Абишева В.Т., к. ф. н., доцент Карагандинского государственного университета имени
академика Е.А. Букетова,
Казахстан.
Ответственность как проявление профессионального
долга
Решение важнейших задач развития журналистики
- повышение качества, эффективности,
действенности, объективности СМИ,
культуры массовой коммуникации и
т.д. во многом определяется соблюдением принципов журналистской деонтологии. Одним из которых является ответственность
журналиста.
Понятие «ответственность» означает «обязанность,
необходимость отдавать кому-н. отчет в
своих действиях, поступках» [1, 468]. К своему поведению и
творческой деятельности журналист обязан относиться ответственно. Выполнение
профессионального долга требует компетентности, объективности, правдивости.
Известно,
что индивид сталкивается с конкретным
долженствованием, только становясь представителем определённого класса,
определённой социальной или профессиональной
группы, то есть, занимая определённое социальное положение в структуре
общественных отношений. И вполне понятно, что классификация ответственности
осуществляется главным образом исходя из видов ролевых обязанностей и тех социальных отношений, из которых они
возникают, то есть на основе объекта ответственности. Так, в научной литературе
различают политическую, юридическую, профессиональную, речевую и другие виды ответственности. Все
виды ответственности объединяет то, что они представляют собой формы контроля
за деятельностью субъекта на различных её этапах и характеризуют ответственность
либо с позиций общества, либо с позиций личности.
СМИ,
являясь уникальным способом коммуникации в массовых общностях, выполняют
информативную, идеологическую, образовательную функции, а также функции критики
и контроля. Для корректного осуществления этих функций журналист должен
осознавать свою ответственность перед обществом.
Согласно классификации Е.П. Прохорова, ответственность проявляется в трёх средах: гражданской,
этической, правовой [2, 298].
Применительно
к журналистике чаще рассматривается принцип социальной
ответственности как идеальный регулятор деятельности СМИ и главное условие их
существования в современном обществе. Возможность осуществления этого принципа
основывается на повышении этической и правовой культуры журналистов.
К.
Муздыбаев отмечает, что социальная ответственность как свойство личности
включает «точность, пунктуальность верность личности в исполнении
обязанностей и её готовность отвечать
за последствия своих действий. Всё это подразумевает честность, справедливость,
принципиальность личности. В то же время названные качества не могут
реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты:
способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости. Исполнение любой
обязанности требует волевых качеств и усилий: настойчивости, усердия,
стойкости, смелости, выдержки» [3, 24-25].
В.И. Сперанский определяет ответственность как социальное качество личности: «это одна из сторон
жизненной позиции человека. Ответственность направляет действия человека в соответствии с принятыми в обществе
социальными нормами. Социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность дать отчёт за свои
действия» [4, 68].
Мы рассматриваем
ответственность как проявление (осознание, принятие и
мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию,
деятельность и её результаты с необходимостью. Результаты
деятельности подлежат общественному
суду: неэтичное поведение - «суду
чести»; отступление от программных требований или направления СМИ - обсуждению
в кругу коллег. Иногда, в зависимости от меры нарушения, - с суровыми выводами,
вплоть до расторжения контракта, как например, это произошло несколько лет
назад в одном из карагандинских еженедельников, когда журналист выдавала материалы, «скаченные» из Интернета, за свои. После обнаружения случаев
плагиата и обсуждения в коллективе, она была уволена.
Безусловно, не
остаются безнаказанными журналисты вследствие нарушения законодательства. Здесь
они могут быть подвергнуты судебным
разбирательствам. Например, в последние годы увеличилось количество конфликтных
ситуаций, связанных с оскорблением в прессе и других СМИ чести и достоинства
граждан. Многие из них доводятся до суда и вызывают бурную реакцию общественности.
В условиях гласности повышаются требования
к творчеству журналистов: не
только к качеству письма, но и к более тщательной проверке источников
информации, которая сегодня стала
намного разнообразнее и острее. Во все времена
критерием качественной журналистики
оставались требования достоверности
и объективности информации, ответственности перед
обществом за полноту осведомления
аудитории относительно происходящего в городе, области, республике, в мире, за
систему даваемых оценок и выводов.
