М.К.Булакбаева – к.п.н., доцент
Б.А.Мухаметжанов – к.п.н.
Казахстан, Алматы
Развитие
творческого потенциала будущих учителей
в процессе их включенности в научно-исследовательскую деятельность
Современное общество нуждается в личностях
творческих и активных. Каждому человеку необходимо научиться жить в постоянно
изменяющемся мире, адекватно реагировать на эти изменения, уметь предъявить
миру свою уникальность и индивидуальность. Это напрямую связано с
необходимостью формирования творческого потенциала личности, способности к
преобразовательной, конструктивной деятельности, выработке творческого подхода
к жизни.
Новые взгляды на высшее образование заключается в
целенаправленном развитии творческого потенциала будущего специалиста.
Важнейшая социальная функция высшей школы – подготовка
специалистов, способных развивать профессиональную деятельность, расширять, а
не только воспроизводить социальный опыт, создавать новые знания и ценности.
Сегодня необходимо создание по сути качественно новой модели формирования
специалиста, предусматривающей коренную перестройку структуры, содержания и
методики процесса обучения.
Образование, профессиональные знания и умения, общие и
специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества
составляют профессиональный потенциал развития специалиста. Профессиональное образование - это процесс формирования и развития
установок, а также знаний, умений и навыков для занятий определенной
профессией.
Само по себе понятие «потенциал» достаточно широко употребляемое, и,
вероятно, поэтому во многих словарях дается весьма лаконичное его пояснение.
Скажем, словарь иностранных слов дает следующее определение “потенциала” (от
лат. potentia – сила, мощь) – совокупность имеющихся средств,
возможностей в какой-либо области, например, военный потенциал какой-либо
страны – совокупность ее экономических, морально-политических и военных
ресурсов для ведения войны.
Другое определение дает толковый словарь
терминов и понятий, согласно которому “потенциал – это источники, возможности,
средства, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения
какой-либо задачи, достижения определенной цели: совокупные возможности
индивида, организации, государства, общества в определенной области. Различают «потенциал» трудовой, кадровый, промышленный,
военный, управленческий, образовательный, интеллектуальный, научно-технический
и т.д.”.
Как видим, данное определение в сущности
повторяет предыдущее, но его отличие в том, что оно выявляет разнообразие
потенциалов. Вместе с тем понятие “потенциал” по смыслу фактически близко
понятиям “ресурс”, “потенция”. Потенциал как ресурс актуализируется в
настоящем, как потенция – в будущем, хотя существуют возможности, которые не
всегда реализуются.
Переход страны к рыночной экономике
предъявляет новые требования к личности, уделяя все больше внимания на ее
творческие способности. В условиях подвижной конъюнктуры на рынке труда
востребованы специалисты инициативные и творчески активные, профессионально
мобильные и подготовленные к самообразованию. В настоящее время владение
человеком определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками не
является единственным показателем его квалифицированности и профессионализма.
Современному работнику необходимо быть интеллектуально и духовно развитой
личностью, самостоятельной и ответственной, способной к сотрудничеству.
В настоящее время квалификационные
требования к специалистам существенно изменились. Поэтому необходимо, чтобы
каждый выпускник вуза, мечтающий об интересной и престижной работе, осознавал,
что в современном обществе востребованы личности творческие, активные,
способные неоднократно менять профиль своей деятельности, достаточно быстро
адаптироваться к будущей профессии и применять полученные знания в различных
областях профессиональной деятельности.
«Творчество, - делает умозаключение
П.Вайнцвайг, - высочайшая из человеческих функций, которая зиждется на свободе
воли и воображения. Именно свобода и воображение, если к ним подходить с
ответственностью, помогают человеку быть творцом будущего, а не только
порождением прошлого... люди рождены для творчества - это их богатство, право и
основа судьбы. Творчество - это возрождение, вечный источник молодости;
творчество придает свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы
занимаемся, о чем думаем и что чувствуем.
В творчестве мы используем свои уникальные
возможности и выражаем неповторимость наших мыслей и чувства. Каждым творческим
проявлением мы развиваем Силу Личности, которой доступно созидание».
Умозаключение П.Вайнцвайга подтверждает и утверждение С.Д. Смирнова, который
отмечает: «...творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию
личности». Он приводит следующие критерии творческой деятельности:
1. Творческой называется такая
деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.
