определял правовое
государство в качестве всеобъемлющей формы солидарности между людьми, имеющей
своей целью общее благо.
По мнению академика В. С. Нерсесянца, идею правового
государства с известной долей условности можно рассматривать как
«формализованный критерий саморазвития человека, общества, государства в
их постоянном стремлении к общественному идеалу, которое заставляет вести поиск
государственного переустройства». Начало этому поиску было положено в неолиберальной
правовой доктрине, и, прежде всего, идеалистического направления, определявшей
правовое государство как общественный идеал. Так, Вл. С. Соловьев полагал, что право представляет собою требование осуществления определенного
минимального добра и устранения известной
роли зла; право у него являлось определенным минимумом нравственности. Правовой
идеал - есть демократический «вселенский» проект нравственного объединения всех, равенства и гражданства, который позже воплощен в теории правового государства.
П. Б. Струве утверждал религиозное значение идеи
правового государства, понимая под этим, прежде всего, высшую религиозную связь
между поколениями. Проблема
правового государства объединяла идеи о праве, культуре, религии, нации. В своей доктрине «национального
либерализма» П. Б. Струве устанавливал тесную взаимосвязь между государством, нацией и
культурой.
Национальный дух находит свое объективное воплощение в культуре, закрепляющей, по П. Б. Струве,
степень самосознания
(в первую очередь в форме правосознания) народа. Доктрина «национального либерализма» послужила
теоретическим обоснованием
концепции «Великой России», сочетающей «идеал государственной мощи, идеи дисциплины народного
труда, права и прав». Эта концепция была своеобразной программой по возрождению отечества,
свободы личности, мощи
государства.
В концепции Е. Н. Трубецкого идея правового государства также
соединялась с
идеалами добра и справедливости на православной основе, являвшимися
традиционными для всей русской теоретико-правовой мысли. При этом его позиция
входила в противоречие с П. Б. Струве, который утверждал религиозное значение идеи правового
государства, понимая под этим, прежде всего, высшую религиозную связь между
поколениями. Согласно воззрениям Е. Н. Трубецкого, утверждение нравственного
смысла и духовных корней государственности требовало решения нравственного
противоречия - между этикой индивидуальной и этикой национальной, «этикой
евангельского совершенства
и той, которая лежит в основе жизни государства». Мыслитель предлагал
религиозное разрешение этого противоречия, основанного на христианских позициях
и выражающееся в утверждении нравственной правды обоих этих императивов. В этом разрешении и
заключается оправдание государства, за которым утверждается определенная нравственная задача.
В заключении можно сделать выводы о том, что неолиберальные мыслители России начала XX века видели назначение правового
государства в «общественном служении». Личная свобода, как ее понимали
русские правоведы рассматриваемого периода С. А. Котляревский, Б. А.
Кистяковский, С. Л. Франк и др.,
должна была выражаться, в личной, неприкосновенности; свободе совести, слова, свободе
обращения к себе подобным и так далее.
Российская
неолиберальная правовая мысль сформулировала основные положения теории правового
государства, главными из которых были принципы ограниченности государственной власти признанием за
личностью неотъемлемых,
ненарушаемых и неприкосновенных прав, но и все свободы и права также получали строгую регламентацию,
исключающую их взаимное столкновение.