Жумагалиева Г.Ф.

Карагандинский Государственный университет им.Е.А.Букетова, Казахстан

 

ПРОБЛЕМА РАЗУМА И СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФИИ

АЛЬ–ФАРАБИ

 

Одним из факторов, ведущих к успешной модернизации казахстанского общества, является ясное понимание им требований времени, определение в соответствии с ними целей и задач развития, осознание своей роли в жизни мирового сообщества. В этом отношении следует отметить актуальность исследований духовного наследия прошлого. Возрождение ряда культурных ценностей, воссоздание  духовно – нравственного облика, выявление общечеловеческого значения культуры на разных ее этапах способствует идентификации казахстанцами себя с историей и культурой своей страны, формированию в них исторического сознания.

Проблемы разума и счастья являются, как известно, одним из главных объектов философии великого  мыслителя. Актуальность обозначенной темы дипломного проекта вызвана тем, что разум и счастье являются предметом исследования философии, и одним из ее фундаментальных  оснований. Долгое время считалось, что разум и разумное мышление являются главной и единственно допустимой основой философствования, а рационализм объявлялся вершиной всей философии.

Проблеме разума и его отдельных аспектов было посвящено большое количество исследований. В частности можно назвать труды таких авторов, как Копнин В.П., Ильенков Э.В., Батищев Г.С., Автономова Н.С., Мудрагей Н.С., Богомолов А.С., Мамардашвили М.К. и др

Значительный вклад в понимание ключевых категорий ( включая категорию разума) в рамках классической философии, а также трансформации их понимания в современной философской мысли внесли Абдильдин Ж.М., Абишев К.А., Сейтахметов Н.К.,Нуржанов Б.Г., Хамидов А.А. Сатыбекова С.К.

Идеи Аль - Фараби продолжают жить и сегодня. Они необычайно  актуализируются в современный период вступления Казахстана в систему  рыночных отношений и чрезвычайно сложной ситуации нахождения собственного пути духовного и культурного развития в мировом сообществе.

Вся философия Аль–Фараби отличается   ярко выраженной гуманистической направленностью. Его гуманизм основан на бескомпромиссном признании абсолютной ценности человека как личности. Центр мироздания, по мнению Аль–Фараби, - это человек. Человек должен стремиться к совершенству, а для того, чтобы достичь совершенства, он должен много учиться, иметь прекрасный характер, так как счастливым человека делают духовное богатство и хорошие качества характера.

В историко- философском рассмотрении отношение к проблемам разума и счастья  представляет собой одну из важных проблем, от  решения которой зависит понимание предмета и метода философии, а также оценки деятельности того или иного философа.

Современная практика независимого развития Казахстана показала, что преимущественная ориентация человека на познавательную культуру и культивирование рациональности в форме научного знания- существенно важный компонент развития человека, но далеко не единственный. Более того, не будучи дополненным другими важными компонентами развития человека, к числу которых, прежде всего, следует отнести нравственность и духовность, он может привести к деформациям в воспитании. Сознательно отбрасывая каждую из ипостасей совокупной культуры человека, сциентистски ориентированная философия потеряла в содержательном плане, поскольку ее исследования в большей степени стали бездуховными, оказались лишенными личностного смысла. Философия же Аль–Фараби актуальна и сегодня, поскольку она, будучи историко- философским завоеванием, позволяет в определенной степени компенсировать значительный пробел прежней идеологизированной и догматизированной советской философии и культуры.

Ныне появилась возможность совершенно нового прочтения творчества  Аль-Фараби через призму его религиозного исламского мировоззрения. Нет нужды представлять его материалистом и теистом и можно выявить его ключевые идеи: разум, наука и философия как путь к постижению Первосущего, Аллаха. Через творчество Аль-Фараби со всей очевидностью раскрывается тезис о том, что ислам способствовал развитию и расцвету философии, будучи изначально толерантным и демократичным.

Во многих европоцентристски ориентированных источниках и публикациях, как правило, заслугу исламских философов средневековья видят в передаче греческого наследия. Заслуга исламских философов не столько в трансляции греческого наследия, сколько в попытке осмыслить собственную эпоху, новую духовную реальность, которая заявила о себе устами Пророка, найти истину бытия человека в этом мире, разрешить проблему соотношения веры и знания. Способ же, что позволял это сделать на языке философии, был определен системой рассуждений и доказательств, содержащихся в трудах Платона, Аристотеля и их последователей. Изначальная глубокая заданность философских поисков Аль-Фараби  и определила энциклопедизм его воззрений.

Отдавая дань глубокого уважения  его вкладу в эти научные дисциплины, подчеркнем, что центром его творческого поиска, высшим смыслом его философии необходимо признать исследование «последних оснований»: проблем бытия, смысла жизни, счастья, поисков ответа на вопрос- как создать общество, соответствующее принципам Добра, Разума, Красоты и Любви. 