2. Новизна процесса, с помощью которой
этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действования).
3. Преодоление логического разрыва на пути
от условия задачи к ее решению.
4. Способность самостоятельно увидеть и
сформулировать проблему.
5. Ярко выраженное эмоциональное
переживание, предшествующее моменту нахождения решения
6. Устойчивая и длительная или более
кратковременная сильная мотивация.
Г. Гельмгольц, А.И .Пуанкаре и др.
выделили 4 фазы творческого решения: фаза собирания материала, накопления
знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;
фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на
уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой
деятельностью; фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно
неожиданно или целиком появляется в сознании; фаза контроля или проверки,
которая требует полной включенности сознания.
Творчество как созидание в самом высоком значении этого
слова, особое отношение человека к миру, особая сила, проникающая в самые
глубины и выводящей за пределы себя, превращающей хаос в гармонию в человеке и
в мире полагали К.Н.Вентцель, О.А.Казанский. Творчество как
величайшую тайну жизни, тайну явления нового, не бывшего, ни из чего не
выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося провозглашал
Н.А.Бердяев. Творчество, определяемое с позиций экзистенциализма, как особенное
отношение субъекта к миру и самому себе, содержание которого не поддается
распредмечиванию, поскольку оно внедеятельностное, за-пороговое представлял
современный философ Г.С. Батищев. Более того, он утверждал, что творчество не
может быть только деятельностью по созданию нового, ибо при такой
трактовке понятия теряется сама личность, творец, а где происходит подобного
рода "выпадение", там исчезает и творчество.
Вместе с тем, с позиций психологической науки (А.В.
Петровский, Я.А. Пономарев, Нат. Роджерс, А.Т. Шумилин, М.В. Силантьева и др.),
творчество осмысляется через механизмы деятельности (ее репродуктивные и
творческие компоненты), направленной на достижение новой продукции
(материальной, интеллектуальной), нового качества привычных вещей, явлений. При
этом сущность творчества соотносится с самодеятельностью, самостоятельностью,
инициативой как процессуальными характеристиками человека (работы
С.Л.Рубинштейна, В.В.Давыдова, И.С.Кона, Л.М.Попова); с присвоением и
созиданием культуры, ценностей (А.Н.Леонтьев); с системой противоречий в жизни
человека, побуждающих его к активности (К.А.Абульханова-Славская, с
внутренними и внешними психологическими механизмами, обуславливающими данный
процесс (Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн).
Осмысляя вышесказанное, необходимо отметить, что
творчество имеет в своей основе два взаимообогащающих начала: личностное и
деятельностное, которые могут развиваться только друг через друга. Поэтому
творчество может рассматриваться как внутреннее сущностное свойство
деятельности личности, проявляющееся как в деятельности вообще, так и в
конкретных формах. Такой конкретной формой деятельности является
исследовательская деятельность человека.
Глубокое рассмотрение особенностей исследовательской
деятельности человека находим у отечественного философа В.В.Розанова. Согласно
его идеям, осуществление процесса исследования связано с понятиями
"разум" и «познание». Как считал В.В.Розанов, человек может осуществлять исследовательскую
деятельность в двух формах: исследовании как «вторичном проверяющем познание чего-либо, уже ранее узнанного» и изыскании «как первичном
познании чего-либо неизвестного».
Исследовательская деятельность, по В.В. Розанову, может быть определена как чисто творческая деятельность, направленная
на познание Космоса,
Природы и Человека и постижение «всеобщих
человеческих мнений и всеобщих человеческих дел». Изучение работы современного философа Ю.А.Урманцева, исследующего
категорию «постижение», позволяет нам
расширить смысловое определение исследовательской деятельности, данное
В.В.Розановым. В связи с этим, исследовательская деятельность может
рассматриваться как последовательное раздвижение границ познания и понимания
Бытия.
Приведенная А.Ю.Урманцевым структура процесса
постижения, в равной мере может объяснять структуру процессов исследования и
творчества.
