Философия/2.социальная философия

К.ф.н.  Шманёва Л.В

Орловский юридический институт МВД России, Россия

Управление социально-экономическим развитием через идеологию и образование

В обыденной жизни у всех свои проблемы, свои вопросы и свои способы получения ответов на них. Но можно выделить общее – при искренней их постановке главным является намерение понять интересующие смыслы и, осознав ответы, приблизиться к искомым результатам.

Продуктивные смыслы, материализующие результат посредством эффективных и, тем более, самоорганизующихся инструментов, существуют в сознании человека в виде сильных идей.

Чем ближе осознаваемая человеком идея к истинной сути продуктивного процесса – тем эффективней осмысленное вложение ресурсов в избранную сферу приложения сил. Но идей, как правило, множество, и любое развитие происходит в условиях их конкуренции. Для сохранения стабильности в социуме  требуются компромиссные решения. Можно утверждать, что только компромисс приведёт к продуктивной деятельности. А в её основе, несомненно, лежат работающие идеи. В основе высокопродуктивной деятельности – эффективно работающие идеи.

Таким образом, в пропаганде новых сильных идей как новых правил жизни, формируются новые цели, к которым стремится общество.

Отказ от любой старой идеи всегда сопряжен с ломкой нормативных моделей поведения, что последовательно вызывает взаимное непонимание, недоверие и снижает способности людей к сотрудничеству.

Для восстановления этой способности нужна идеология как гармоничный по смыслам набор системно взаимосвязанных идей, управляющий сознаниями людей и их активностью через определение общего порядка и принципов функционирования.

То, что по какой-либо причине не могут детально регламентировать и гибко учитывать в оперативном масштабе законы, в социальной системе функционально отрабатывают идеологии.

Писаные законы, процедуры, исполнительные структуры и т.п. – это, безусловно, важные элементы любого организованного общества и не могут быть ни чем заменены сравнимо. Но надо понимать, что это они всего лишь механизмы материализации на технологическом уровне более или менее эффективных смыслов – смыслов продуктивных, объединяющих и организующих, мобилизующих для преумножения, а не для «выжимания соков» из системы, друг из друга, из всего сообщества или «других».

Объединяются люди идеями и заложенными в них смыслами. А инструментом-проводником смыслов является идеология. Она доводит смыслосодержащие управленческие импульсы до управляемых объектов и функционально связывает их с субъектами управления, согласовывает их ресурсы и интересы. Особенно эффективно она способствует упорядочению и стабилизации в ситуации недостаточной процедурной определенности. Но только в том случае, если действительно несет в себе сильные, непротиворечивые смыслы.

Будучи оформленная в концентрированный набор правил, принципов, заповедей, прагматично и адекватно взаимосвязанных с основными законами в физическом и социальном мире, изложенная максимально современным языком и вневременным понятийным аппаратом, идеология является эффективным инструментом активного управления ресурсами с помощью смыслов.

К тому же она объясняет связь масштаба управления «здесь и сейчас в рамках доступного» с масштабом «завтра и в максимально необходимом объеме».

Для выживания и для оздоровления управляющей информационной программы (или идеологии) любой общности, критически проблемной становится ситуация, когда идеология не охватывает подавляющего большинства. В этом случае снижается адекватность восприятия, волевая составляющая личности, продуктивная способность, увеличивается инфантилизм и иждивенческие настроения.

Неэффективная идеология особенно интенсивно и масштабно накапливает издержки и «усталостные нагрузки». Если продолжать насаждение устаревших смыслов и идей начинают возникать и доминировать некорректные и конфликтующие идеологии – дальнейшая траектория развития предсказуема. Дисгармония. Диссонанс. Стресс. Депрессия. Стагнация.

Вербализованной смысловой программой, способствующей постепенному позитивному преобразованию общества, приобретению им свойств самоорганизующейся системы, является эффективная идеология. Идеология, как управляющая, программирующая информационная субстанция.

Как известно, идеология – это система форм общественного сознания, которая вместе с тем выступает как сознательно определенная форма духовной жизни. Она является конкретно-историческим системным отражением существенных сторон социальной действительности и выступает формой национального, классового или группового сознания и самосознания, системой принятых ценностей, в которых определенные коренные интересы нации, класса, группы занимают различные позиции по отношению к другим нациям, классам, государствам, исторически-общественному развитию. Иначе говоря, идеология представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих в общественном и индивидуальном сознании общественное бытие с точки зрения различных социальных групп. Так как общественное развитие не может происходить без целей, то идеология носит практический характер и является одним из инструментов преобразования общественных отношений, а, значит, является фактором социально-экономического развития и формирования модели будущего.

