Р.Ф.Хасанов,
Бирская
государственная
социально-педагогическая
академия, Республика Башкортостан
Реалии жизни и их художественно-философское осмысление
в романе Н.Мусина «Притяжение свободы»
Как правило, исторический романист
обращается к истории, судьбе неординарной личности, способный к самопознанию,
поискам смысла жизни, причин социальных противоречий, осознающий свою миссию
как борьбу за достижение высших ценностей человеческого бытия – добра, счастья,
свободы, равенства, справедливости, готовой ради этого на самопожертвование.
Именно такие герои позволяют писателям
говорить о высоком предназначении человека, о его месте и роли в общем потоке
истории, причастности к бесконечному ряду. Предметом рассуждений на подобные
темы может стать роман Нугумана Мусина «Притяжение свободы» [1], в котором изображен один из этапов многовековой борьбы
башкирского народа за национальную независимость – восстание 1704-1711 годов во
главе с тарханом Алдаром Исякаевым.
Роман изобилует показом размеренного,
спокойно-рассудительного уклада жизни башкир с вековыми традициями, соблюдением
обычаев, обрядов, следованием языческим поверьям, почитанием старших,
ухаживанием за детьми, занятием скотоводством, слитностью с природой, думами о
будущем. Автор склонен изображать жизнь людей в разных ее проявлениях – и в
радости, и в горе, и в острые драматические периоды, и проводит мысль о том,
что они причастны к большому историческому времени, осознанно или неосознанно
приобщены к бытийному единству. Художественное воплощение эта мысль находит в
ряде сцен, эпизодов. Например, проводы джигитов на войну, описание свадебного
обряда и др., которые призваны реализовать идею верности людей веками
сложившимся и устоявшимся неписаным законам бытия, вошедшим в их сознание как
нечто незыблемое, само собой разумеющееся. Можно
сказать, что в романе бытие «вырастает» из быта, сопряжено с ним, так как это –
быт не бессмысленный, обывательский, а цельный, направленный на продолжение
рода, семьи, заполненный борьбой за личное и общее счастье, свободу. Так за
обыденной жизнью, за тысячами мелочей угадывается мощное течение времени,
постепенно встает картина жизни народа.
Сопряженность быта и бытия в романе передана
через определенные мотивы и через образ главного героя. Его жизнь, начиная с
детства до преклонного возраста, составлена из этапов, многочисленных больших и
малых событий, поступков и деяний, в сумме образующих судьбу, вплетенную во
временной поток истории. Он формируется в процессе обнаружения, познания и
освоения им первооснов бытия и его противоречий. Уже в начале романа дается
детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса. При этом юный
герой подспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни
которых охота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и
смекалка. На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя
осмысливается как его столкновение с чем-то устрашающим и зловещим, как его
способность к подвигу.
Писатели
всегда стремились изобразить нерасторжимую связь человека с природой как
источника его духовного обогащения, как ценности человеческого мира. У Н.
Мусина природа часто дается через субъективное повествование, через восприятие
Алдара. В одном месте мы видим его наблюдающим за окружающим миром. Герой
думает о том, что именно в такие минуты человеку приходит отдохновение,
душевное равновесие, озарение, ощущение своего высшего предназначения, чувство
вины за творимое зло на земле, и понимание того, что за быстротечностью жизни,
в мирской суете он не видит и не ценит окружающую красоту.
Как и его предшественники, Н.Мусин
пишет о том, что башкиры не по своей воле много времени проводили вдали от
родины, тосковали по родному дому. В романе есть эпизоды, полные драматизма,
психологической правды и глубины, рисующие воина-башкира с его думами о родных
и близких, мечтой о скорой встрече на малой родине. Ему, часто находящемуся в
походах, семья, дом обретали особый смысл; сюда он стремился душой и телом,
здесь обретал покой и отдых. Так, тема Дома в романе становится неустранимым
бытийным началом и непререкаемой ценностью. Строительство же нового дома для
Алдара – это и семейный праздник, и олицетворение прочности быта, полноты бытия.
Мотив Дома тесно связан с женскими
образами романа. Автор здесь продолжает сложившуюся литературную традицию,
согласно которой женщина – символ любви, доброты, заботы, семейного уюта,
тепла, мира. В то же время она – великая страдалица, на которую обрушиваются
удары судьбы, тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне,
потерей близких.
Семейно-бытовые
картины в авторском исполнении наполняются символическим значением, передают
мысль о вечной устремленности человека к счастью, желании любить и быть
любимым. Особенно трогательно и в то же время с драматизмом эта сторона бытия
воплощена в судьбе Гильмиязы, любимой Алдара. Ее образ пронизан трагическим
пафосом, выступает символом неосуществленной мечты, возможного, но несбывшегося
счастья.
На бытийную природу человека проливают
свет и архетипические мотивы в сюжете романа. Это и отправление жениха в поиски
своей пропавшей невесты, описание его приключений и злоключений на этом пути, и
поединок двух воинов – Алдара и черкеса-
перед русско-турецким сражением. Убив противника в честном бою,
Алдар-батыр тем не менее не испытывает радости, удовлетворения, так как считает
это убийством, покушением на святая святых – на жизнь человека. У героя берут
верх не сиюминутные настроения и чувства воина-победителя, а подлинно
человеческие качества, идущие вразрез антигуманным проявлениям войны. С этим
связаны и антивоенные мотивы романа. Война – это убийство, боль и страдание
людей, разрушение основ их бытия, - эта мысль рефреном звучит во многих местах
произведения.