Творчество и исследование являются
взаимообусловленными и взаимосвязанными процессами, основную характеристику
которых составляет органичное взаимодействие и взаимопроникновение друг в
друга. Выдвигая это утверждение мы опирались на положения И.М. Когана, о том,
что творческий поиск предполагает «разрывать путы
привычных установок и стереотипов, осмысливать
исследуемые объекты с необычных может быть даже
парадоксальных позиций» и В.А. Петровского о том, что творчество
как научное, техническое так и художественное направлено с одной стороны
на преодоление сложившихся установок, норм, традиций, а с другой - на непрерывное исследование пределов
созидательной деятельности, расширение границ самореализации. Однако и
исследование, и творчество как самостоятельная деятельность личности возникают
только тогда, когда появляется внутренняя потребность в них, поскольку, по
словам В.П.Зинченко внешний источник, его вызов и приглашающая сила, бессилен,
когда иссякают внутренние, собственные источники и движущие силы, являющиеся
предпосылкой развития любых процессов.
Уровень творчества в деятельности педагога отражает
степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей.
Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее
особенностью. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника,
искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного
нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие
личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор,
создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для
получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на
основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных
знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять
оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать
исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий
специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций
и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного
эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но
опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто
добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению
профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и
учителей.
По нашему мнению, область проявления педагогического творчества определяется
структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает
практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ
результатов.
Summaru
This
article covers matters concerninq development of creative potential in future
teachers in the course of their involvement into research activity. Creativity and interdependent and
interrelated processes, the main feature of which is interaction and
interpenetration into each other.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
1.
Вислогузова М.А., Сушкова
Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. – М.,
1995.
2.
Дикарева Т.В. Развитие творческого потенциала студентов в
воспитательно-образовательном пространстве колледжа. – М., 2006.
3.
Дьяченко М.И.,
Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск, 1993.
4. Кунгурова И.М. Педагогические условия
формирования творческой активности студентов педагогического вуза. – СПб., 2002.
Заявка
-
Булакбаева Мейрамгуль Кенесбаевна, Мухаметжанов Бахытбек Акажанович
-
Казахстан, Алматы
-
К.п.н., и.о.доцента и к,п.н.
-
Доцент и ст. перподаватель.
-
87016741100 – сот.; mail_1@ru – электронный адрес.
-
Развитие творческого потенциала будущих учителей в процессе их включенности
в научно-исследовательскую деятельность
-
Заочная форма участия.
М.К.Булакбаева – к.п.н., доцент
Б.А.Мухаметжанов – к.п.н.
Казахстан, Алматы
Развитие творческого потенциала студентов
в воспитательно-образовательном пространстве вуза
В настоящее время школе, как никогда, нужны учителя с
высоким качеством знаний, с умением анализировать, корректировать свою
профессиональную деятельность, использовать в своей работе достижения
педагогической науки, инновационной практики. Актуальной становится проблема
выявления психолого-педагогических условий, в которых будет происходить
развитие творческого потенциала будущих учителей, социальных педагогов,
организаторов воспитательной деятельности и многих других специалистов,
подготовку которых осуществляют вузы и ссузы.
Анализ философских, педагогических, психологических
работ по проблеме развития творческого потенциала личности даёт возможность
выделить несколько подходов к определению понятия «творческий потенциал»:
- система знаний, убеждений, на основе которых
строится, регулируется деятельность человека, развитое чувство нового,
способность быстро менять приёмы действия в соответствии с новыми условиями
деятельности (Т.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткин);
- характерное свойство индивида, определяющее меру
возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В.Колосова);
- система личностных способностей, позволяющих
оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний,
умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность
к творческой самореализации и саморазвитию (В.Г.Рындак).
Мы рассматриваем творческий потенциал будущих учителей
как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность,
готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию.
Современное состояние теории и практики образования
характеризуется множеством подходов, концепций, разнообразием содержания,
методов и форм обучения и воспитания. Главным действующим лицом изменений в
системе образования выступает учитель, актуализируются новые требования к
подготовке учителя.
Развитие творческого потенциала рассматривается в
педагогике как неотъемлемая часть процесса развития личности. Известный
отечественный психолог В.В.Давыдов отмечает, что личностью является индивид,
обладающий определенным потенциалом. То есть, творческое развитие есть высшее
направление в развитии человека в целом.
Известно, что более или менее «прямого» пути к творчеству нет, поскольку ни
знания, ни умения, ни навыки сами по себе не гарантируют соответствующего
качества личности. Вместе с тем, сегодня уже нельзя ограничиваться только
решением задачи управления усвоением научных знаний - необходимо вскрыть
дополнительные резервы управления развитием творческого потенциала учащейся
молодёжи (В.И.Андреев).