Аль–Фараби считал, что совершенство человека заключается в счастье. Счастье достигается  через знание ( ильм) и поведение ( сира). Говоря о знании, он имел в виду знание сущности всего и всякого сущего. Поведение дающее счастье должно быть только добродетельным. Теоретическим искусством, дающим истинное знание о сущем, является философия. Практическим искусством, «выправляющим деяния и направляющим души к счастью», является политика. Они должны существовать в единстве. Философия и политика в их единстве дают и искомое знание, и искомое поведение.

Основное направление поисков человеческого счастья было в общем намечено  античной традицией. Счастье рассматривалось как наивысшая степень совершенства, доступная человеку. Совершенным и счастливым, что для фалясифа одно и то же, становится тот, кто постигает вечную Истину бытия. Сопричастность человека к этому  вечному знанию делает вечной, то есть бессмертной, разумную часть души, или собственно человеческую душу. Но если одним людям дано по их природе самостоятельно постичь Истину, то другие нуждаются в наставнике. Это с естественностью предполагает объединение людей, как минимум -  Учителя и ученика. Совместное постижение Истины – это необходимое условие достижения счастья, не обеспечивается ни раз и навсегда данным ритуалом, ни вечной формулой, ни непререкаемым авторитетом. Поэтому – то совпадая в основном, так различны и самобытны наши философы в поисках идеального социального устройства, гарантирующего достижение людьми счастья.

Мировоззрению Аль–Фараби присуща внутренняя неоднозначность, которая выделила его в той среде, к которой он вместе с тем и принадлежал, в среде исламской религиозной духовности.  Несомненно, Аль–Фараби был  самым великим мыслителем средневекового Востока при решении задач понимания обоснования и осуществления философского диалога между западной  античной древностью и Восточным Ренессансом. О роли Аль–Фараби в установлении такой когнитивной коммуникации  свидетельствовал Ибн–Сина. Он признает, что в тот период, когда он был уже высокообразованным человеком, изучившим медицину, философию, физику, логику, метафизику, ему все еще не давалось понимание « Метафизики» Аристотеля – до того времени, пока он не проштудировал трактат Аль–Фараби, разъясняющий данное аристотелевское сочинение.

Но комментирование Аль–Фараби не было « воспроизведением», оно было ни чем иным, как установлением логических отношений между радикально различными культурами, и, по свидетельству Ибн–Сины, этот, этот опыт вполне удался, древняя мудрость ожила и заговорила, помогая находить ответы на вопросы нового времени. Но еще более интересное обстоятельство заключается в том, что Аль–Фараби давал этой своей позиции концептуальное обоснование, которое выражалось в его теории диалектики как диалогического процесса опровержений и доказательств, в ходе которого различные суждения и мнения способны сближаться и достигать согласия:   «Ведь достоверно известно, что нет более веских, полезных и сильных доводов, чем свидетельства различных знаний об одной и той же вещи и объединение многих мнений в одном, ибо интеллект у всех служит для доказательства». Для него простое тождество мнений не свидетельствовало об их достоверности, истинности. По этой теории обнаружение истины происходит не только в результате такого прямого диалога, его понимание достигает особенной глубины и современного звучания, поскольку он распространял диалогический метод достижения умопостигаемых истин на когнитивную коммуникацию, совершающуюся в историческом измерении.

В арабоязычном средневековье  учение Аль–Фараби о разуме и счастье занимает одно из главных мест. Основное в нем – вера в силу человеческого разума, способность человека познать все многообразие окружающего мира. Аль–Фараби не ставит никаких границ человеческому разуму и его способности проникать в сущность вещей. Ценностная значимость философии в том и состоит, что она имманентна способу бытия человека, определяется эпохой, типом социальности, способом общения, культурой и способами ее выражения, формами познания. Характеризуя философские взгляды Аль–Фараби с позиции мировоззренческих оснований разные авторы в разное время по - разному оценивают их.  В концепции Аль–Фараби необходимо ясно и отчетливо разделять два пласта, подхода к Творцу и служения ему; первый- когда ислам принимают с четким пониманием, ради чего существует вера  и отстаивают его принципы, опираясь на силу разума, и второй – когда опираются на слепую веру. Разум, которым Аллах наделяет человека, делает его единосущным с Богом. Поэтому Аль–Фараби  чрезвычайно много занимается проблемами разума. Разум – объективная всеобщность, следовать которой и означает быть разумным. Разум выступает как универсальный принцип человечности.