Как
известно, в основе любого журналистского произведения лежат факты –
своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся его структура. Факт -
предмет журналистского исследования, главный элемент, составляющий
содержание произведения, документальная
основа творчества. Стремясь к
объективному освещению событий, журналист не вправе подменять факт собственным
мнением, оценкой, трактовкой, интерпретацией.
Рассмотрим
один из аспектов данной проблемы.
Прежде всего обратимся к толкованию понятия «факт». Если в широком смысле фактом (от латинского fаctum - сделанное) называют
«действительное, вполне реальное, событие, явление; то, что действительно
произошло, происходит, существует» [1, 847 ], то теория
журналистики рассматривает факт с точки зрения теории познания как фрагмент
действительности, как невымышленное, достоверное отражение фрагмента реальности, обладающее
социальной репрезентативностью.
Чтобы быть уверенными в репрезентативности
фактов, журналистам нужно знать, во-первых, из каких источников они получены;
во-вторых, какие цели преследовали респонденты, сообщившие о тех или иных
фактах; в-третьих, четко отличать факты науки от обыденных фактов. Именно с
помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Для
полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в
информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах
используются самые разнородные факты: социальные, исторические, литературные,
юридические, культурологические и др. Не
случайно П.В. Копнин считает, что «факт представляет собой форму человеческого
знания, обладающего достоверностью» [5, 126]. Отношение к фактам как к единицам знания
и вызывает к ним доверие у людей.
Для журналиста важно не просто зафиксировать факт, но,
благодаря ему, увидеть социальные причины и связи жизненного явления или
процесса. Для журналиста факт всегда соотнесён с суждением о событии, служащим
утверждению истинности или ложности определённых положений, выяснению связей и
отношений между явлениями, между предметом и его свойствами
Существенное значение имеет тщательно
отобранная совокупность фактов, которые сами по себе обладают огромной
эмоциональностью и не требуют значительных словесных подкреплений. Поэтому столь важным моментом
журналистской работы является не только сбор фактического материала, но и
методы его обработки и изложения.
Безусловно, к публикации любой
информации автор должен относиться с большой ответственностью. Любителям спорта
вряд ли удалось «расшифровать» нижеприведённую заметку с
противоречивым содержанием:
«Сафин не поможет». Марат Сафин, скорее всего, не примет участия в матчах 1/8 финала кубка Дэвиса
между сборными России и Сербии. На официальном сайте теннисиста появилась
информация о травме, из-за которой ему придётся пропустить как выступления за
российскую сборную, так и индивидуальный турнир в Сан-Хосе. На корт Сафин планирует вернуться 25 февраля в
Мемфисе.
Однако как стало известно, капитан
сборной России Шамиль Тарпищев все-таки
включит Сафина в список заявленных
теннисистов на матч с Сербией».
После чтения данной публикации у
адресата осталось много вопросов: если
спортсмена планируют включить «в список заявленных теннисистов»,
означает ли это, что он примет участие в соревнованиях? Или всё-таки не примет? Из достоверных ли
источников «стало известно» о решении капитана
сборной или это лишь домыслы и предположения автора. Так одно или несколько неверных слов могут вызвать сомнения читателей в правдивости материала, в компетентности журналиста, в
объективности издания.
Факты и их связи, отражающие
действительность в понимании автора, составляют предметно-логическую основу,
которая анализируется с дух точек зрения: с позиций того, как факт работает на
раскрытие темы, и того, насколько он верен, не допущены ли искажение
действительности, двусмысленность или
противоречивость текста. О качестве публикуемого материала судят, определяя, удачны ли приведённые
факты, типичны ли они для данного явления, выражают ли главное, существенное, а
также достоверны ли они. Кроме того, автор и редактор должны следить за тем,
обладают ли они новизной, актуальны
ли в данное время, насколько
характеризуют описываемое явление, достаточно ли их, чтобы удовлетворяли
интересы аудитории, или, наоборот, не перегружен ли текст малозначимыми
подробностями, не несущими новой информации.