Процесс развития творческого потенциала должен
строиться с учётом составляющих компонентов. В качестве таких компонентов
структуры творческого потенциала выступают (по Торгашиной Т.И.):
- интеллектуально-содержательный, характеризующий
наличие информации о содержании и структуре преобразовательной деятельности,
владение приёмами и способами преобразований;
- мотивационно-личностный, характеризующий наличие
потребностей в творческой деятельности;
- процессуально-деятельностный, характеризующий саму
деятельность.
При всей своей индивидуальности и неповторимости
процесс развития творческого потенциала будущих педагогов - это регулируемый,
управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических
условий, которыми на наш взгляд являются:
1. Учет возрастных способностей и возможностей
студентов педагогических заведений.
Психологи отмечают нелинейность становления творческой
активности, наличие двух пиков её развития: первый пик 9-10 лет (3 класс
школы), второй пик - юношеский возраст (старшие классы, первые курсы колледжей,
училищ).
2. Трансляция творческого потенциала учителя.
Ведущей фигурой, определяющей уровень проявления
творческих качеств и творческой активности учащихся, является преподаватель с
его интеллектом, уровнем психолого-педагогической подготовки, способностью к
эмпатии и воспитанию нового (Ю.В. Шаронин).
Таким образом, развитие творческого
потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при
условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения.
3. Сотворчество.
Имея много общего с другими видами
творчества (научное, художественное, техническое и др.), педагогическое
творчество обладает своеобразием, связанным с характером процесса и его
результатом - личностью ученика, студента. Педагог как творческая личность
стремится к творческому взаимодействию с детьми и к творческому преобразованию
их, но при этом к преобразованию самого себя. Такой педагог не абстрагируется
от содержания образования, от самого учебного процесса. Он рассматривает
отношения учителя и ученика не как функциональные, а как межличностные, урок не
как ритуал, а как естественный фрагмент жизни, где ученик и учитель - партнёры
по «живому событию» (С.В.Белова).
4. Дидактическое взаимодействие.
Основанный на равноправии, взаимном
доверии, признании самоценности его участников, диалог создаёт условия для их
максимально полного творческого роста. В последнее время обозначилась проблема:
кому осуществлять общение с учащимися. Большое внимание этому аспекту
деятельности педагога уделяется в системе подготовки и переподготовки
специалистов (Ю.И.Емельянов, Г.А.Ковалёв).
5. Творческая атмосфера.
Требующая свободы мысли и
самопроявления, нацеленности на восприятие нового и необычного, поощрения
независимости и самостоятельности суждений, воспитания любознательности,
способности мыслить не стандартно. Как создать атмосферу творчества в
образовательном пространстве? Мы считаем, что для этого необходимо:
- демонстрировать студентам свои усилия
по реконструированию содержания, форм и методов обучения, открывать доступ в
лабораторию со своего профессионального творчества;
- показывать, что без участия со
стороны студентов невозможно творчество преподавателей, поскольку оно всегда
сотворчество, всячески подчёркивать соавторство студентов в рождении новых
педагогических идей;
- обсуждать с будущими учителями
внедряемые в учебном заведении инновации, причём не только организационного, но
и сугубо дидактического плана;
- вовлекать студентов в работу по
созданию «копилки новых идей».
Ещё раз хотим указать на важность роли,
которую выполняет в творческом процессе учитель. По существу, он является
организатором этой деятельности и от его личных качеств, от уровня развития его
творческого потенциала зависит развитие творческого потенциала учеников.
Современный этап развития мирового
сообщества характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными
процессами, причем инновации все более приобретают статус генерального индикатора
культурного развития. Условием прогресса становится готовность общественного и
индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни социума и принятию
нового как ценности.
Соответственно изменяется взгляд на
место и роль человека в инновационном обществе. С позиций новой социокультурной
парадигмы личность рассматривается как активный субъект, способный
воздействовать на социальное развитие, создавать новое пространство жизни,
духовный мир науки, религии, культуры, нравственные нормы, задавать новые
направления общественного развития. В связи с этим приоритетную роль в
социальном прогрессе начинает играть образование. Его первоочередной задачей
становится развитие у человека таких качеств и способностей, которые позволили
бы ему не только комфортно существовать, адаптируясь к быстро изменяющимся
социальным условиям, но и, преодолевая трудности, связанные с восприятием
новаций, создавать качественно новое социальное пространство.