Она сама по себе, вне соответствующего сопровождения, не преображает Мир, но становится той объединяющей силой, которая:

– дает ее обладателям-носителям «точку опоры», привлекает ресурсы к понятно обозначенному смыслами управляющему центру и попутно их структурирует;

– гибко предлагает и четко задает в режиме реального времени принципиальный алгоритм движения, определяя стандарты и общие правила действия;

– соизмеряет параметры целей и средств;

– формирует динамичную эволюционирующую среду с отчетливо выраженным вектором развития;

– вводит свои детализирующие коррективы тактического характера в управляющую систему координат, которая формируется сочетанием общекультурного и религиозного мировоззрения, практикуемого в социуме (особенно по параметру «хорошо – плохо»).

Важность идеологии очевидна. Она способна найти и выработать компромисс между различными общественными группами и реализовать его во всех сферах жизнедеятельности: экономической, социальной, духовной. Её сущность заключается в консолидации общества, защиты стабильности и ослабления социальной напряженности, придания смысла действиям людей и государства, ориентации в социокультурном пространстве (самопознание общества), усиления и легитимации политической субъектности государства, реализации государственных целей.

В настоящее время уже во всем так называемом цивилизованном мире пришли к функциональному выводу, что идеология является важнейшим национальным ресурсом. Идеология, в определенном отношении, вырастает энергийным началом, придающим ускорение социальной жизни. Она в известном смысле выступает легитимирующей инстанцией: в ней рядовые граждане черпают понимание и признание деятельности государства, его целей и шагов по достижению общественного блага.

Сегодня наше общество деидеологизировано. Современная Россия находится в состоянии выхода из глубокого социально-экономического кризиса. В нашем стремительно изменяющемся мире каждому человеку, чтобы приспособиться и выжить, нужно менять уклад, и постоянно задумываться о том, что можно взять из предыдущего опыта, а что нельзя..., что теперь хорошо, а что плохо? Во что верить? Разрушение старых идеологических ориентиров, аполитичность и непонимание смысла общественной жизни сломало прежнее мировоззрение и вызвало необходимость формирования нового, исторически обусловленного, а также поиска новых целей и перспектив, конструирования модели будущего, принципов и средств его реализации с учетом современных социальных мировых процессов.

Особенно актуально это для молодого поколения, которое и будет непосредственно реализовывать сформулированные ориентиры.

Кроме того, XXI век характеризуется постоянным уплотнением и увеличением скорости передачи информационного потока (причем часто противоречивого), и в отсутствии сильных идей не позволяющего выработать адекватного видения проблем. Дозирование, упрощение и омассовление информации о событиях в СМИ, делает их фактором управления сознанием молодых людей, является побудительной силой изменения поведения (не всегда в лучшую сторону), воздействует на ценности и оценку происходящего, тем самым создавая иллюзию приобщения к политической деятельности. Но на самом деле оказывается манипулятивным механизмом сознания.

Отсюда, проблемы молодежи — не сиюминутные, а общие проблемы завтрашнего об­щества. И поскольку ориентиры в большей степени закладываются в период обучения, особое значение в этой связи приобретает образование. Очевидно, что степень успешного противостояния негативной и некачественной информации зависит от уровня образованности и компетентности человека.

Повышение образовательного уровня, включающего воспитание на основе духовных ценностей, — жизненная необходимость для противостояния деструктивным воздействиям и выработке адекватной современным условиям идеологии. В целом успех государства во многом будет зависеть от того, насколько точно и близко будет соответствовать ценностное содержание вновь обретенных идей жизненному опыту общества и социальным реалиям.

Образование и идеология – элементы одной сложной системы, которые находятся в нелинейной зависимости. С одной стороны, уровень образования является необходимым фактором создания продуктивных идей (и идеологии в целом), с другой стороны, идеология определяет отношение к образованию, и как следствие, накопление интеллектуального потенциала, способного эти идеи реализовать.

Общепринято понимание, что «будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия».

