Хасанов Р.Ф.,
Бирская
государственная
социально-педагогическая
академия,
Республика
Башкортостан
Тема поэта и поэзии в
башкирском историческом романе
Башкирские исторические романисты часто
обращаются к вечной теме литературы и искусства – теме поэта и поэзии. И это не
случайно. Издавна сэсэны (поэты-импровизаторы) играли значительную роль в жизни
башкирского народа. Они выступали выразителями его дум т чаяний, глашатаями
передовых идей своего времени, поборниками свободы и справедливости, учителями
и наставниками молодого поколения. В подобном ключе обрисован сэсэн Юламан в
романе «Карасакал» Б.Рафикова, Буранбай в «Северных амурах» Я.Хамматова, Конкас
в «Кинзе» Г.Ибрагимова, Хабрау в «Плаче домбры» А.Хакимова и др. Оставаясь в
рамках классической традиции, башкирские писатели видят свою задачу в создании
неповторимых национальных характеров, воплотивших лучшие черты передовых людей
своего времени и народа, символизирующих его ум и талант, ставших его надеждой
и опорой в борьбе за национальную независимость и самобытность. Не случайно
голос сэсэна с особой силой звучал в годы золотоордынского ига, во время
народных волнений под началом Батырши, Карасакала, Кинзи, Салавата, войны с
Наполеоном.
В рамках данной статьи нет возможности
рассмотреть все названные произведения, поэтому остановимся на одном из них,
который, на наш взгляд , является показательным в этом отношении. Это роман
А.Хакимова «Плач домбры», в котором центральное место в идейном содержании
занимает образ Хабрау. Роман воссоздает атмосферу конца ХIV века, когда башкирский народ вел борьбу против
потомков Чингисхана – Тимура и Тохтамыша, стремящихся покорить малочисленные
народы, завоевать их территории. Поставив поэта в центр повествования, сделав
его выразителем своих мыслей, автор воссоздает его облик многопланово,
прослеживает основные этапы его
духовного формирования как легендарной личности, обращается к разным периодам
жизни, показывает в моменты поэтического вдохновения, в эпизодах столкновения с
идейными противниками, во время выступлений перед народом, состязаний поэтов и
т.п.
С первых страниц писатель стремится
показать своего героя на широком историческом фоне, обрисовать процесс его
включения в водоворот крупных, порой трагических событий. В начале романа мы
видим юношу с «широкими дугами бровей, с орлиным носом», стройного, хорошего
роста, мыслящего самостоятельно о сложных жизненных вопросах, о необходимости
разносторонних знаний, «чтобы просветить темное, не пробужденное еще сознание
своего народа, вывести его на путь к истине». В течение всего дальнейшего
повествования читатель внимательно следит за его физическим и духовным ростом,
формированием как борца за родной народ. Как показано в романе, завоеватели в
борьбе друг против друга за власть пытаются использовать башкирский народ в
роли «пушечного мяса», сделать его послушным рабом в достижении своих корыстных
целей. В этих исторических обстоятельствах Хабрау выступает сторонником объединения
разрозненных, часто враждующих между собой родов, создания самостоятельного
национального государства.
Воссозданию исторической обстановки того
периода способствует удачно использованный прием путешествия. Хабрау посещает
становища башкирских племен, встречается с представителями других народов.
Как неутомимый, непреклонный борец за
народное счастье, свободу, против тирании он показан в эпизодах его встреч с
ханами Орды. Особенно примечательна вторая встреча сэсэна с Тохтамышем. Между
ними происходит словесная дуэль, где хана поражает смелость мыслей и действий
пленника-сэсэна. Если для Хабрау народ – это многострадальный труженик,
заслуживающий уважения, избавления от гнета, то Тохтамыш в народе видит стадо
баранов, которым нужен лишь хороший пастух, твердый страж. На угрозу смерти
поэт отвечает хану: «Меня убьешь, песни мои останутся». Где бы ни был, с кем бы
ни встречался поэт-певец, он везде выступает от имени своего народа, к нему
всегда обращены его думы, чаяния, песни. Так автор широко вводит в роман тему
личности и народа.
Страницы романа полны психологически
убедительных сцен, рисующих внутренний мир героя. Он мучается вопросом, видя
угнетенное, бесправное положение башкирских племен: «Коли и на этих привольных
землях не может судьба-удача разбить себе становье, есть ли в этом подлунном
мире справедливость?». [1]. Однако эти
тягостные раздумья не приводят героя к отказу от борьбы, у ходу в себя. Свое
предназначение он видит в служении людям своими песнями-призывами.
Подтверждением правильности выбранного им пути служат слова старого сэсэна, его
наставника, Йылкыбая: «Пусть надежды и мечты народа дадут крылья твоей душе,
пусть его судьба и горе станут твоими. Нет сегодня у башкир сэсэна выше и
славней тебя. Будь же совестью уральской земли» (с. 121). Это придает ему поэтическое вдохновение, силы для жизни и
борьбы, он ходит по кишлакам, сочиняя, исполняя свои песни против Тохтамыша,
Хромого Тимура, других врагов родного народа.
В отличие от Г.Ибрагимова, Я.Хамматова и
других писателей, А.Хакимов тему поэта и поэзии в целом решает в
лирико-романтическом плане, что подчеркнуто самим названием романа. Эпическое
повествование о событиях и лицах часто сопровождается яркими сценами,
исполненными патетики, торжественности, эмоциональности. Вот Хабрау поет свои
песни перед собравшимися: «Громко звучит сказание сэсэна, высоко взлетает рокот
домбры, взмывает соколом, но тут же сложит крылья и ринется вниз и вот уже
летит низко, как стриж над самой водой перекатов…» (с.186). Автор еще в
нескольких местах рисует подобные картины с участием главного героя, мы видим
его влюбленным в родной край, в людей, окрыленной мечтой о счастливой жизни в
будущем на свободной земле предков. Свои пламенные песни Хабрау считает грозным
оружием против врага, в них призывает людей к возмездию за убитых, угнанных в
рабство. «Пусть же песни Хабрау острым копьем вонзятся в злое сердце врага» (с.171) , пишет автор.
В романтическую струю повествования
органично вплетены трагедийные мотивы. Рассказывая о трудном периоде в жизни
народа, автор пишет о драматических судьбах отдельных его представителей, о
людях, близких Хабрау. В этом отношении характерны образы Энжеташ и Карасэс, которые
погибают от рук завоевателей и становятся «вечной жгучей болью сэсэна», читаем
в романе. После их гибели Хабрау ощущает себя одиноким, покинутым, беспомощным.
Выйти из тяжелого душевного состояния, вновь обрести силы для жизни и борьбы
помогает поэту мудрая, рассудительная Татлыбикэ, старшая жена башкирского турэ
Богары. «Если бы песня сэсэна да слилась со звоном сабли,- вот что нужно для
победы, достижения свободы» (с. 274) ,-
говорит она. В конце книги Хабрау вновь в пути; его воображение рисует картину,
как объединенное войско башкир со стягом идет против Орды. «В одной руке
домбра, в другой сабля будет у сэсэна».
Так образ Хабрау-сэсэна, поставленного в
центр повествования, помогает автору решить ряд художественных задач.
Рассказывая о поэте-импровизаторе, чья личность, судьба тесно связаны,
переплетены с событиями и лицами того периода, писатель художественно
убедительно и исторически правдиво воссоздает социально-политическую, бытовую
атмосферу времени, являющимся судьбоносным для целого народа.
Примечания
1.
Хакимов А.Х. Плач домбры: Романы.- М.: Советский
писатель, 1988.- С. 97. (В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с
указанием страницы).