В теории и практике отечественного
образования постепенно происходит переход от технократической парадигмы
рационализма к гуманистической, антропогенной парадигме культуросообразности и
культуротворчества. Основным образовательным ориентиром сегодня становится
развитие личности, ее потенциала, который обращен в будущее и, наряду с
решением актуальных проблем социального и профессионального бытия человека,
ориентирован на его жизненную перспективу, определяет его способность к
творческому восприятию и решению вновь возникающих жизненных задач,
подготавливает будущие трансформации его личности.
В первую очередь, это касается личности
учителя. Педагогическая деятельность требует от человека постоянной творческой
готовности, поиска нетривиальных и в то же время оптимальных решений в
нестандартных профессиональных ситуациях, непрерывной самореализации,
саморазвития. Учитель работает с детьми, обладающими неповторимыми
индивидуальными особенностями. В процессе своей деятельности он имеет дело с
несколькими, существенно отличающимися друг от друга поколениями юных граждан.
Поэтому важнейшим залогом успеха педагога сегодня становится высокий и
постоянно развивающийся личностный потенциал.
Он включает весьма обширный круг качеств
и свойств. Своеобразным «ядром» личности педагога следует признать ее
профессионально-смысловой потенциал, который представляет собой сложную,
нелинейную, открытую и самоорганизующуюся систему, определяющую гуманистическую
направленность мировосприятия и миропонимания, действий и поступков учителя,
его высокую адаптивность, способность к творческой самореализации и духовному саморазвитию в вероятностном пространстве социальной и
профессиональной жизни. Поэтому в современных социокультурных условиях именно
ценностно-опосредованный профессионально-смысловой потенциал будущего педагога
и должен, на наш взгляд, стать основным объектом внимания в процессе развития
его личности.
Важнейшим преимуществом
потенциал-ориентированного подхода к процессу профессионально-личностного
становления педагога является то, что он позволяет заложить основы
профессионально-смысловой адаптации, самоопределения, саморегуляции и
саморазвития. В современных общественно-экономических и культурных условиях
именно такой подход призван обеспечить оптимальное сочетание духовной
(нравственной, эстетической, гражданской и пр.) устойчивости и изменчивости
учителя в процессе постоянной социальной и профессиональной динамики.
Особый - вероятностно-вариативный,
творческий - характер профессионально-смыслового потенциала личности будущего
педагога требует соответствующих источников и средств формирования и развития.
Важнейшим из них является профессионально-смысловой потенциал педагогического
образования, представляющий собой отличающуюся внутренней динамичностью систему
личностно-психологических, акмеологических, содержательно-целевых и
организационно-деятельностных ресурсов и воспитательных возможностей.
Последовательное изучение данного потенциала становится в последнее время одним
из важнейших направлений современной педагогической науки, так как его
адекватное использование способно придать процессу становления личности
будущего учителя диалектический, нормативно-творческий характер. Развитие
ценностно-опосредованного профессионально-смыслового потенциала личности
будущего учителя представляет собой нелинейный процесс индивидуального поиска,
выбора, творческой интерпретации, интериоризации и практической актуализации
студентами аксиологического, мировоззренческого и культурологического
компонентов педагогического образования в интерактивном общении и
взаимодействии с преподавателями.
Использование профессионально-смыслового
потенциала педагогического образования для развития смысловой сферы личности
студентов требует его последовательного и творчески преобразующего
моделирования (анализа, оценки, модификации, систематизации), актуализации и
практической реализации в образовательном процессе педагогического вуза.
Summaru
This
article covers problems of development of creative potential of students in educational
space of university. Pprocess of
creative potential development should be formed with regard to its
components. Such components of creative potential<s structure are:
-
intellectual and substantive component which defines presence of information about
content and structure of transformation activity, knowledge of methods and ways
of transformations;
-
motivational-personality component, which defines presence of needs in creative
activity, procedural and activity
component which defines the activity.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
4.
Вислогузова М.А., Сушкова
Ф.Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. – М.,
1995.
5.
Дикарева Т.В. Развитие творческого потенциала студентов в
воспитательно-образовательном пространстве колледжа. – М., 2006.
6.
Дьяченко М.И.,
Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Минск, 1993.
4. Кунгурова И.М. Педагогические условия
формирования творческой активности студентов педагогического вуза. – СПб., 2002.