Абишева В.Т.,   к. ф. н., доцент Карагандинского государственного университета   имени  академика Е.А. Букетова,

Казахстан.

 

                  Деонтологические проблемы журналистики

       К журналистам, как, впрочем, и к  представителям  многих других профессий, кроме  сугубо профессиональных, предъявляется целый ряд «требований»: определение мировоззренческих позиций, демонстрация  интеллектуальных возможностей, знание определенных правовых, этических,  речевых и  иных норм. Практика показала, что в период значительных преобразований в стране, затрагивающих все сферы  жизни, ведущую роль в развитии  журналистики играет ряд процессов:

  политических: изменение социально-политического устройства общества; смена

  идеологических ориентиров и приоритетов;

  экономических: ориентация на рыночную модель экономики;

  социальных: изменение социальной структуры общества; его расслоение;

  психологических: смена некоторых моральных установок, нравственных

  ориентиров, переоценка ценностей в сознании человека и др.

       В условиях политического, идеологического, научного плюрализма систем возникла потребность выработать принципиальную основу конкретных представлений об общественном долге, о  необходимых для  наилучшего его исполнения  навыков и умений, о требованиях, предъявляемых к профессии и соответственно обязанностях и правах профессионала. Исследование этих проблем  входит в задачи сравнительно нового направления в науке - деонтологии.  Деонтологические проблемы волнуют широкие круги населения: учёных, юристов,  журналистов, которые озабочены состоянием СМИ. Об этом свидетельствуют активная разработка проблем права в сфере СМИ, внимание к проблемам журналистской этики.

     Сравним  определение учёными понятия «деонтология журналистики»:

     Это «система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ» [1, 52].

     Это «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации» [2, 296].

Это «раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения. Актуальность этих проблем для журналистики фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности. Новые грани этой проблемы начали возникать в условиях развития мультимедиа и информационных супермагистралей, когда переосмыслению стали подвергаться многие коренные понятия, например, авторство или текст» [3, 33].

Приходим к выводу, что  исследователи  дают термину примерно одинаковое толкование. Характерно, что почти во всех трактовках ключевыми являются слова  «долг», «ответственность», «нравственность», «нормы». Как видим, опорная категория деонтологии - должное, то, что принимается само собой. Каждый представляет  это по-разному. Здесь журналист встаёт перед выбором  и этот моральный выбор лежит в основе профессионального самосознания.

      Практика показала, что термин  пока не вошёл или, по крайней мере, очень медленно входит в обиход как система знаний  о «должном» поведении специалиста в конкретной сфере практики и необходимых для наилучшего исполнения долга, как обозначение науки о профессиональном поведении создателя СМИ, о его моральном облике, о взаимоотношениях между людьми. В ответ на сегодняшние требования жизни термин должен  получить новое наполнение.   

Предмет деонтологии журналистики, к сожалению,   не изучается  в высших учебных заведениях как самостоятельный. Между тем, в этом явлении заложены ответы на многие вопросы, которые по частностям, по деталям рассматриваются вместе с другими темами в процессе обучения теории журналистики. Именно изучение  дисциплины через призму деонтологии, на наш взгляд, поможет открыть некоторые пути совершенствования знаний, практики журналистов, что особенно важно в современный период.

      Многие учёные, говоря о  малоизученности  и необходимости разработки данной проблемы, подчеркивают, что любые  попытки, даже частичные, интуитивные, содержат крупицы знания. Эти знания, безусловно, потребуют систематизации. Вопрос актуален в настоящее время, когда журналистика становится отражением дисгармонии социальных связей, нестабильности положения человека в мире.

 Рассмотрим лишь один аспект, требующий ответственного отношения  создателей текстов к  своему профессиональному долгу. Вызывает беспокойство  повышенный интерес журналистов к криминальной проблематике. Всё возрастающая речевая агрессия средств массовой информации воспринимается как отражение агрессивности власти и «хозяев» СМИ по отношению друг к другу и к тому массовому адресату, чьи права и интересы они призваны защищать. Как известно,  на  адресата действуют не только образы насилия, но и специфический «язык вражды», которым  они пользуются.

    Журналист Никита Вайонен, размышляя о современных СМИ,  высказывает  мнение, что многие его коллеги  чересчур  увлекаются описанием  «тёмных красок и тонов»: «Рисуемая ими совокупная картина российской действительности настолько уродлива, а создаваемое общими усилиями настроение настолько катастрофично, что остаётся лишь диву даваться, как мы всё ещё живы» [4, 39].

     Перелистаем подшивки популярных  региональных  еженедельников, чтобы посмотреть на мир глазами людей,  которые, в силу массово-информационной природы их деятельности, несут  ответственность за правильное восприятие   читателем  происходящих событий, формирование общественного мнения, выработку социально-нравственных ориентиров. Возможно, не осознавая этого и не придавая особого значения тематике публикаций, некоторые  журналисты представляют читателю картину мира в мрачных тонах.   

