К.ф.н.
Гаврилова С.А.
Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет,
Россия
ВЫСТАВОЧНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Исторически становление этносов предполагает внутриэтническую общность (тождество) и межпоколенную этническую идентичность. Социально-психологические механизмы формирования этнического тождества представлены такими процессами, как уподобление, заражение, конформизм, внушение и т.п., исследуемыми в структуре современной социальной психологии.
В дифференцированном виде содержание социального опыта этноса
представлено традициями, обычаями, обрядами, способами и видами деятельности,
бытовыми функциями, элементами праздничной культуры.
В интегральном виде социальный опыт этноса предстает как полная
совокупность этнического социума со всеми его историческими образованиями:
социальными потребностями (мотивационно-ценностной подсистемой), социальными
способностями (информационно-операционной подсистемой), социальной
деятельностью (функциональной подсистемой), социальными отношениями
(структурной подсистемой), социальными институтами (организационной
подсистемой). К последнему виду нами отнесена и выставочная культура как
элемент праздничной культуры, поскольку ее можно определить как временную
организационную подсистему (социальный институт).
Восприятие и освоение индивидом культуры своего этноса,
этническое самоопределение является главным результатом этнического
самосознания. Этническое самосознание индивида и группы складывается под
влиянием разнообразных социальных и культурных факторов, и в свою очередь
влияет на культурную, политическую, религиозную ориентации, выступая в качестве
главной характеристики этноса. Именно через этническое самосознание
осуществляется этническая самоидентификация,
то есть отнесение себя к определенному этносу. Этнос и культура неразрывно
связаны друг с другом, поэтому проблемы этногенеза невозможно анализировать
отдельно от проблем культурогенеза.
Механизм зарождения и развития инноваций в культуре этноса
включает четыре этапа: селекцию, воспроизведение или копирование,
приспособление или модификация и структурная интеграция. Дело в том, что само
существование этноса как социально-исторической общности обусловлено не
отождествлением членов этноса с данным поколением этноса, а отождествлением
одного поколения этноса с другими его поколениями. Тем самым этническая
идентификация характеризуется межпоколенной трансляцией социального опыта
этноса.
Важны оба аспекта этнической идентификации: внутрипоколенная и межпоколенная. С одной стороны, если в границах данного поколения не произойдет идентификации индивидов с этносом, следовательно, не сформируется сам этнос как некое социальное целое. Не обеспечивается стабильное функционирование этнического социума. С другой стороны, если не произойдет идентификация ряда поколений этноса друг с другом, значит, не сложится этническая история как межпоколенная история этнического социума.
Для характеристики этнического социума большое значение имеет
выявление группы базовых этнических образований, определяющих стабильность
этноса и его социума. Имеются в виду инвариантные по отношению к истории этноса
признаки - его этнические константы. Понятие константности вытекает из
пространственно-временной инвариантности данных характеристик. В хронотопе
этноса они выполняют стабилизирующую функцию, обеспечивая сохранение и
межпоколенную трансляцию всей совокупности этнического социума. К числу
этнических констант относятся ритуалы, церемонии, обряды, обычаи, традиции, праздники,
нормы и т.п.
Прежде всего, необходимо отметить нормативную природу
этнических констант. Совокупность их, проверенная историческим опытом, образует
ту целостность, которая определяется как «этничность». Аналогом может служить
соотнесение понятий, как «менталитет-ментальность», равно как
«этнос-этничность». Но если менталитет и ментальность характеризуют в основном
духовно-психические качества конкретной народности, то понятие этноса и
этничности отражают все многообразие реального бытия этнического социума.
Этничность как целостность формируется на основе интеграции
названных выше этнических констант. Учитывая двоякое отношение человека и
этноса к миру - духовное и материальное, все нормативные этнические константы
можно подразделить на два типа: константы духовного характера и константы
материального характера. К сожалению, проблема возрождения исторических
традиций в большинстве случаев рассматривается лишь с одной стороны - преемственности
идейно-эстетических представлений носителей народной культуры. Вторая
сущностная сторона исторических традиций - преемственность производственно-бытовых
процессов - рассматривается исключительно в связи с характеристикой архаических
культур.
Кроме научных изысканий в области преемственности
производственно-бытовых процессов необходимо учитывать и анализировать
исторический опыт не только архаических культур, но и опыт недавнего прошлого –
исследуемого нами с позиций философско–культурологического подхода опыта
индустриальной эпохи, неотъемлемой составляющей которого является мировая
выставочная культура XIX века.
В связи с этим особую актуальность приобретает рассмотренное
Э.С. Маркаряном понятие «культурная традиция», позволяющее по-новому поставить
вопрос о роли традиций в современную эпоху. Нельзя не согласиться с
утверждением автора, подразумевая под традицией слитность программных установок
деятельности и средств их реализации, что традиции в форме обычаев и обрядов
оказываются привязанными к докапиталистическим эпохам. А на современном этапе
развития социума традиции, в частности традиции выставочной культуры, в
видоизмененных своих формах продолжают оставаться важнейшим регулятором
социальной жизни во всех ее областях.