В средствах массовой информации и паблик
рилейшнз под фактом обычно понимается новость - реальное событие, положенное в
основу сообщения. Но на раскрытие темы должны работать и быть истинными,
достоверными не только сама новость, которая лежит в основе факта, но и то, что
ей сопутствует, составляет фон: событие, имя собственное, географическое
название, дата, отдельная цифра или статистические показатели, упомянутые в
тексте.
Анализ медиа-текстов показал, что, к
сожалению, в региональных СМИ не
являются редкостью фактические ошибки,
искажённая информация, сообщение непроверенных фактов, сомнительные сенсации.
В газете «Взгляд на события» привлекает
внимание фотография, изображающая роскошный
трёхэтажный особняк. Под ней подпись: «За этот «домик» Миттал заплатил 128
тысяч». Первая реакция читателя: в
каких купюрах эти тысячи: в тенге? в
рублях? в долларах? в евро? В любом
случае не покидают сомнения: слишком неадекватна сумма.
В большой, на целую полосу, статье,
иллюстрацией фактов из которой служит снимок, находим фразу: «Все прекрасно
помнят, как западная пресса «смаковала»
подробности свадьбы дочери Лакшми Миттала во Франции и покупку самого дорогого
особняка в Лондоне, за который
индийский миллиардер выложил 128
миллионов долларов». Как видим, разница в цифрах ( под снимком и в тексте),
являющихся сведениями, немалая. Читателя ввели в заблуждение. Работая с
цифровым материалом, журналист, редактор
должны помнить о сопоставимости цифр.
Нередко журналисты по разному трактуют один и тот же
факт или по одному и тому же событию публикуют разные сведения, пренебрегая правом и обязанностью проверять
достоверность информации в компетентных организациях.
Например, об
одной и той же погибшей газета пишет: «По всей видимости, женщина покончила с собой три дня назад», другая газета сообщает:
«Спасатели сделали вывод, что женщина не
сама утонула».
О находке
клада читаем в еженедельнике: «В маленький лоскуток были завёрнуты старинные деньги екатерининских времён - 390
рублей!». Другая газета утверждает: «Бумажные ассигнации конца 19 века - 1868 года - озадачили паренька». Третья пишет:
«Деньги оказались дореволюционными и
датировались началом двадцатого века».
Расхождения
значительные. Факты несопоставимые. Если учитывать, что Екатерина Вторая взошла на престол в 1762 году, а
ассигнации датированы 1868-м годом, то нельзя поверить первому изданию,
так же, как и третьему, поскольку 1868 год - это, понятно, не начало двадцатого
века. Хотя концом 19-го века, о чём пишет второе издание, этот год тоже можно
назвать с натяжкой.
Ошибок подобного рода,
безусловно, можно избежать, если журналист и редактор проявят должную бдительность, принципиальность и ответственность
в процессе анализа и оценки фактического материала.
«Не новость, что в ряде региональных еженедельников сегодня работают
непрофессиональные редакторы, не владеющие методикой редакторского анализа, в
частности анализа фактического материала. Полагаясь на автора, факты не всегда
проверяют»,- считает А.Н. Беззубов [6, 21].
Обладая правом на публичное вмешательство в самые
различные стороны жизни, журналист должен чрезвычайно ответственно подходить к
решению вопроса о вынесении результатов своего расследования Социальная
ответственность, предполагающая индивидуальность и самостоятельность, должна
выступать одним из основных профессиональных качеств журналиста.
Использованные источники:
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
2.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное
пособие. - М.: Изд. РИП - холдинг,
2002.- 322 с.
3.
Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.: Наука, 1983.- 240 с.
4.
Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности
формирования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- 152 с.
5. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. М., 1973.
6.
Беззубов А.Н. Ведение в литературное редактирование: Учебное пособие,
Санкт-Петербург, 1997.