Руткевич С.А.

Аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств

(г. Минск, Беларусь)

Авангард как художественное направление в музыкальном искусстве ХХ века

 (по материалам белорусских исследователей).

 

В настоящее время в Беларуси ведутся активные исследования в области авангардной музыки. Это в первую очередь работы Т. Мдивани, Р. Сергиенко. На страницах научного издания «Вести Белорусской государственной академии музыки» печатаются как молодые музыковеды, так и более опытные исследователи. Так Д. Златковский в одной из работ [3, с. 34-44] говорит о переосмыслении господствующей в советское время [7] негативной оценкой авангарда: «Термин «авангард» следует решительно увести с отрицательного оценочного поля, в котором он, как известно, долгое время находился. Авангардное всё, что продвигает искусство вперёд, открывает новые пути. Без развития, обновления любой вид искусства обречён на застой и повторение готовых схем и шаблонов. В этом видится ценность авангарда и авангардизма» [3, с. 34].

 Работа Р. Сергиенко «Звуковысотная основа музыкальной композиции ХХ века» [5] посвящена проблемам организации современной музыкальной композиции. В современной музыке на роль одного из ведущих и основополагающих параметров музыкальной композиции выдвигается тембр, который способен не только конкурировать с высотой, но по существу заменить её как в смысловом, так и в конструктивно-организующем плане. На этой основе можно говорить, по мнению автора, о тембровом типе композиции. Вуалирование высоты и усиление интереса к красочной стороне звучания изменили в ХХ веке отношение не только к музыкальному звуку, но и к звуковому материалу, ставшему центром специального интереса. Современный композитор активно апеллирует к шумовому материалу, к микрохроматике. В современной музыке автор усматривает стремление к использованию всего потенциала звуковысотности. Таким образом, в музыке ХХ века изменения коснулись не только специфических звуковысотных систем, но и всего высотного параметра в целом, что повлекло изменение всей системы внутренней организации музыкальной композиции, что в конечном итоге и «определило её новый художественный облик» [5, с. 111].

Книга белорусского исследователя Т. Мдивани «Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века» [4] посвящена авангардной музыке ХХ века и её связям с мировоззрением эпохи и композиторским сознанием. По мнению автора, на рубеже ХІХ - ХХ веков в рамках господствующего романтизма возникло значимое противоречие между идеалом и жизненными реалиями, вылившееся в попытку преодоления классических норм художественности (импрессионизм, символизм). Именно тенденция к полноте охвата,  сказавшаяся прежде всего в усилении внимания к необъяснимому, невыразимому, в установке на субъективное, и привела в конечном итоге к возникновению новой, неклассической рациональности (авангардная музыка) как противовес классической рациональности ХVI - ХІХ веков, где компоненты строго определены (тональность, гармония и др.). Однако к середине ХХ века принцип рационального конструирования начинает восприниматься композиторами как ограничивающий свободное проявление творческого сознания. Осуществляется попытка организации наряду с рациональными элементами нерациональных элементов, которых не было в структуре неклассической (додекафонной) рациональности. Произошло существенное количественное и качественное расширение рационализма, близко приблизившееся к целостной концепции музыки. Однако, на взгляд автора книги, в ХХ веке эталонной концепции новой целостности, отвечающей представлением о красоте и гармонии, создано не было. С этой точки зрения авангардная музыка ХХ века - музыка кризисная, переломная - дополняющая, но не определяющая. Ситуация в творчестве западных композиторов в конце ХХ века похожа на кризис рубежа ХIХ - ХХ веков, когда остро ощущалась потребность обновления творческого сознания. Однако здесь Т. Мдивани отмечает существенное различие: если в начале прошлого века смена типов музыкального мышления осуществлялась с разрывом, противопоставлением  традиции, то в конце века очевидны иные устремления, направленные на поиск общих закономерностей «для мира духа, материи и идеальной реальности» [4, с. 265]. Выходом из кризиса западного рационализма является, по мнению автора книги, поворот «к «эталону красоты и культуры», основанием которому являются соборность, подчинённость, разумное (достаточное) расширение национального, подчинённое и исходящее из «соотношений узловой линии мер»» [4, с. 265].

Статья А. Снытко «Тематизм и техники композиции в музыке второй половины ХХ века» [6, с. 137-141] посвящена вопросу существования в современной музыке такого важного компонента как тематизм.

Автор определяет существование в современной научно-исследовательской литературе два различных определения «темы»  и «тематизма». Широкая панорама терминологических определений темы обусловлена, по мнению автора статьи, «многообразием самого тематизма как явления в музыкальной форме второй половины ХХ века» [6, с. 138]. А. Снытко утверждает, что тема - необходимый атрибут композиции. Причём в музыке второй половины ХХ века тема может быть оформлена при помощи различных средств музыкальной выразительности, что обусловлено перемещением элементов неспецифического ряда (ритм, темп, регистр, тембр, артикуляция, динамика) в ряд специфический, формообразующий. Возникают различные типы тематизма, в которых роль темы выполняют мелодия, гармония, ритм, тембр, сонор и т. д. Тема может также иметь вид сверхмногоголосного пласта, аккордовой вертикали, тембрового пятна, контрапункта любого вида, мелодии с аккомпанементом («всефактурность тематизма» В. Холоповой).

