ПАМЯТНики права народов Дагестана
Обычное право и соответственно обычно-правовые нормы сформировались в
этом регионе в период становления государственной власти.
В ХУП-ХУШ вв. жизнь большинства
народов Дагестана регулировалась обычным правом, или адатом (араб, «обычай»),
комплексом правил и норм, которые затрагивали все стороны их общественной,
хозяйственной и семейной жизни. Не выполнявших адаты, заставляли подчиняться
силой. К ним применялись санкции.
Этой силой первоначально была сила
общественного мнения и общественного воздействия рода по внутриродовым отношениям
и кровная месть .
В основе обычного права народов Северного
Кавказа лежала система адатского судопроизводства, которое осуществлялось с
помощью знатоков норм обычного права алимов .
Адаты складывались
постепенно в процессе разрешения споров, а также устанавливались особыми
соглашениями, так сказать общественными договорами . Система обычного права не
являлась застывшей правовой системой общества и по мере воздействия на него новых факторов,
связанных с изменением общественной, хозяйственной или иных сфер жизни,
развивалась путем рассмотрения новых сложившихся ситуаций, решение которых не было
предусмотрено ранее горским адатом, и основывалось на прецеденте, решении
адатского суда, которые затем становились нормой.
Попытки систематизировать
горские адаты предпринимались многими
учеными исследователями, но в силу ряда специфических причин выработать единый горский кодекс адатов не
удалось сделать никому а некоторые локальные сборники были созданы в том числе
и Постановления Рустем-хана.
В начале XVI в. Кайтагское уцмийство выступает в Дагестане
как значительное феодальное политическое объединение.
Кайтаг - Кайтагское уцмийство до 20-го года XIX в., потом административный участок с
приставом во главе; с 1861 года Кайтаго - Табасаранский округ, а с 1929 года Кайтагский район, имеет свою
многовековую и богатую историю. Территория Кайтагского уцмийства простиралась
по побережью Каспийского моря от Дербента до шамхальства Тарковского с юга на
север. Непосредственными соседями Кайтага на севере были шамхальство Тарковское
и Акушинское общество, на западе - Казикумухское
ханство, на юге - Табасаран и на востоке - Дербент. В XVII
веке Кайтагское уцмийство имело свой свод законов, состоявший из 7 глав и 107
статей, являвшихся регламентацией общественной и частной жизни кайтагцев.
Сборник в основном был сводом заповедных (неприкосновенных) законов на все
времена. Все главы имели название, и каждая глава начиналась со слов «Кто будет беречь род свой, у того и голова
будет цела». Постановления уцмия Рустам-хана, напечатанные в 1868 году
А.
В. Комаровым и известны в литературе под названием «Постановления
Кайтагского уцмия Рустем-хана был первым
памятником, ставшим достоянием науки. [1] «Он,
- утверждал А. В. Комаров, - составил из
адатов и своих постановлений особый сборник»[2]. В тексте указано, что «Постановления»
написаны в XII в. по р.х. и были сданы на
хранение кадию магала Гапш. По вопросу о датировке «Постановлений» в литературе
существуют разные точки зрения. А.В.
Комаров, а вслед за ним и Ф.И.Леонтович относят их составление к XII в., ссылаясь на указание, имеющееся в сборнике.
М.М. Ковалевский датировал
происхождение этого памятника годами правления уцмия Рустем-хана, вступившего
во владение Кайтагом в 1601 году, после смерти своего отца Хан-Магомеда [3]. То, что Рустем-хан был кайтагским уцмием в начале XVII в. подтверждается
данными и многих других источников.[4]
В специальной статье, посвященной исследованию
«Постановлений» Рустем-хана, М.М.Ковалевский, критикуя А.Комарова и
Ф.Леонтовича, приводит убедительные доказательства, подтверждающие его вывод
относительно времени возникновения кайтагского свода. В частности, он ссылается на А.Олеария, который, описывая
свое путешествие, указывает: «14-го апреля вступил я в область Осман, иначе
Исаин называемую, князь которой Рустем держит свой двор в местечке того же
имени». Кроме того, М.Ковалевский ссылается на сохранившиеся три грамоты на имя
Рустема: две грамоты выданы Рустэму
персидским шахом Абассом (
Таким
образом, можно считать, бесспорно, установленным, что сборник составлен в
начале XVII в.
Кайтагский уцмием Рустем-ханом.
Помимо опубликованного текста, имелось еще
несколько списков «Постановлений», весьма сходных между собой. Один из таких
списков хранится в Центральном государственном историческом архиве Грузии.
Оригинал его составлен на кайтагском диалекте даргинского языка Подлинник «Постановлений» Рустем-хана не сохранился,
что серьезно затрудняет его
исследование.
Судебник Рустам -
хана, как и всякий памятник
раннефеодального права, включает в себя разновременные пласты правовых
норм. В нем отчетливо прослеживаются весьма древние нормы, уходящие к эпохе
патриархального родового строя, и сравнительно новые правовые обычаи, возникшие
в результате углубления феодальных отношений.
В судебнике сделана попытка обосновать
необходимость и постоянство феодальной
власти, он отразил оформившееся сословное деление общества и позволяет понять
важнейшие особенности в общественно-политическом развитии кайтагцев.
Научная ценность и значимость
"Постановления" как памятника права, являющегося результатом
кодификационной деятельности местной государственной власти, определяется
возможностью проследить процесс превращения обычных норм в законы, и дают
представление об уровне развития взглядов народов Дагестана в соответствующий
период.
[1] См. Комаров А. В. Постановление Кайтагского
уцмия Рустем-хана: Сборник сведений о кавказских горцах (далее ССКГ).
Тифлис, 1861. Вып. 1. С. 80-88
[2] Комаров А. В.Указ.раб.С.85
[3]. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.
Т.II. М., 1899. С. 234.
[4] История происхождения рода уцмиев. РФ ДНЦ РАН,
д. 1645, л. 61.
[5] Дагестанская «народная» правда
«Этнографическое обозрение», № 1, 1890 г., С 6.
[6]. РГАДА .Ногайские дела. 1618 г., № 1, лл. 27-29 и др