Основной пафос социально- философского учения Аль–Фараби связан с Добродетельным городом, в котором устанавливается  царство «добродетельной религии» и которым управляет философ- мудрец. И если для большинства граждан города достижение счастья возможно через усвоение теоретических и практических положений философии в форме образов и «убеждающих речений», то избранные стремятся к достижению счастья на основе усвоения теоретического знания и этических добродетелей, то есть стремятся стать философами.

Однако по Аль–Фараби, философом в Добродетельном городе может стать далеко не всякий. Одной прирожденной  предрасположенности к теоретическим знаниям недостаточно. Настоящий философ должен не только превзойти свое окружение по части усвоения теоретических добродетелей, но и культивировать этические добродетели, что в частности, предполагает соблюдение установлений религии, поскольку они носят регулятивный характер и способствуют поддержанию нравственности и порядка в обществе.

Аль–Фараби предъявляет очень высокие требования к настоящему философу с учетом конкретно исторических условий господства религиозного мировоззрения в средневековом обществе мусульманского Востока. Истинный мудрец должен стремиться к передаче широкой публике истин философии в форме образов и символов религии, но при этом не разглашать философского знания, дабы оно не попало к тем, кто не   ведает его достоинства или использует его не по назначению.

Аль–Фараби считает необходимым также показывать несостоятельность псевдофилософии (калама), основывающегося на диалектике и софистике, ибо она вносит в массы разброд и смятение. Мутакалимов как псевдофилософов он относил к широкой публике.

Идеал Аль–Фараби оказался нереализованным в жизни, но он интересен для потомков как пример свойственного всем людям и народам стремления  найти пути для достижения счастья для всех, той вековечной мечты для  человечества, которая видимо, и лежит в основе всех преобразований человека. В советский период в философской литературе абстрактный, ограниченный характер общественных идей Аль-Фараби и его последователей объяснялся тем, что они не видели экономических корней социального неравенства, не поняли социальной сущности   морали, обусловленности нравственных норм и правил поведения людей социально экономическими условиями жизни, их общественным бытием, выводя основу нравственности и мотивов поведения человека исключительно из природы самой человеческой личности. Можно соглашаться или спорить с подобной точкой зрения, но несомненным является тот факт, что социальные утопии восточных перипатетиков, представляли собой попытку найти своеобразный ключ к благополучию и счастью людей.

Следует отметить, что в философской науке проведено немало исследований духовного наследия тюркской культуры. Но, тем не менее, сегодня еще ощущается недостаток в системном исследовании наследия прошлого с использованием современных методов философского анализа – герменевтики и феноменологии. Поэтому анализ работ Аль–Фараби требует как тщательного « философского» прочтения, так и огромного внимания  к личности, к субъективной стороне творчества, ко времени в котором он жил. Но на этом пути возникают подводные камни, связанные с соблазном передать всю уникальность философии мыслителя с помощью какой – либо одной привлекательной идеи. Более чем тысячелетний опыт исследований Аль–Фараби показал, что оценить его место однозначно практически невозможно.

Мы имеем сегодня полное право ощущать себя в качестве законных наследников гуманизма и свободы в их истинном значении. Философия призвана научить человека тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. В этом смысле идеи Аль–Фараби не утратили своего значения  и актуальны в наше время. 

 

Литература:

 

1.Аль–Фараби. Социально- этические трактаты. Алма- Ата, 1973.

2. Аль–Фараби. Философские трактаты. Алма- Ата, 1970

3. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля // Аль–Фараби. Избранные трактаты. Алматы: Ғылым, 1994

4.Аль–Фараби. Отношение философии к религии//  Аль–Фараби. Избранные трактаты. Алматы, гылым, 1994.

5.Аль–Фараби. Указание пути к счастью.// Аль-Фараби. Избранные трактаты. Алматы, 1994.

6. Аль-Фараби. Рассуждение  Второго Учителя Аль–Фараби о значении слова интеллект.// Аль-Фараби. Изьранные трактаты. Алматы, 1994.

7. Аль–Фараби о разуме и науке. Алматы, 1975.

8.Абдильдин Ж.М. Время и культура. Алматы, 2003.

9.Абдильдин Ж.М. Социальные, этические и эстетические взгяды Аль-Фараби. Алматы, 1984.

10.Абдильдин Ж.М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Алматы, Өнер, 2001

11.Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.,Наука,1988.- 288с.

12.Бурабаев М.С.  Проблемы бытия и познания в философии Аль–Фараби /

М.С.Бурабаев, А.М.кенесарин, Г.К.Курмангалиева.- Алма – Ата, Наука КазССР, 1988.

13.Грязнов Б.С.Логика, рациональность, творчество. М.,Наука,1982.-256 с.

14. Игнатенко А.А. В поисках счастья. М.,1989

15.Машанов А.Ж.Аль–Фараби. Алматы, 1970