Новые типы тематизма влияют  и на принципы синтаксической организации темы. А. Снытко отмечает здесь, во-первых, «масштабную всеуровневость» тематизма, когда на равных правах существуют и тематизм с классической темой, и макротематизм, и микротематизм. Во-вторых, новые принципы синтаксической организации, получивший распространение в серийном методе композиции, в алеторических композициях, в идее унификации материала и формы К. Штокхаузена. Ещё один способ синтаксической организации связан с увеличение роли элементов, ранее игравших второстепенную роль в процессе структурирования - динамики, тембра, ритма, артикуляции.

В книге «Зарубежная музыка ХХ века: направления и композиторские техники, школы и творческие портреты композиторов академической  традиции» [2] охарактеризованы основные стилевые направления и композиторские техники музыки ХХ века. К первой половине столетия автор относит следующее: экспрессионизм, додекафония, урбанизм («новая деловитость» в Германии, «новый динамизм» во Франции), неоклассицизм, неофольклоризм. Ко второй половине ХХ века автор относит следующие направления: сериализм, пуантелизм, сонорика, алеаторика, полистилистика, конкретная музыка, электронная музыка.

Автор утверждает, что сложности в освоении творчества композиторов ХХ века обусловлены  особенностям музыкального языка, быстрой сменой стилей и их непродолжительностью. В целом для музыки ХХ века характерен стилевой плюрализм, что принципиально отличает этот период музыкальной культуры от музыкального искусства предшествующих музыкально-исторических эпох. По мнению автора, один из основных феноменов творчества ХХ века – запись мышления.

В статье И. Двужильной «Мировоззренческие проблемы минимализма в американской музыке второй половины ХХ века» [1, с. 58-63] рассматриваются философско-эстетические и религиозно-философские предпосылки возникновения одного из важнейших направлений авангардной музыки –  минимализма. В начале ХХ века, по мнению исследователя, всё более очевидным становится кризис коммуникации между композиторами, создателями новой музыки, и  слушателями, которым эта музыка становилась всё менее и менее понятной. По мнению автора статьи, колебания между двумя противоположными тенденциями (усложнением музыкального языка и последующим его упрощением как рефлексии на утерю понимания слушателями) – длительный процесс, охватывающий историю музыки на протяжении практически всего ХХ века. Как попытка преодоления отчуждения авангардной музыки и возникает новое направление - минимализм. Возникнув в 60-е годы ХХ столетия в США, это направление представлено именами Ла Монга Янга, Т. Райли, С. Райха, Ф. Гласса.

         Несмотря на кажущуюся простоту, американский минимализм представляет собой  симбиоз самых различных традиций и имеет глубокие философско-эстетические корни. Мировоззрение композиторов-минималистов сложилось под влиянием религиозно-философских учений Востока, философских и семиотических исканий Л. Витгенштейна, исследований глубинных слоёв психики З. Фрейда и К. Юнга. Несмотря на неприятие минимализма некоторыми композиторами (П. Булез, Э. Денисов), автор утверждает значимость минималистической музыки, указавшей «один из путей постижения вневременных ценностей» [1, с. 63].

В заключении можно сделать следующий вывод: данные исследования, представляющие значительный интерес как со стороны исполнителей, так и композиторов, играют значимую роль в их творчестве: теоретические изыскания искусствоведов существенно помогают выстроить целостную концепцию авангардного произведения, что особенно актуально в современной музыке, когда обоснование нового сочинения часто возникает раньше самого нотного текста. Дальнейшие исследования в данной области представляются нам весьма перспективными.  

 

 

 

 

Литература.

 

1.     Двужильная И. Мировоззренческие проблемы минимализма в американской музыке второй половины ХХ века / И. Двужильная // Вести Белорусской государственной академии музыки. Научно-теоретический журнал. –  Минск, 2003. –  № 4. –  С. 58-63.

2.     Зарубежная музыка ХХ века: направления и композиторские техники, школы и творческие портреты композиторов академической традиции: учебное пособие / авт.-сост. Т. Жилинская. – Витебск: издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2004. – 58 с.

3.     Златковкий Д. Музыка Вячеслава Кузнецова. Аспекты стиля / Д. Златковский // Вести Белорусской государственной академии музыки. Научно-теоретический журнал. – Минск, 2001. –  №1. – С 34-44.

4.     Мдивани Т. Западный рационализм в музыкальном мышлении ХХ века / Т. Мдивани. – Мн.: Бел. навука, 2003. – 327 с.

5.     Сергиенко Р. Звуковысотная основа музыкальной композиции ХХ века /  Р. Сергиенко. – Мн.: Бел. гос. акад. Музыки, 1998. – 237 с.

6.     Снытко А. Тематизм и техники композиции в музыке второй половины ХХ века / А. Снытко // Музыкальная культура Беларуси: Исторический путь. Контакты: Материалы Х Научных чтений памяти Л.С. Мухаринской (1906 - 1987), Минск, 5-6 апреля 2002 г. / Белорусская государственная академия музыки; сост. и научн. ред.: И. Назина. - Мн., 2002. – С. 137-141.

7.     Степанцевич К.И. Новые тенденции в развитии белорусского музыкального искусства (конец 50-х – первая половина 70-х годов) / К.И. Степанцевич. – Мн.: Высшая школа, 1981. – 68 с.