Нуржасарова М.А., д.т.н., доцент, Ералиева М.Ж., аспирант.
Алматинский технологический университет, Казахстан
Анализ
традиционных методов художественно – декоративного оформления казахской
национальной одежды
Уникальным проявлением
материальной культуры прошлого является
казахский народный
костюм, создававшийся под влиянием условий жизни в степях с их знойным летом, с
пронизывающими ветрами, морозами зимой. В нем нашли отражение эстетические
идеалы народа, его образ жизни. Он отличается ярко выраженным
своеобразием и сыграл определенную роль в сохранении и упрочнении
этнического самосознания народа.
Почти все элементы
казахского народного костюма однотипны во всех регионах, нет особой разницы в
покрое, выборе материалов, назначении отдельных предметов одежды. Некоторые
различия, имеющиеся в головных уборах, поясах, украшениях, в отдельных
специфических фасонах будничной и праздничной одежды, очевидно, связаны с общим
историческим процессом сложения отдельных групп казахского народа.
Исследуя традиционные
методы художественно – декоративного оформления казахской национальной одежды
следует отметить, что вышивка занимала значительное место в украшении одежды. Вышивали
оборки на женских платьях,
распашные юбки – бельдемше, головные уборы: саукеле, такия, кимешек.
Из мужской одежды
вышивкой украшали замшевые и шелковые халаты, замшевые штаны и войлочные шляпы
– калпаки.
При вышивании
использовали разнообразные приемы. Большое значение имеют не только принципы
построения узора и колористическое решение, но и также материал и техника,
придающие особую фактуру изделию.
Вышивали по бархату,
шерстяной и хлопчатобумажной ткани шерстяными, хлопчатобумажными, но в основном
шелковыми нитками. В отдельных изделиях казахских мастериц встречается золотое
шитье.
Казахская вышивка
выполняется гладью или главным образом тамбурным швом – одним из древнейших в
Азии. Для традиционных изделий характерен сплошной
зашив отдельных мотивов узора. При сплошной вышивке тамбурный шов идет по
контуру узора, потом загибается вовнутрь, ложась рядом с первым, пока вся
фигура не заполнится вышивкой. Фон практически отсутствует. Если же просветы
остаются, их заполняют контурным швом. Применяются также петельный шов, особый
вид глади – кесте баспа, реже двусторонняя гладь.
При изготовлений
одежды кроме вышивки широко применялась аппликация – прием наложения на войлок
или ткань орнаментальных фигур из разноцветных кусков материи, кожи или ярко
окрашенного в разные тона войлока.
Аппликация – древнейшая
техника оформления одежды и других изделий в искусстве степных племен,
существовавшая с древних времен и сохранившаяся до наших дней.
При изготовлений меховых изделий мастера
сшивали кусочки дорогого меха выворотным швом в виде шнура. Этот шов они
использовали для кожаных и войлочных аппликации.
Нарядность казахскому
народному костюму придавали не только отделка дорогим мехом, аппликация,
вышивка, но и мужские, женские пояса, украшенные золотыми и серебряными
бляхами, подвески из бусин драгоценных и полудрагоценных камней, кораллов,
прикрепляемых к женскому комплекту одежды.
Казахский народный костюм
вобрал в себя все лучшее, что создано искусством и талантом многих поколений. В
нем воплотились основные принципы и достижения художественных промыслов,
создававшихся народными умельцами веками.
Национальные традиции
казахского народа сохраняются и в современной одежде, развивая ансамблевость,
рациональность кроя, единство формы и декора народного костюма. При этом
следует отметить, что комплект современной одежды казахов создается в сочетании
европейской формы с элементами декора традиционного костюма, разумеется
с учетом склонностей различных возрастных групп.