Роль знаний в такой ситуации стремительно возрастает, вытесняя значимость средств производства и природных ресурсов. Ценности сейчас создаются «производительностью» и «нововведениями», что является применением знаний на практике. Процветание все более зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни. Поэтому в настоящее время образование выдвигается на первое место среди факторов развития человечества. Тем более, что исследования аналитического центра Юрия Левады (Левада-Центр) показали, что из причин, осложняющих жизнь россиян «невозможность дать детям хорошее образование» занимает 9 место. Россияне в массе своей слабо сознают связь между образованием детей и решением стоящих сейчас проблем. Но если рассмотреть лидирующие согласно соцопросу проблемы россиян, то окажется, что решить их хотя бы в будущем можно с помощью образования.

И здесь обнажаются его сущность и роль, заключающаяся в воспроизводстве и конструировании человеческого бытия с опорой на социокультурный фундамент. В этом очень нуждается современная система образования. Сегодня ему как социальному институту приходится иметь дело с колоссальными контингентами людей. Задача социализации молодежи (правда, пока преимущественно ее профессионализации) и реализации многих других интересов общества и населения задает гигантские масштабы его деятельности.

Однако, на современном этапе возникает достаточно серьезная проблема – функции государства в образовании рассматриваются зачастую сугубо в финансовом или законодательном ключе.

 В настоящее время требуется решение таких основных задач образовательного процесса как: достижение консолидации различных интересов в выработке модели будущего; формирование человека будущего; обновление образовательных программ; формирование мировоззренческого стержня целостного мировоззрения, что поможет человеку ориентироваться в быстро меняющемся мире; формирование единого образовательного пространства, что уже происходит в рамках Болонского процесса, и воплотится в лучшем свете, если, конечно, не произойдет полный перенос европейского видения без учета российских особенностей.

Образование должно включать в себя воспитание личности как неотъемлемую часть образовательного процесса. Необходимость понимания глобальных процессов в быстро меняющемся мире вынуждает акцентировать внимание на фундаментальных науках, но национальные ценности культивируются и транслируются в образовании отнюдь не посредством научных знаний, заложенных в учебники математики или физики. Если принимать в расчет только научную литературу, то само по себе научное обучение, которое сегодня подавляющим образом определяет содержание большинства учебных программ, к этим целям и ценностям индифферентно. Нельзя оставлять обучение единственным приоритетом и назначением образования. Иначе не произойдет формирование Человека и специалиста. Повышение духовного уровня общества необходимо настаивает на поиске идеологии, включающей методы определения степени духовного развития человека. Важно разумно-нравственное преображе­ние духа народа путем формирования целостных мировоззренческих идей, воспитания свободной, нравственной воли, осознания и претворения в жизнь национальной эволюционной идеи (или идеологии).

В виду этого, несомненно, предпочтение будет отдано образовательным программам, отражающим онтологическую структу­ру духа России: его мировой, многонациональный и национальный принци­пы. Чем выше и гуманней будут обозначенные цели, чем более они выразят общечеловеческий характер, тем меньше проявится необходимость для культуры оказывать сопротивление идеологическим воздействиям и может привести к преобразованию социальной системы и к новому уровню взаимосвязей в системе человек-природа-общество.

Но и этого ещё недостаточно. В век высокотехнологичного производства новый уровень взаимосвязей не должен игнорировать переход от «сырьевых» приоритетов к приоритетам «высокотехнологичного» развития. Это тоже нужно учитывать. В связи с этим, политика образования потребует нацеливания деятельности коллектива образовательного учреждения на формирование у обучаемого осознанного видения своего места как человека, гражданина и специалиста-профессионала в современном обществе и участия в создании принципиально нового общества, новой этики и новой наднациональной, общемировой системы ценностей, преодоление фрагментарного видения мира.

Можно предположить, что бурно развивающийся мир с плохо предсказуемым сейчас развитием в виду своей нелинейности подвел к  необходимости трансформации образования с использованием новых подходов. Старая традиционная система образования слишком долго оставалась неизменной, не учитывала преобразований, происходящих в обществе. Ориентируясь на дифференциацию знаний, вкладываемых по частям, разомкнуто в память обучаемых, наша система в последнее время производила специалистов, которые далеко отстали от новых технологий и производств.

Долгое время, оставаясь закрытой, наша страна успешно ограждала себя от беспорядка и нестабильности. Изменения были постепенны и непрерывны, законы развития предсказуемы и контролируемы, жизнь упорядочена и стабильна. Отсутствие технологических инноваций поддерживало статичность и монологичность образования.

Однако границы закрытой системы постоянно подвергаются внешним воздействиям, и как бы она не стремилась подавить влияния, наступает момент, когда с ними справиться не возможно.

