Педагогика
Райсвих Юлия Александровна
Челябинский государственный педагогический университет, Россия
Научное обеспечение аксиологического
подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов
В настоящее время назрела необходимость совершенствования деятельности высшей школы на основе её демократизации и гуманизации. Историческое развитие человечества в XXI веке, в особенности социокультурные процессы последней его четверти, привели к тому, что сегодня в условиях интернациональной глобализации и интеграции мы нуждаемся в личности нового типа, готовой жить в современных условиях открытости всему миру, готовой к диалогу и обмену смыслами, способной быть участником и организатором сложных общественных и экономических процессов.
В обществе возникло осознание того, что нам нужно не любое образование, а образование высокого качества, отвечающее высоким мировым и государственным образовательным стандартам. С 2003 года Россия официально закрепила своё участие в Болонском процессе, который ставит своей целью - создание единого общеевропейского образовательного пространства, а также формирование гражданина и профессионала европейского типа: человека, исповедующего толерантность, плюрализм, ценящего культурное наследие сообщества, сознательного участника европейской интеграции.
В связи с этим необходимо уделять особое внимание личности будущего специалиста, его мировоззренческой позиции, его аксиосфере, разрабатывать и развивать новые подходы к профессиональной подготовке. Научно-организационное обеспечение аксиологического подхода к профессиональной подготовке студентов вузов является одним из важнейших способов решения этой задачи, поскольку человек в рамках данного подхода является высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития.
Для рассмотрения проблемы научно-организационного обеспечения
аксиологического подхода к профессиональной подготовке студентов вузов
обратимся к теоретико-методологическим
основаниям данного исследования, которые составляют систему принципов, являющуюся результатом научного
анализа современных теорий лингвистики, культурологии
и теории профессионального образования. В данном исследовании мы опираемся на
мнение В.И. Загвязинского и его последователей, с
точки зрения которых теоретическое понимание сущности принципа заключается в том, что это ориентир,
рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах
достижения от достигнутого к перспективному,
о способах достижения меры, единства и гармонии в сочетании каких-либо
противоположных сторон или начал с тенденцией педагогического процесса [5]. Нам
импонирует также положение Ю.К. Бабанского о том,
что дидактические принципы не являются
раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения
современной дидактики, обновляются под их влиянием [2].
В результате нами были
выделены три подсистемы принципов обеспечения аксиологического подхода к
профессиональной подготовке будущих специалистов:
- принципы, отражающие идеи теории
педагогической аксиологии (принцип межкультурности,
принцип интериоризации ценностных ориентаций);
- принципы осуществления
аксиологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов
(принцип гуманистической направленности профессиональной подготовки, принцип контекстности, принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности);
- общепедагогические принципы профессиональной подготовки будущих специалистов (принципы субъектности, партисипативности и междисциплинарности).
Реализация принципа межкультурности
к профессиональной подготовке будущих специалистов направлена на узнавание
и понимание другой культуры. Данный принцип предполагает, что будущие
специалисты узнают и учатся ценить культурные традиции своей страны и
равноправную им культуру страны изучаемого языка. Принцип межкультурности
помогает обучающимся увидеть общее и различное между культурами, взглянуть на
собственную культуру глазами других народов, сформировать индивидуальную
картину мира.
Межкультурный аспект
наиболее наглядно демонстрирует процесс межкультурного взаимодействия,
поскольку связан не только с понятиями общей или национальной культуры, но и с
обычаями социальной сферы, стереотипами в повседневной жизни, речевым
поведением. Игнорирование данного аспекта в процессе обучения приводит к
появлению социокультурных ошибок, нарушающих процесс
общения, а иногда делающих его просто невозможным.
Деятельность в качестве
преподавателя иностранного языка позволяет нам утверждать следующее: будущие
специалисты должны овладевать социокультурными
аспектами общения в рамках диалога культур,
уметь ориентироваться в социокультурных маркерах
страны изучаемого языка, уметь прогнозировать и решать возможные культурные
конфликты.
Принцип межкультурности
предполагает, что будущие специалисты, узнавая культурные традиции и
ценности своей страны и равноправную им
культуру страны изучаемого языка, учатся ценить
собственную культуру и одновременно развивают доброжелательную
открытость другому миру. Особое внимание следует уделять в рамках обеспечения
аксиологического подхода для профессиональной подготовки будущих специалистов
ценностным ориентациям коммуникантов. Принцип межкультурности даёт будущим специалистам возможность
сравнить ценности и ценностные ориентации иноязычной культуры с ценностями и
ценностными ориентациями своей собственной культуры, что позволяет сформировать
у них чувство толерантности, необходимое для жизни в современном обществе.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что
принцип межкультурности помогает сформировать у
будущих специалистов понятия равенства и достоинства всех культур, признания их
прав сохранять свою культурную самобытность, воспитать в них чувства
толерантности по отношению к проявлениям иноязычной культуры. Это
подготавливает будущих специалистов к межкультурному общению в контексте
диалога культур, к осознанию себя как носителя культурных ценностей, т.е. к
осознанию своей культурной идентичности.