В антиномии частного и общего,
локального и масштабного, быта и бытия важную роль играет прием антитезы,
использованный в характеристике персонажей. Противопоставление двух
исторических лиц – Алдара Исякаева и Алексея Тевкелева – в этом плане имеет
принципиальное значение. За ними два начала, два понимания смысла жизни, ее
бытийных основ. С одной стороны – чистота помыслов и деяний, самоотверженное
служение своему народу, делу его освобождения, преданность родным корням,
духовное и физическое совершенство, честность и прямота, с другой – подмена
сущностных основ жизни низкими, корыстными, честолюбивыми интересами, моральная
нечистоплотность, трусость, малодушие, жестокость и коварство по отношению к
некогда близкому человеку, а по большому счету – измена своему народу. Эту
конфликтность можно рассмотреть и на более широком историческом контексте как
противостояние человеческих сообществ, преследующих разные цели, как
сопротивление башкирского народа колонизаторской политике самодержавно-крепостнического
строя в начале ХУШ века. Тем самым автор еще раз демонстрирует мысль о
несовершенстве бытия, о существовании неразрешимых конфликтов, связанных с
самой природой человека. Это – не противоречие, устранимое в рамках
изображаемого времени, не временное отклонение от гармонии, а неотъемлемая
грань земного бытия, заключающего в себе и нечто несовершенное,
негативное.
Герой
романа Н.Мусина понимает, что в этом мире есть место и счастью и несчастью,
любви и ненависти, радости и печали. Однако признание этого не приводит его к отказу от борьбы, к
пассивному созерцанию отрицательных
явлений действительности. По ходу развития сюжета меняется не сам
конфликт, а отношение к нему героя. Если в начальных главах романа он еще
колеблется, сомневается в необходимости, неизбежности вооруженного выступления,
пытается удержать и сородичей от этого, то в дальнейшем становится его организатором, идейным
вдохновителем. К концу романа герой осознает обреченность восстания, тщетность
попыток серьезных изменений в отношениях с самодержавной властью в данный
исторический период, но в то же время и необходимость борьбы ради будущего.
В связи с образом Алдара можно
говорить о так называемых классическом и неклассическом видениях мира.
«Классическое видение мира, пишет современный исследователь, соотносится с
многоплановым комплексом представлений, в числе которых сформированность,
окончательность, равенство предметов самим себе, их причастность абсолютному и
устойчивой, авторитетной традиции; полнота, прочность, неисчерпаемость жизни,
достойной приятия и одобрения; в связи с этим – признание порядка, меры,
гармонии в качестве высочайших ценностей… неклассический тип видения мира
связан с постижением бытия как сферы нескончаемого динамизма и незавершенности,
вечного разрушения и обновления, главное же – неразрешимых противоречий» [2]. В главном герое романа
можно увидеть сочетание обоих начал. Конфликтность, ситуация борьбы,
противоборства, в которых он изображен,- не суть его характера, а временное
состояние, в котором он оказался в силу исторических обстоятельств. Внутренне
он весь устремлен к миру, полон мыслей о доме, детях, семье, любимой. Ради
достижения и утверждения справедливости, свободы он готов временно включиться в
активную борьбу, стать источником, причиной волнений, коллизий.
Порой
читатель застает героя за размышлениями о жизни, о своей судьбе и судьбе
родного народа и т.п., что составляет сферу дум и чувств человека, осознающего
себя личностью. Именно духовная причастность бытию дает возможность ему ощутить
себя таковой.
Попыткой осознать смысл прожитой жизни
наполнены раздумья героя накануне смерти. Сравнение его с лучом солнца,
мгновенно и ярко вспыхнувшим на темном небосклоне и исчезнувшим в бесконечном
потоке времени, во многом объясняет судьбу героя.
Тема смерти, лейтмотивом проходящая
через все повествование, также выступает особым бытийным элементом сюжета. Еще
в первой части романа автор рассказывает о смерти старшего брата Алдара
Давлетбая и в ходе дальнейшего развития действия описывает героическую гибель
Имян-батыра, Кусюка, самого Алдара и других. Их смерть осмысливается автором не
столько как частное явление, а в высоком, трагедийном ключе, как
самопожертвование, гибель героев за народ, за высшие ценности жизни.
Обращенность писателя к бытийным
сторонам жизни расширяет смысловые границы книги, показывает его умение на
локальном материале дойти до сущностных явлений, за единичным, частным фактом
увидеть глубокий символический смысл, движение жизни, истории. В этом плане
значимы также детали-символы. Таковы, например, меч, кольчуга, подаренные
Алдар-батыру дедом и отцом, символизирующие воинскую доблесть, отвагу, защиту
родины. Тема «отцов и детей», взаимоотношения Алдара со своим отцом Исякаем,
аксакалами Минлегужой и Мамбатсурой призваны олицетворять незыблемость вековых
устоев, преемственность поколений, следование неписаным законам нравственности,
народной мудрости.
Можно заключить, что все
конкретно-историческое, частное, бытовое в романе Н.Мусина наполнено глубоким
содержанием, подчинено раскрытию смысла жизни человека, показу его места,
судьбы в общем потоке истории, в ее переломные, решающие моменты.
Примечания
1. Нугман Мусин. Притяжение свободы.
Роман. //Бельские просторы,
2001, №№ 7-10.
2. Хализев В.Е. Наследие М.М.Бахтина
и классическое видение мира //
Филологические науки. 1991. -
№5.- С.3,5.