После перехода страны к рыночной системе хозяйствования кокон стабильности, поддерживаемый в прошлом государством, был разрушен. Законом сегодняшнего дня является стремительное изменение окружающего нас мира, нелинейность развития, рост неопределенности и непредсказуемости.

Система образования подверглась воздействию сильнейших флуктуаций внешнего мира: экономических, политических, социальных, технологических и т.п. Все это вывело ее из состояния равновесия. Она оказывается практически неспособной к развитию, а потому становится все более неадекватной реальностям процесса глобальных изменений действительности, вступающей, по выражению Э. Ласло, в эпоху бифуркации.

Вернуться к прежнему устойчивому состоянию невозможно, а привычный и хорошо отлаженный механизм в новых условиях открытой системы уже не действует. Поэтому «настоятельным требованием в сегодняшних условиях становится разработка отечественных теоретических основ управления образованием…».

Представляется очевидным, что уже возникла потребность не только в новых методах обучения, но и в новой образовательной идеологии, в центре которой органическая концепция самоорганизующегося мира.

Именно поэтому сейчас актуальны новые концепции образования, разрабатываются программы, создаются новые форм организации научного знания. Не исключено, что в этом существенную помощь могла бы оказать синергетика.

Синергетические модели отражают развитие в динамике. Это модели нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся действию флуктуаций (изменений). В момент перехода упорядоченная и неупорядоченная фазы отличаются друг от друга столь мало, что именно флуктуации переводят одну фазу в другую. Если в системе возможно несколько устойчивых состояний, то флуктуации отбирают одну из них. При анализе сложных систем (коей также является образование),  синергетика исследует простейшие основные модели, позволяющие понять и выделять наиболее существенные механизмы организации порядка, избирательную неустойчивость, вероятностный отбор, конкуренцию или синхронизацию подсистем.

Синергетика объясняет процесс движения от хаоса к порядку, процесс самоорганизации, возникновения нового, облегчает прогноз. Она обращает внимание на то, что любая система, независимо от степени её открытости в различных организационных состояниях, рано или поздно приходит в точку предельной неустойчивости (точку бифуркации). Любое действие, предпринятое в этой точке, может полностью изменить все систему, перевести её в принципиально новое состояние.

Комплексный характер синергетики направит образование в русло интеграции, целостное восприятие окружающего мира сформирует новую потребность: не в механическом запоминании информации, а в её переработке и анализе, что в свою очередь приведет к качественному скачку знаний.

Не этого ли важно для государства? Не в этом ли оно заинтересовано больше всего? Ведь современный образованный человек, видящий мир глобально и осознающий свое место в нем, всегда высоконравственен и духовно развит, готов к переменам, ответственен за свои действия. Ему чужды  банальные жизненные устремления, бессилие перед лицом социальных проблем, безразличие к наследию прошлого и к будущему.

И если власти (государственные и региональные) упустят момент помощи развитию высших образовательных учреждений, собственно и воспитывающих такие личности, они уйдут в «свободное плавание» и не факт, что через 10-20 лет окажется, что необходимых специалистов нет и формировать их некому.

Главное, чтобы последствия создания новой образовательной идеологии в конечном итоге не свелись бы ко вздыханиям Н.Бердяева в начале столетия: «В новые времена иссякает в господствующем сознании творческое дерзновение. Думают о чем-то, пишут о чем-то, но были времена, когда думали и писали что-то, когда было то, о чем теперь вспоминают, о чем пишут исследования».

 

Литература:

1.       Корнющенко Д.И. От наукоучения – к философии образования, или Российская пайдейя //Вестник Российского философского общества, 2003, № 2, C. 173.

2.       Мисюрев Д. Российское образование на рубеже веков//Новая политика. http:// www.novopol.ru/article292.html 23.08.2004.

3.       Моисеев Н.Н. Цивилизация ХХI века - роль университетов // Alma mater, №5-6,1994. С.19-36.

4.       Новейший философский словарь/ Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копарулина В.Н.; под общ. ред. Ерещенко А.П. –Ростов-н/Д:Феникс, 2005.  С.247-248.

5.       Олсон А., Тууль И., Стайнер Л. Образование во имя демократии //Вестник РФО, 2003, № 1, с. 54.

6.       Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях. Автореферат дис.на соиск.ст.к.ф.н. М.:МГУ, 2006. С.6-7.

7.       Education on Trial: Strategies for the Future.// N-Y, 1983. Р.13.

8.       Hartwell A. Scientific Ideas and Education in the 21st Century // Electronic newsletter, 1995. P.29.