Доцент, Кандидат
Архитектуры Разин
А. Д.,
Бакалавр
архитектуры Давыдова И. С.,
Российский
университет дружбы народов
Новый комплекс посольства России в США.
Посольство
России по праву считается одним из самых больших и красивых в Вашингтоне.
Земельный участок «Маунт Альто» на Висконсин авеню,
где располагается посольский комплекс, был предоставлен в аренду СССР на 85 лет
на основании соглашения между СССР и США (1969 г.). По соглашению 1972 года США
передана территория в Москве той же площади и на тех же условиях для
строительства нового посольства. Второе соглашение также предусматривало, что
стороны должны ввести оба здания в эксплуатацию одновременно.
«Маунт Альто» – третий по высоте холм в Вашингтоне. С
него открывается вид на Капитолий, Белый дом, Пентагон и Госдепартамент. Ранее
на этом месте располагался госпиталь для ветеранов.
Комплекс Посольства спроектировал известный советский
архитектор, разработчик Государственного Кремлевского дворца и ряда других
монументальных сооружений столицы М.В.Посохин. В 1979 году завершилось
строительство жилого дома, школы, детского сада и спортивных объектов.
Административное и представительское здания были готовы в 1985 году.
Во время визита в США в сентябре 1994 года Б.Н.Ельцин
совместно с Б.Клинтоном провел церемонию открытия нового Представительского
здания Посольства России. Его площадь составляет 6,3 тыс. кв. метров.
Помещения служат местом проведения протокольных мероприятий, включая приемы,
конференции и пресс-конференции, семинары, концерты и рабочие встречи. Все
основные материалы, использовавшиеся при строительстве, имеют российское
происхождение. Лишь некоторые предметы мебели и осветительные приборы – работы
зарубежных мастеров. Белый русский мрамор, доминирующий в отделке, оттеняют
темные итальянские и греческие сорта, что придает зданию особую
торжественность.
Две небольшие комнаты на первом этаже предназначены
для рабочих встреч дипломатов. Северный зал отдает дань уважения истории и
культурному наследию Белоруссии. Главным декоративным элементом комнаты
является гобелен работы В.А.Ткачева, на котором изображена девушка в
национальном костюме с хлебом и солью в руках – символами гостеприимства
славянских народов. Интерьер выполнен в сдержанной и вместе с тем изысканной
манере. Его органично дополняют графические рисунки, показывающие разнообразие
и красоту природы двух стран.
Соседний, более просторный Южный зал посвящен Украине.
Поэтому в нем доминируют желтый и голубой цвета. На стенных гобеленах –
изображения героев русских и украинских сказок. Ведущий в вестибюль коридор,
куда выходят двери обеих комнат, украшен работами художника Д.В.Меринова – одного из основоположников русского
авангарда.
Великолепная мраморная лестница приводит гостей на
второй этаж –
в самую красивую и элегантную часть здания. Фронтон вестибюля занимает
декоративное панно-триптих работы заслуженного художника Российской Федерации
С.Н.Александрова. Его центральная часть «Государственные символы России»
объединяет четыре главных элемента: государственный герб, государственный флаг,
официальную резиденцию Президента Российской Федерации – Сенатский дворец
Московского Кремля и Спасскую башню.
Боковые части триптиха как бы рассказывают историю России в орденах и знаменах.
Панно «Знамена и флаги России» выстроено по принципу хронологической
последовательности. Зритель может проследить эволюцию российской геральдической
традиции – от самых ранних экземпляров до современных штандартов Президента и
Министра обороны России.
Аналогичным образом панно «Ордена и медали России» иллюстрирует развитие
системы российских наград – от старейшего ордена Андрея Первозванного до новых
наград современной России.
Бальный зал, также известный как «Золотой зал»,
логично занимает центральное место в архитектурном ансамбле. Он используется
для больших приемов и концертов. Две боковые стены покрыты эмалевой росписью.
Эмалевые панели выполнены в середине 80-х годов группой художников под
руководством ныне широко известного российского скульптора З.Церетели.
Композиция на левой стене включает в себя изображения старинных русских
городов, многие из которых расположены на туристическом маршруте «Золотое
кольцо». На противоположной стене – современные виды столиц 15 бывших советских
республик.
Москва занимает центральное место на обоих панно.
Периметр потолка украшают гербы различных субъектов Российской Федерации.
Отголоском советской традиции в искусстве выступают персонифицированные образы
четырех различных профессий – рабочего, крестьянина, художника и космонавта. Гербы
Москвы и Санкт-Петербурга располагаются
на противоположных краях потолка. Это символизирует вековое соперничество между
исторической и «северной» столицами.
В люстрах и многочисленных настенных бра использован
богемский хрусталь. Общий художественный ансамбль дополняет паркетный пол с
инкрустациями из различных сортов дерева.
В дальнем правом углу можно увидеть один из самых
ценных экспонатов Посольства – украшенную золотом икону, образ Пресвятой
Богородицы Казанской, благословленную и принесенную в дар Посольству Его Святейшеством
Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым.
В проведении приемов также используются четыре малых прилегающих зала, симметрично
расположенные по бокам от Золотого. Все вместе они позволяют принимать до 2000
гостей одновременно.
Петровский (Голубой) зал посвящен самому известному
российскому императору – Петру I. Одна из его заслуг состоит в создании
российского флота, о чем символически напоминает цвет морской волны в обивке
стен. Примечательно, что голубая гамма повторяется также в коврах и элементах
люстр, что придает интерьеру завершенность.Портрет Петра, размещенный в центре
противоположной от входа стены, репродукция гравюры нидерландского художника
Якоба Хоубракена 1718 года.
Прилегающий к Петровскому Красный зал – идеальное
место для чайных и кофейных церемоний, ланчей и небольших приемов. Его главным
украшением являются картины советских и современных российских художников.
Каминный зал представляет собой импозантное и вместе с
тем уютное помещение, которое используется для переговоров, приемов с рассадкой
и небольших пресс-конференций. Центральное место в нем занимает полированный
стол из российского резного дуба с инкрустациями карельской березы.
Помимо изысканного камина, повторяющего мотивы
изразцовых каминов начала XVIII века, в комнате есть две картины современного
российского художника В.Лашина. На стенах напротив друг друга – два больших
гобелена из города Иваново.
Особенность художественного решения заключается в
противопоставлении архитектурного богатства более аристократической европейской
России и древних исконно русских
земель.
Конференц-зал Посольства рассчитан на 150 мест и
регулярно используется при проведении тематических мероприятий, конференций,
семинаров, встреч со студентами.
Палехский (Зеленый) зал отражает вековые традиции
русского народного ремесла. Роспись выполнена с использованием яичной темперы и
золота художниками мастерской «Палешане».
В качестве сюжетов авторы взяли старинные русские
былины и сказы.
В Желтом зале выставлены работы скульптора российского происхождения Петра
Шапиро.
Последнюю работу автор назвал «Золотая осень». Тема
осени подчеркивается желтыми тонами комнаты.
Величие и красоту Представительского здания Посольства
России в Вашингтоне отмечали, высокопоставленные американские чиновники,
иностранные дипломаты и простые граждане.
Литература:
1. Пекарева Н.А. М.В. Посохин. М., 1985.
2. Посохин М.В. Дороги
жизни. Из записок архитектора. М., 1995
3. http://www.krugosvet.ru/