      В большинстве газет для массового читателя можно найти статью, где журналист, смакуя, описывает насильственные способы достижения цели.  В СМИ советской  эпохи любой сюжет о заказном убийстве стал бы сенсацией. В наши дни – это такая же банальность, как  информация о досрочном выполнении плановых заданий в прессе того периода.   Обязательное присутствие кримфактов в  любом массовом  издании объясняется журналистами повышенным интересом населения к этой проблеме.

     Газеты стараются оперативно рассказать о  происшествии во всех подробностях.  Даже поверхностный анализ целого ряда  подшивок печатных СМИ последних лет позволяет сделать вывод, что лишь немногие из них обходятся без информации на криминальную тему. Разница  только  в том, что одно издание ограничивается краткими сводками  «плохих» новостей, а другое  посвящает этой теме несколько полос.  Некоторые  из них, прямо скажем, не  для слабонервных.

Внимание привлекают, как правило, нестандартные заголовки. От многих из них  уже при  первом взгляде  становится не по себе. Вот, к примеру, некоторые  названия статей из  региональных газет (подчёркиваем, не изданий, специализирующихся на криминальных новостях, а популярных еженедельниках для массового читателя): «Перестрелка в центре города», «Громкое убийство», «Нападение на банк», «Нападение на школьника», «Нож в сердце», «Труп в кустах», «Кровавые посиделки», «Приговор убийцам», «Нелепость и убийство», «Грабят пенсионеров», «Обвал на  шахте», «Несчастные случаи недели» и т. п. 

    Всё чаще психологи, исследователи языка и стиля СМИ, ставят вопрос о том, что использование «чёрных»  заголовков необходимо отнести  к  нарушениям профессиональной этики журналиста. По их мнению,  привлекая общественное внимание к уродливым явлениям действительности,  авторы невольно приучают читателя к повседневности, обыденности  негативных явлений.   Кроме того, информация, которую получает читатель, способна влиять деструктивно на сознание, подсознание и, в итоге, на  поведение людей.

   Человек становится всё более зависимым от сообщений  средств массовой коммуникации. Причём, как утверждают психологи,  влияние оказывает и количество публикаций, и  их объём, и содержание, и структура. Подобная   информация, получаемая периодически, безусловно, может  оказать воздействие,  на психику читателя, на трансформацию  и видение картины мира.  Всё это нарушает права адресата как потребителя продукции СМИ и приводит к необходимости какого-либо правового регулирования вербальной  агрессии.  

      Обязательное присутствие криминальной информации в  любом массовом издании объясняется журналистами повышенным интересом населения к этой проблеме. Газеты стараются оперативно рассказать читателю  о них во всех мрачных подробностях. Порой отдельные  факты подают как следствие интересных стечений обстоятельств, неожиданный поворот событий в драматургии авторского повествования.  Видимо, с целью сделать текст более   «живым», «читабельным», событию пытаются придать вид «житейской истории»,  где стиль,  по задумке авторов, должен быть захватывающим,  похожим на увлекательный детектив. Как правило, в этом жанре журналисты используют бытовой язык: «хлопнули» особо крупную партию наркотиков», «мужчина измолотил  благоверную»; «сыщики замели 20-летнего парня»; «совесть замучила душегуба»,  а также просторечные и жаргонные слова: кинуть, наезжать, отмывать, развести, хлопнуть,  наркоши, разборки и т.п.

       Часто подобные факты с подробностями  и мелкими деталями авторы подают как следствие интересных стечений обстоятельств, неожиданный поворот событий в драматургии авторского повествования: «С трубой наперевес встретил в родном подъезде 40-летнюю предпринимательницу молодой незнакомец. Дело было в минувшую субботу. Угрожая женщине железякой, парень отнял у неё сумку. После чего убежал. Но бегал недолго. Стражи порядка задержали его спустя пару часов после преступления». 

      Видимо, с целью сделать материал более «живым»,   «читабельным», событию пытаются придать вид  «житейской истории»,  где стиль,  по задумке авторов, должен быть захватывающим,  похожим на изложение увлекательных детективных историй: «Проверить качество распиваемого спирта решил в прошлую субботу сорокачетырёхлетний житель города Шахтинска. В процессе поглощения  «огненной воды» совместно со своей сожительницей преклонного возраста он вспылил и облил последнюю спиртом, после чего зажёг спичку и поднёс её к женщине. Спирт оказался на редкость качественным и тут же вспыхнул. В результате доморощенных химико-физических опытов пенсионерку с многочисленными ожогами различной степени тяжести госпитализировали в местную больницу».

   Используя в этом, так называемом, криминально-развлекательном жанре бытовой язык, просторечные и жаргонные слова, авторы явно  как будто даже бравируют своим   «лёгким» стилем. Однако такую манеру  изображения действительности иначе, как глумлением над трагическими фактами не назовёшь.