Поэтому важнейшее значение имеет организация,
институциализация, сохранение и возрождение социально-исторического опыта
этноса и его атрибутики: памятники истории, архитектуры, искусства, мифов и
легенд этноса, фольклорных материалов, народных игр, обрядовых форм жизни,
ритуалов, народных традиций в сфере медицины, экологии, педагогики, искусства,
хозяйственной деятельности, формы одежды, питания, археологических артефактов,
чему в полной мере способствуют традиции выставочной культуры, особенно
исследуемого хронологического отрезка пространственно-временного континуума
социокультурного бытия этноса как
общеродового понятия.
Диалектический подход к данной проблеме позволяет видеть в
исторической преемственности традиционных форм социальной практики этноса не
только положительную, но и отрицательную роль. Известно, что архаические формы
жизни могут препятствовать прогрессивному общественному развитию. Но нам
необходимо учитывать и опыт изучения культурно-исторических процессов Нового
времени, анализ которых предоставляет немало материала для размышлений о
позитивной и негативной сторонах научно– технического прогресса. Нередко это
проявляется в скрытом виде и даже может привести к крушению самого этноса,
особенно при его столкновении с другими этническими культурами, на современном
этапе, в условиях все увеличивающейся угрозы глобализационных процессов на
планете.
Как известно, этнический облик духовной культуры народа складывается
из различных компонентов, которые являются своего рода «этническими
показателями», «этническими признаками», «этническими определителями». Одним из
таких существенных этнических показателей выступают традиционно-бытовые, в том
числе и религиозно-бытовые, особенности духовной культуры (обычаи, обряды,
ритуалы), отличающие данную этническую общность от других этносов. Ритуал выступает
в качестве одной из древнейших форм построения отношений человека с миром и
себе подобными как отношений собственно человеческих и общественных по форме и
существу поведения - приобщает людей к морали.
Родственные связи между ритуалом и выставкой можно проследить
и в данном аспекте определения характеристик ритуального регулятивного
поведения индивида и социума в целом: выставка, как и ритуал, подчиняется
жесткой системе правил и требует регламентированного (зачастую условного, как и
в ритуале) поведения в ситуации интерпретации общественных научно-технических,
промышленных и художественных достижений.
Ритуал фиксирует индивида как существо общественное. В
совершении ритуала человек выступает как субъект, организующий предметную сферу
оснований своего саморазвития. Ритуал являет собой особый фиксированный способ
деятельности коллективного субъекта и коллективного действования
индивидуального субъекта, обеспечивая совершение двуединого процесса его
индивидуализации и идентификации. Выступая как форма и принцип реализации
соответствующей предметной деятельности и создавая конкретную совокупность
действий, связанных с определенной «идеей» коллектива, он систематизирует
определенный пласт отношений человека и является условием целостного восприятия
индивидом этой коллективной идеи. Все вышесказанное можно отнести и как
категориальные характеристики к выставочной культуре. Одновременно и ритуал и
выставочная культура могут являться условием формирования коллективной идеи.
Таким образом, можно заключить, что выставочная культура по
аналогии с ритуальной является действенным средством реализации объективно
обусловленной потребности и возможности самоорганизации формирующегося особого
социального организма – общества в процессе социализации этноса. Предоставление достаточно большого
внимания выяснению сущности ритуала, не означает недооценивание роли как
ритуала, так и выставки равно выполняющих ряд важных для человека функций:
воспроизводства этнической специфики, жизненного уклада, форм общения людей, основных
параметров в материальной и духовной культуре, регулятора поведения личности.
Необходимо было зафиксировать значимость выставочной культуры как фактора
формирования этнического самосознания.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что социум является, прежде
всего, хранителем светских традиций, сферы мирского, а ритуал в большей части
связан со сферой сакрального. В этом его основное отличие от выставочной
культуры, которая, бесспорно, связана со сферой светских традиций, а,
следовательно, в настоящее время может быть отнесена к разряду одного из
определяющих факторов формирования этнического самосознания, предстающего как
для индивида, так и для общества в его объективированных формах, образующих
пространство этнического социума - от хозяйственно-экономических до
нравственно-духовных форм его жизнедеятельности, кумулированным отражением
которых и является выставка как феномен культуры.
Литература:
1. Александренков, Э.Г. Этническое самосознание или «этническая идентичность» [Текст] /Э.Г. Александренков // Этнографическое обозрение. - 1996. - № 3.
2. Маркарян, Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации [Текст] /Э.С. Маркарян. - Пущино: НЦБИАН СССР, 1982.
3. Новик, Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации [Текст] / Е.С. Новик // Историко- этнографические исследования по фольклору: сборник статей памяти С.А. Токарева/ Сост. В.Я. Петрухин.- М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1994.
4. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в обл. мифопоэтического: избранное. – М.: изд. группа «Прогресс-культура», 1995.
5. Юнг, К. Человек и его символы [Текст] / К. Юнг. – СПб.: Петрополис, 1996.