Принцип интериоризации ценностных
ориентаций будущих специалистов. В философской литературе интериоризация
(от лат. interior – внутренний) определяется как процесс перехода извне внутрь
и рассматривается как психологический процесс. Интериоризация
является одним из основополагающих понятий культурно-исторической теории
советского психолога Л.С. Выготского [4]. Стадии интериоризации подробно прослеживаются в работах,
посвящённых умственным действиям, где показано, что интериоризация
есть не простой переход к действию, но формирование внутреннего плана сознания.
В аспекте настоящего исследования нас, прежде всего, интересует процесс интериоризации ценностных ориентаций будущими
специалистами, подробно представленный в исследованиях Н.А. Асташовой [1].
Реализация принципа интериоризации ценностных ориентаций будущих специалистов
позволяет содержательно наполнить духовными, интеллектуальными, социальными и
профессиональными ценностями образовательную сферу и создать ценностный базис
для формирования аксиосферы личности.
Принцип гуманистической направленности профессиональной
подготовки предполагает создание
личностно-развивающей среды для общего, социально-нравственного и
профессионального развития личности. Это, прежде всего, формирование общего гуманистического мировоззрения,
базирующегося на универсальных ценностях гуманизма – Любви, Добра,
Справедливости, Свободы мысли и духа. Принцип гуманистической направленности
профессиональной подготовки представляет собой процесс, направленный на
развитие личности обучаемого, обогащение её творческого потенциала, роста сил и
способностей, определяет установление гуманных отношений между педагогами и
будущими специалистами.
Вслед
за Н.Д. Никандровым, З.И. Равкиным, В.А. Сластёниным, Е.В.Бондаревской и
др. мы полагаем, что принцип гуманистической направленности с его отношением к человеку как высшей
ценности социального бытия обеспечивает не только выявление и развитие его творческого
потенциала, но и его функционирование как личности и гражданина. Профессиональное развитие личности
охватывает личностный рост: достижение интеллектуально-нравственной свободы,
личной автономии и счастья, профессиональное самосовершенствование и
самореализацию, саморазвитие творческой индивидуальности и её духовного
потенциала. Гуманистическая направленность профессионального образования
будущего специалиста выводит на первый план его ценностные ориентации и
установки по отношению к ученику.
Принцип контекстности позволяет создать такой тип обучения,
который обеспечивает переход, трансформацию одного типа деятельности
(познавательной) в другой (профессиональную) с соответствующей сменой
потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Основой данного
принципа является контекстное обучение, разработанное А.А. Вербицким. В
контекстном обучении «… с помощью системы форм и методов обучения задаётся
контекст будущей профессиональной деятельности, причём не только предметный, но
и социальный» [3, с.7], что делает профессиональную деятельность максимально
продуктивной и результативной.
В
контекстном обучении исследователи выделяют три базовых вида деятельности и
множество переходных. К базовым видам деятельности относятся: учебная
деятельность академического типа с ведущей ролью лекции и семинара; квазипрофессиональная, которая воплощается в имитационных и
деловых играх; учебно-профессиональная, когда студент выполняет реальные исследовательские
или практические функции, как это происходит во время педагогической практики.
Реализация принципа контекстности осуществляется в
ходе последовательного включения студента в учебную, квазипрофессиональную
и учебно-профессиональную деятельность.
Принцип ценностного отношения к профессиональной деятельности наиболее полно отражает идеи педагогической аксиологии. Под ценностным отношением понимается внутренняя ценностная позиция личности [8, с.124], которой личность руководствуется в деятельности. Ценностное отношение личности опирается на сформированную систему ценностных ориентаций будущего специалиста, его аксиосферу. Процесс развития и формирования аксиосферы неразрывно связан с личностным развитием будущего специалиста. Чем выше уровень духовного развития человека, тем в большей степени личность руководствуется в личной и профессиональной деятельности ценностными ориентациями, отражающими её мировоззрение. Система ценностных ориентаций определяет направленность личности. Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, её мотивы, её поведение, её субъектные отношения к различным сторонам действительности: вся система её характеристик.
Реализация данного принципа предполагает формирование аксиологической направленности личности будущего специалиста как систему профессионально-педагогических ценностных ориентаций будущего учителя, характеризующих его мировоззрение и определяющих характер его педагогической деятельности.
