Методика преподавания языка и
литературы
Старченко Г.Н.
Павлодарский государственный педагогический институт, Республика
Казахстан
Художественный текст как средство развития речи на
уроках русского языка
Создать процесс обучения
как модель процесса общения означает – смоделировать лишь основные,
принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся:
личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения,
взаимоотношения и взаимодействие речевых партнёров, ситуации как формы функционирования
общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств,
усвоение которой обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях
общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств,
эвристичность.
Е.И. Пассов заметил, что «пропаганда основ
коммуникативной методики является настоятельной потребностью практики обучения»[1, с.5]. Во-первых, потому, что именно
коммуникативная методика адекватна такой цели, как обучение общению, во-вторых,
потому, что коммуникативное направление обогатилось новыми исследованиями,
которые должны стать достоянием учителя-практика. Воспитание
речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися
знаниями о закономерностях системы языка и её функционирования, формирование на
этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования
языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.
Методическим средством,
которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но
и развивающей речевой среды, является художественный текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая
показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать
речевую среду на уроке не искусственной, а естественной.
Продуманный отбор текстового материала и методически
правильное его использование на занятиях имеет большое значение. Для проведения речевых упражнений
лучше всего использовать один или даже несколько связных текстов на одну тему.
Используя эти тексты, учитель даёт понятие о функционировании того или иного
лексико-грамматического материала и таким образом подготавливает учащихся к
речевой деятельности. Этнокультурологический аспект реализуется при подборе
текстов казахстанских авторов, описывающих быт, традиции, культуру, характер
народов, живущих в Казахстане, особенности их языковой картины мира, речевого
этикета.
Художественный
текст как дидактическая единица позволяет слить воедино два важнейших
направления в изучении русского языка в школе: познание системы языка и
познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных
ситуациях. Систематическая, последовательная работа над художественным текстом
повышает научный и методический уровень уроков русского языка, на которых учащиеся не только воспринимают
готовый текст, но и порождают его.
Естественно, что
порождение текста в школьных условиях происходит на базе восприятия.
Художественное восприятие является тем связующим каналом, по которому
образно-эмоциональное содержание художественного текста проникает в духовную
жизнь школьника и становится активным фактором формирования его личности.
Текст, который создаёт ученик, может представлять собой повествование,
описание, рассуждение или произведение определённой композиционной формы, близкое
к тому, которое существует в литературе, в реальной речевой практике, – рассказ, доклад репортаж и т.д.
Формирование коммуникативной компетенции
школьников должно осуществляться в ходе выполнения специальных упражнений,
работая над которыми учащиеся узнают об особенностях функционирования языковых
средств в разных стилях и типах речи, об основных специфических чертах стиля и
характере их проявления в устных и письменных высказываниях. Особую группу представляют
упражнения, направленные на формирование умений определять стратегию и
соответствующие ей тактики общения. Эти упражнения «призваны развить логическое
мышление, учитывать опыт общения людей в обществе, умения предполагать ход
дальнейшего общения, учитывать собеседника (группы собеседников), умение реагировать
на те или иные «сигналы» собеседника (поддержать, поблагодарить, прослушать
информацию до конца, ободрить и т.д.)» [2, с.68].
Система упражнений позволяет вести учащихся от знакомства с
определёнными речевыми понятиями к овладению на основе этих понятий
необходимыми речевыми действиями и далее к свободному использованию
приобретённых умений в речевой практике. Введение учащихся в ситуации,
приближённые к естественным, позволяет избежать формализма при выполнении
речевых упражнений, способствует созданию более непринуждённой, творческой
атмосферы урока.
