Учитель информатики и математики
высшей квалификационной категории
МБОУ СКОШ №36
III-IV видов
Романова Марина Олеговна

 

Веб-квест
как один из популярных и современных видов
образовательных интернет-технологий

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты  второго поколения, которые определяют основные направления образовательной национальной политики «Наша новая школа».

         Приоритетная  цель современного  российского  образования — научить учиться, т.е. сформировать и  развить способности ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Учителя современной школы широко используют мультимедийные технологии на своих уроках. При подготовке к урокам и дополнительным занятиям они все чаще обращаются к опыту коллег, который размещен на страницах различных объединений в сети Интернет. Требования современного общества таковы, что во главу угла ставятся информационно-коммуникационная компетентность учителя и ученика. А, следовательно, современная школа должна создавать условия, при которых каждый учащийся может научиться работать с информацией: находить ее самостоятельно и обрабатывать, овладевать информационными и телекоммуникационными технологиями, получая новые знания.

Одной из новейших технологий в современном образовании является web-квест (от англ. «web-quest»), что означает «Интернет-поиск». Веб-квест ориентирован на учеников, вовлеченных в учебный процесс, и направлен на развитие критического мышления.

 

«Образовательный веб-квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу <…> Он охватывает отдельную проблему, учебный предмет, тему, может быть и межпредметным. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет)» (Быховский Я.С. «Образовательные веб-квесты»).

Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, с которыми работают учащиеся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сфокусированного не на поиск информации, а на её использование.

Веб-квест способствует поиску информации, развитию мышления учащихся на стадии анализа, обобщения и оценки информации, формированию компьютерных навыков учащихся и расширению их словарного запаса, а также поощряет учеников за «умение учиться без учителя». Таким образом,  Веб-квест является эффективным методом как обучения, так и учения.

Как работает Веб-квест?

Прежде чем разделить учащихся на группы, весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия. В ходе решения веб-квеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. Веб-квест – это не что иное, как сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.

В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа учащихся (часто с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-ресурсов, подготовленных автором – учителем. Веб-квест – это не простой поиск информации в сети: учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения. Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует развитию мышления и дает основу прочных знаний.

Итак, Web-Quest – это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Именно поэтому, веб-квест стал одним из популярных и современных видов образовательных интернет-технологий.

 

Технология веб-квест позволяет формировать следующие компетенции:

 

— использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);

— самообучение и самоорганизация;

— работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

— умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

— навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащиты и защиты проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

 

 

 

 


Основные требования к веб-квесту

 

1) Ясное вступление. В нем должны быть четко описаны главные роли участников и их сценарии. В данной части необходим предварительный план работы и цельный обзор всего квеста.

2) Центральное задание. Оно должно быть понятно всем участникам квеста, увлекательно и выполнимо. В данной части должен быть четко определен итоговый результат самостоятельной работы группы участников или отдельных участников (например, задается серия вопросов, на которые нужно найти ответы; прописывается проблема, которую необходимо решить; определяется позиция, которая должна быть защищена, и указывается другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

3) Список информационных ресурсов. Данный список необходим для выполнения задания. Он должен быть аннотированным.

4) Описание процедуры работы.  Оно необходимо каждому участнику квеста для выполнения самостоятельных заданий.

5) Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Участник вебд-квеста должен заранее знать систему оценивания его результатов, чтобы достичь положительных результатов. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

6) Руководство к действиям. Эта часть описывает, как организовать и представить собранную информацию; как аккумулировать новые знания, добытые каждой группой в отдельности, для понимания общей картины решения вопроса всеми участниками квеста. Данное руководство может быть представлено, например, в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу или представлением "заготовок" веб-страниц и др.

7) Заключение. В этой части суммируется опыт, полученный участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

С данным видом образовательных интернет-технологий я работаю два года. Обучающиеся под моим руководством создают несложные (одноуровневые) квесты (проектная деятельность обучающихся) и апробируют их на уроках информатики в МБОУ СКОШ №36 г. Озерска Челябинской области. В данном виде работы имеются достижения: web-квест обучающегося 11-А класса Кормакова Алексея (http://web-quest.school-36.org/) занял I место в зональном конкурсе образовательных web-квестов «С квестом – в Интернет!» (21 марта 2014 года, г. Озерск, Челябинская область), III место на Федерально-окружном соревновании Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Уральскому федеральному округу в рамках Всероссийского технического форума (4-5 сентября 2014 года, г. Челябинск) и I место во Всероссийском конкурсе научно-практических  проектов «Творческий контест» (3-5 марта 2015 года, г. Северск, Томская область).

Хочу поделиться основными этапами работы над web-квестом.

На начальном этапе определяется обучающийся из старшего класса, который под руководством наставника выбирает актуальную тему, интересную большей части ребят-сверстников (например, «Обслуживание компьютера или как увеличить его производительность без покупки дополнительных деталей»). Данный ученик создает сайт, в котором знакомит обучающихся  с основными понятиями по выбранной теме, определяет роли для участников квеста (по 1-4 человека на одну роль). На данном этапе все члены команды должны помогать друг другу в освоении теоретических основ и освоении компьютерных программ; в группах должно идти обсуждение по решению поставленной проблемы. Например, все участники квеста разбиваются на 4 группы: «тестировщики», «дефрагментаторы», «специалисты по реестру и временным файлам»  и «очистители пыли». Каждая роль важна для решения поставленной задачи и каждая из них требует определенных знаний и умений. Из колоссального потока информации выбрана нужная и представлена на сайте та информация, которая позволит участникам квеста овладеть базовыми знаниями. Так, например, тестировщики должны познакомиться с бенч-марком Сандра, дефрагментаторы — с программой AusLodgic Defrag и с дефрагментатором, встроенным в ОС Windows; специалисты по реестру узнают что такое реестр и надо ли его чистить, а также познакомятся с понятием «временные» файлы и программой CCleaner; уничтожители пыли узнают о том, «кто» живет на клавиатуре, какой вред может принести пыль и как от неё избавиться.

На следующем, ролевом, этапе участники выполняют задания. В соответствии с ролями класс делится на группы, каждая из которых изучает теоретическую основу поставленной проблемы, выполняет практические задания, проходит итоговый тест  и готовит доклад для участников других групп (ролей). Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания сайта.

На этапе «Задачи» осуществляется поиск информации по конкретной теме; разрабатывается структура сайта; создаются материалы для сайта; дорабатываются материалы для сайта. И на заключительном этапе команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования. По результатам формулируются выводы и предложения; проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Результаты оценивают как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение веб-квестов в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Таким образом, реализация приоритетного национального проекта «Образование» предъявляет новые требования к современному учителю.

      Постепенно преодолевается  авторитарный стиль  общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать  требовательность  к обучающимся с проявлением  педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

     В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника, занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её  применения в реальной жизни.