К.ф.н. Павлова Т.С.

Днепропетровский национальный университет, Украина

Морально-правовая проблематика в философии Г. Гегеля

Георг Гегель, как представитель немецкой классической философии, рассматривает правовую проблематику в контексте моральной. Такой подход считается общепринятым для данного направления. Немецкие классики рассматривали мораль и право как явления взаимодополняющие и в то же время автономные.

Морально-правовая проблематика у Георга Гегеля рассматривается через три основные категории: право, мораль и нравственность. Поскольку все развитие истории по Гегелю представляет собой развитие духа, то и обозначенные выше три категории представляют собой этапы развития объективного духа. Право в его философии предстает как реализованная вовне свобода. При этом свобода в понимании Гегеля - это не возможность вседозволенности, а некоторое осознание разумности человеком. Другими словами, тот, кто поступает разумно – тот поступает свободно. В праве выражается воля личности, которая стремится к удовлетворению своих собственных интересов. По мнению Георга Гегеля, право как таковое, является формальным, абстрактным правом [2, 328]. В праве личность выступает как лицо, а лицом личность есть тогда, когда она становится владельцем собственности. Только в собственности лицо выступает как разум [1, 101].

Следующий этап развития объективного духа – мораль. Если в праве речь идет о защите индивидуального, то мораль – это соответствие всеобщему. Здесь речь идет о воле индивидуальной и всеобщей. Если индивидуальная воля противостоит универсальной, то она является неморальной, такой, которая лишена всеобщности. Мораль представляет собой не только деятельность сознания, она активна, проявляет себя в конкретных поступках. Герг Гегель определяет мораль как субъект и ряд его поступков [там же, 167]. Мораль Георг Гегель рассматривает весьма в современном на сегодняшний день понимании, как способность человека осуществлять оценку поступков своих собственных и поступков других людей, с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла. Сфера морали у философа тесно связана с категорией ответственности.

Последний третий этап развития объективного духа представлен в философии Георга Гегеля нравственностью. Если рассматривать три этапа развития объективного духа по известной схеме, то право выступает тезисом, мораль – антитезисом, нравственность – синтезом. В нравственности право и мораль получают действительность. Нравственность должна лежать в основе права, поскольку, по мнению Георга Гегеля, право существует только как ветвь целого, как растение, которое обвивается вокруг некоторого в себе и для себя крепкого дерева. Без нравственности, ни мораль ни право не могут быть действительными.

Георг Гегель впервые различает такие понятия, как мораль и нравственность. Мораль он определяет как сферу индивидуального, а нравственность как сферу общественного, всеобщего. Принципы морали и нравственности ни коем образом, по мнению философа, не зависят от субъективных мнений людей, они содержатся в самом бытии. То есть Георг Гегель определяет принципы и морали и нравственности как объективные. Как отмечает П.И. Новгородцев, в противоположность Канту Гегель обратил внимание на объективную сторону нравственности – на ее осуществление в жизни и ее связь с деятельными силами истории [4, 237].

Философское учение Георга Гегеля о праве и морали остается выдающимся моментом истории философии. В развитии философских основ морали и права выдающийся представитель немецкой классической философии выступает против навязывания умозрительных схем, как действительных. Идея права не выступает у Гегеля как нечто абстрактное, неосуществимое. Право в его философии выступает как способ реализации свободы, которая представляет собой такую же реальность как и право. Его диалектический метод направлен на раскрытие внутренней сущности самого предмета методом выявления присущих ему противоречий.

Современные условия развития государства, общества, личности способствуют тому, чтобы снова обратиться к философскому наследию Георга Гегеля. В его структурированной философской системе необходимо найти предпосылки и условия для дальнейшего развития философско-правовых взглядов относительно морально-правовой проблематики. Перспективы научного развития относительно данной проблематики могут идти путем дальнейшего углубленного рассмотрения взаимодействия права в философии Георга Гегеля с другими социальными регуляторами в том числе и моралью.        

 

Литература:

1.     Гегель Г. Философия права. М., 1990.

2.     Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. – М: «Наука», 1977.- Т.3.

3.     Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1994.

4.     Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве/Предисл.: Альбов А.П. – СПб.: Алетейя, 2000.

5.     Ойзерман Т.И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования) / Т.И. Ойзерман. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008.