Задания такого типа упражнений могут быть сформулированы
следующим образом: «В каком ключе может развиваться данный начатый диалог по
ситуации…», «Допишите недостающие реплики диалога», «Какие речевые действия вы
не можете предпринять, чтобы доказать (убедить)…», «Расскажите (убедите,
посоветуйте)…, включая в свой рассказ что-либо увиденное (услышанное),
известное из каких-либо источников, либо ваше отношение к этому, побуждение
собеседника, обращение к общечеловеческому опыту…», «Дополните текст рассказом
об увиденном (услышанном); сообщением, прочитанным из книг; пословицами,
поговорками; обращением к адресату
выполнить какое-либо действие…».
Надо учить школьников видеть в художественных текстах образность,
создаваемую простыми средствами: прямыми значениями слов, конкретной лексикой,
словосочетаниями, рядами однородных членов и простых предложений (так
называемую образную конкретизацию речи) и лексику, употребляемую в переносном
значении, и основанные на ней изобразительные приёмы – метафоры, сравнения, олицетворения и т.д. Часто при изобразительном
повествовании само действие не называется, а называется лишь его результат: о
действии учащиеся догадываются, исходя из контекста. Задания в упражнениях
могут быть сформулированы таким образом: «Нарисуйте словом картину…», «Передайте своё отношение к предмету
разговора…», «Расскажите, какие события, по-вашему, произошли с героем…»,
«Опишите своё отношение к прочитанному, используя эмоционально-оценочную лексику».
В рамках когнитивно-коммуникативного метода обучения
предлагаются упражнения на достижение информативности диалогического или
монологического текста. Задания в упражнениях могут быть сформулированы
следующим образом: «Прочитайте данные тексты», «Напишите письмо о …»,
«Приведите мнение (чьё-либо) о …», «Можно ли согласиться с..? Почему?».
Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции
учащихся играет этнокультурологический аспект обучения языку. Невозможно понять
психологию и культуру народа, не познакомившись с его литературными
памятниками. Этот аспект работы должен пронизывать обучение от начала до конца.
Задания в упражнениях могут быть сформулированы следующим образом: «Прочитайте
текст, какие исторические реалии в нём встречаются?», «Подготовьте сообщение о
жизни и деятельности известного вам учёного», «Расскажите о
достопримечательностях города …».
Речевая тема является основой учебного процесса, благодаря
которой планомерно отслеживается и результат обучения путём проведения диктантов,
изложений, сочинений на изученные речевые темы, так как тематический минимум
охватывает все потенциальные темы общения человека в реальной жизни. Обучаясь сочинению, школьники учатся ставить
пред собой и решать ряд вопросов: о выборе стиля речи и вытекающих из этого
требований к создаваемому тексту, о типе речи и соответствующем отборе сведений
и языковых средств, об организации текста данного типового значения, о способах
развития в нём мысли, о связи отдельных частей текста и т.д.
В качестве завершающего в
каждом классе вводятся задания,
рассчитанные на значительную самостоятельность учащихся: им можно предложить
только темы, применительно к которым создаётся высказывание, а они свободны и в
выборе стиля и типа речи, жанра, в определении основной мысли, в формировании
конкретной темы высказывания. Выполнение таких заданий – важный шаг на пути к
свободному владению речью в естественных условиях общения. Художественный текст на
уроках русского языка, оказавший на учащихся большое эмоционально-смысловое
воздействие, и вопросы, поставленные к нему учителем, служат стимулом,
побуждающим потребность самостоятельного речевого высказывания, вызывают у
школьников желание принять участие в обсуждении проблем, затронутых в
произведении, вступить в беседу или дискуссию.
Таким образом, принцип
практической направленности русского языка на формирование умений речевого
общения требует опоры на такой художественный текст, который становится на
школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная
единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к
закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи,
стилей, жанров помогает ученикам создавать свои высказывания, целенаправленно
отбирая языковые средства для выражения своих мыслей.
Литература:
1.
Пассов
Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 1991. – 223 с.
2.
Булатбаева К.Н..
Функционально-коммуникативная технология обучения русскому языку в казахской
школе. – Павлодар: ПГУ им. С. Торайгырова, 2005. – 350 с.