Принцип субъектности обусловлен субъект-субъектными отношениями современной педагогики.
Развитие человека как субъекта деятельности становится целью современного
образования. Вышеназванный принцип тесно связан с принципом
партисипативности.
Мы разделяем мнение Е.Ю.
Никитиной и её учеников (О.Ю. Афанасьевой, Е.В. Грош, И.В. Касьянова, И.А.
Кравченко, О.Н. Перова, Е.Б. Плохотнюк, М.В. Смирнова
и др.), которые разработали и развили применение данного принципа в контексте
актуальных проблем педагогики высшей профессиональной школы, и выделяем
следующие слагаемые принципа партисипативности:
- совместное принятие решений
коммуникативных задач преподавателем и студентом;
- диалогическое взаимодействие
преподавателя и студентов, основанное на паритетных началах;
- добровольность и заинтересованность
всех участников образовательного процесса;
- консультации, поиски согласия между
преподавателем и обучаемыми, достижение консенсуса при решении учебных задач
[7].
Такой подход к пониманию принципа партисипативности соответствует логике формирования и интериоризации ценностных ориентаций будущих специалистов,
так как акцентирует возможность активного участия каждого студента в
образовательном процессе, взаимодействия их между собой и между преподавателем,
организации работы в режиме диалога, воспитания у студентов чувства
толерантности.
В данном исследовании
принцип партисипативности рассматривается как
теоретико-методологическая основа, согласно которой будущий специалист
рассматривается как свободная, активная индивидуальность, способная к
детерминации в результате общения с другими личностями, культурами, эпохами на
основе привлечения к принятию совместных решений учебно-познавательных задач,
соучастия и организации кооперативной деятельности с преподавателем, а также
неформальной и диалогической межличностной коммуникации, созданной на
паритетных началах.
Принцип междисциплинарности предполагает обеспечение аксиологического подхода к
профессиональной подготовке будущего
специалиста через использование
гуманистического потенциала изучаемых предметов в рамках образовательного
процесса вуза. Применение принципа междисциплинарности
в рамках данного исследования открывает
для нас существенные возможности для наполнения определённым содержанием
каждого блока структурного компонента предлагаемой нами модели
научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к
профессиональному образованию. Так, например, основу для формирования профессионально-педагогических
ценностных ориентаций составляют основные теоретические знания, которые
охватывают философские знания (философское учение о природе ценностей, теория
познания и творчества, учение о личности), знания и понятия о ценностях в
рамках смежных дисциплин, а также психолого-педагогические теоретические
знания. Использование гуманистического потенциала каждой учебной дисциплины
позволяет говорить о целенаправленном формировании аксиологических
знаний и аксиосферы будущего специалиста.
Таким
образом, реализация принципа междисциплинарности в
рамках настоящего исследования вносит системообразующее
начало в аксиологическое образование будущих
специалистов, способствует приобщению обучаемых к системному методу мышления,
развивают у них способность к синтезу знаний из различных дисциплин, а также
побуждают к профессиональному
самообразованию и творчеству.
Вышеназванная система
принципов составляет основу и новизну разработанной нами модели
научно-организационного обеспечения аксиологического подхода к
профессиональному образованию будущих специалистов.
Литература
1.
Асташова, Н.А. Аксиологическое образование
современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития
[Текст]: дис. … д-ра пед.
наук: 13.00.01. – Брянск, 2001. – 498 с.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды
[Текст] – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
3. Вербицкий, А.А. Активное
обучение в высшей школе: Контекстный подход [Текст]: Метод.пособие. – М.: Высш.шк., 1991. – 207 с.
4. Выготский, Л.С. Развитие высших
психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во
АПН РСФСР, 1960. – 498 с.
5. Загвязинский, В.И. Практическая методология
педагогического поиска [Текст] –
Тюмень.: Легион-Групп, 2005. – 74 с.
6. Никитина, Е.Ю.
Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в
области управления дифференциацией образования [Текст]: моногр.
– Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000. – 101 с.
7. Никитина, Е.Ю., Афанасьева, О.Ю.
Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов:
перспективные подходы [Текст]: монография / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. –
Москва: МАНПО, 2006. – 154 с.
8. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую
аксиологию [Текст]: Учеб.
пособие для вузов / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 187 с.
Сведения об авторе
1) Райсвих Юлия Александровна;
2) ЧГПУ, факультет иностранных языков,
кафедра немецкого языка и МПНЯ;
3) старший преподаватель;
4) 454138 г. Челябинск комсомольский
проспект 78-А, кв.316;
5) тел. дом. 742 95 43; тел. раб. 265 09
60;
6) E-mail:
tolljulia@mail.ru