     «По размерам печатной площади криминал уступает, пожалуй, только политике.… Сделавшись расхожей монетой развлекухи, преступность становится в читательском восприятии чем-то обыденным, привычным, как гололёд или слякоть»,- отмечает журналист Никита Вайонен [5, 29]. 

   Подробное описание технологии совершения преступлений, насилия и убийств, кровавых разборок,  публикация крупным планом  орудий преступления, смакование деталей, характеризующих особую жестокость маньяков, способствует нагнетанию брутальности и агрессивности в обществе. Это осуждается во всём мире.

   Частная жизнь, а точнее - вторжение в нее - большая тема  для современной журналистики. Она актуальна не только  в текстовой информации. Сегодня ни одна статья, описывающая личную жизнь человека, не мыслима без фотографии. При этом регулировать действия фотожурналиста должен известный тезис: «не навреди». В печатных изданиях  читателю предлагают снимки, которые, возможно, были бы уместными в специализированных изданиях. Нередко, открывая  популярный еженедельник для массового читателя, мы видим направленное прямо на читателя оружие  или страшные зрелища растерзанных трупов, шокирующие психику фотографии частей человеческого тела или одутловатые, обезображенные лица. Иногда крупным планом. Нередко с указанием имён и фамилий. В то время как кодексы  большинства государств  мира запрещают использовать изображение гражданина без его согласия или согласия родственников.

      Этическая проблема  в сфере фотожурналистики появилась с отменой цензуры. В советское время говорить о «слабых» или порочащих  кого- либо, или нагнетающих страх и ужас фотографиях было даже неуместно. Вряд ли они могли появиться в СМИ.

     С одной стороны, конечно, журналисты должны рассказывать читателям о происшествиях, о трагических событиях, показывать социальную значимость  событий.

     С другой -  фотограф снимает беззащитного человека (чаще всего  это даже не публичное лицо) в процессе его драматического страдания, горя, что может нанести душевную травму  как самому изображённому человеку, так и его родственникам. Камера фотографа бездумно фиксирует события и явления. Человек, направляющий её, или  редактор, дающий согласие на публикацию снимков, без сомнения, должны  не только  быть чуткими к тем, кто пережил трагедию,  горе, потерю близких, но и помнить о  правовой ответственности за свои действия и моральной ответственности  перед изображённым на фотографии, его родственниками и близкими. В конце концов, перед читателями, которых  незаметно приучают  терпимо относиться к жестокости, поскольку  аналогичные снимки появляются из номера в номер.

Фотография в СМИ  является носителем информации. Необоснованное её использование в вёрстке материала, небрежно составленный и свёрстанный материал расценивается как проявление неуважения к аудитории. Но ещё хуже, когда недостаток лексического запаса журналистов приводит к написанию издевательских текстов. В то время, как описание происшествий, да ещё с трагическим исходом, требует о журналистов особой деликатности и точного выбора слов. Порой нелогичные, некорректные подписи под  снимками,  больше похожие на чёрный юмор, по  небрежности авторов  вызывают у читателя  вместо сострадания  незапланированный эффект.

     Материал под  заголовком  «Угнанный  «БМВ» сгорел   в кювете» дополняет фотография, где изображена  женщина, стоящая перед небольшой кучкой железа. Под снимком  подпись:  «Хозяйка сразу узнала  свой  «БМВ».

    Под  другой фотографией к публикации, озаглавленной   «Котлованы смерти», где автор рассказывает трагическую историю о  гибели целой семьи, подпись:  «Дом, в котором проживала скамья  Красько».

    Что должны чувствовать родственники погибших, увидев такие публикации и снимки?  Надо ли говорить о том, что журналист должен быть чутким к тем, кто пережил трагедию,  горе, или потерю близких?

     Современное общество не мыслит своего существования без информации, которая помогает  ориентироваться в жизни. Проблема в том, что она, информация, к сожалению, может быть не только конструктивной, но и  способной  влиять деструктивно на  сознание, подсознание  и, в итоге, на поведение людей. В ситуации свободы слова особенно важно, чтобы речевые действия, осуществляемые в сфере речевой коммуникации, соответствовали этическим и эстетическим требованиям, а также реализовывались с высокой степенью ответственности и профессионализмом.

        Понятие «деонтология» в научную среду журналистов ещё только проникает, а среди практических журналистов и вовсе не употребляется. Между тем, проблемы, которые  она призвана изучать, а со временем и помогать в их решении, давно волнуют общество.   

 

                                   Использованные источники:

1. Лозовский Б. Н. Журналистика: краткий словарь / Б.Н. Лозовский. -

    Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.-116 с.

2. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. – М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. –

     296 с.

3. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2002. – 164 с.

4.  Вайонен Н. Газета страшнее пистолета. // Журналист. - 1997, №5.

5.  Вайонен Н. Не стынет уже кровь, кипят одни чернила.// Журналист.- 2002, №3.