Педагогические науки/6.Социальная педагогика.

Мурашко В.Г.

Белорусский государственный университет культуры и искусств

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДУХОВОМ ИСКУССТВЕ

Игра в нашем обществе выступает как уникальное социальное явление. Она представляет собой особую деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. По мнению ведущего специалиста в области игровых технологий Л.И.Козловской, особенность игровой деятельности  заключается в том, что в ее содержании заложены элементы других видов деятельности: познавательной, творческой, спортивной, коммуникативной, овладение которыми необходимо для всестороннего формирования и развития личности. Так как игра многофункциональна, ее можно включать в любые виды деятельности человека [1, с.17]. В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение).

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества. В игре находят выражение потребности ребенка, которому свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.  В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости соблюдать правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков учебной и трудовой деятельности.

Игра социальна по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым, Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Музыка – социально-культурное явление в обществе, которое сопровождает человека в течение всей его жизни. Знакомство с музыкой и умение играть на музыкальных инструментах способствует развитию многих положительных качеств, помогает преодолению застенчивости, скованности, расширяет кругозор, воспитывает волю, чувство товарищества, ответственности перед коллективом, стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей, обогащает музыкальные впечатления. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляется индивидуальные особенности каждого ребенка, развивается его творческая активность, реализуется креативный потенциал. Однако приобщение детей к искусству духовой музыки возникает ряд проблем. Среди проблем обучения детей художественно-музыкальному творчеству в рамках социально-культурной сферы важное место занимает вопрос о путях активизации художественно-творческой и познавательной деятельности детей. В этом направлении принцип игровой деятельности является определяющим.

Основоположниками использования игры в музыкально-педагогической практике можно назвать К.Орфа и З.Кодаи. В современной музыкальной педагогике этими вопросами, в частности, занимаются Т.А.Боровик, Т.Э.Тютюнникова, В.А.Жилин.

Наиболее эффективное решение проблемы обучения музыки на начальном этапе связано с опорой на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании образно-игровых ситуаций (а шире – образно-игрового «фона» на всем протяжении занятий музыкой), требующих от детей перевоплощения, усиленной работы фантазии, воображения. [2, с.50]. Кроме традиционного понимания игры как заранее спланированной и распределенной по ролям деятельности детей, разворачивающейся иногда по жесткому сценарию и успешно развивающей определенные личностные качества детей, музыкальная игра наполняется тем смыслом, который она изначально имела и имеет в народном искусстве.

В процессе восприятия музыки игровая специфика музыкальной деятельности более всего выступает в двойственности музыкальных образов. Эта двойственность, образующаяся благодаря столкновению или совмещению социального и индивидуального, заставляет работать воображение, фантазию ребенка. В процессуальном плане здесь происходит смыслообразование: переход общественного значения на уровень личностного смысла или обратный процесс. «Встреча» общественного и индивидуального может произойти только в воображении, только под воздействием эмоций и только в образной форме.

В рамках организации учебно-воспитательного и творческого процесса обучения детей духовому искусству необходимо как можно шире использовать любые варианты и комбинации игровых технологий, но важным моментом в решении этой проблемы является активное внедрение в процесс обучения функционально-ролевых игр. Примером такой игры, по мнению кандидата искусствоведения Коротеева А.Л., является «Учитель-ученик» [3, с.18-20]. Ее суть заключается в следующем: учитель, объясняя ученику те или иные технологические особенности исполнения, сам активно включается в творческий процесс, используя доступный и оперативный принцип наглядности (собственные иллюстрации музыкальных фрагментов на инструменте, чтобы в убедительной наглядной форме активизировать развитие этих навыков у обучающегося); учитель вместе с учеником играет лишь вторую партию, предоставляя возможность ученику поверить в свои силы и выполнить функции солиста, что в значительной степени повысит чувство ответственности обучающегося за качественное выполнение своего амплуа.

Таким образом, внедрение в организацию учебно-воспитательного и творческого процесса обучения духовой музыке оптимальных функционально-ролевых игр (игровых технологий) крайне необходимо, так как обучающийся в эмоционально-ролевой форме проверяет свои навыки и знания. Использование элементов игры в обучении детей игре на духовых инструментах является непременным условием развития исполнительских навыков.

В ходе проведенного эмпирического исследования был изучен вопрос стимулирования творческой активности в процессе обучения детей игре на духовых инструментах.

Целью данного исследования было: ознакомление детей с истоками музыкального творчества, комплексным представлением о музыке, ее ценностной значимости в жизни, развитие интереса к музыкальной культуре, развитие эмоциональной сферы и образного мышления и воображения детей, активизация их творческого потенциала. С использованием игровых технологий, наиболее соответствующих возрастным особенностям детей (младшего школьного возраста), развить музыкальные способности, ознакомить с музыкальной грамотой, практически овладеть способами игры на духовых инструментах (кларнете), развить звуковысотный, тембровый, динамический слух детей, ритмическое чувство.

По окончании курса обучения по данной программе ребенок должен был овладеть следующими знаниями:

1) знание инструмента;

2) знание характера звучания инструмента;

3) правила пользования инструментом, его хранение;

4) знание приемов игры на инструменте;

5) названия и месторасположение нот на нотном стане;

6) правильное использование дыхания при игре на духовых инструментах;

7) умение подбирать по слуху знакомые мелодии.

8) умение досочинять заданную мелодию, дойти до тоники.

9) умение импровизировать ритмические и мелодические попевки.

10) ребенок должен уметь каждому персонажу из сказки предложенной педагогом определить свой ритмический рисунок.

11) владеть элементарными знаниями музыкальной грамоты.

Применение игровых технологий в процессе обучения игре на духовых инструментах показало свою высокую эффективность, что экспериментально подтверждено результатами вводного и итогового контроля.

Полученные результаты позволяют предположить, что обучение музыке  детей, является наиболее эффективным средством стимулирования их творческой активности, т.к. оно обладает очень мощными средствами эмоционального и эстетического воздействия.

Занятие музыкой позволяет открыть, и затем постепенно развивать, творческие способности, тем самым, обогащая личность, прививая ей культурно-ценностные ориентации. Приобщаясь  к музыке как к виду искусства, человек развивается в креативную, неординарную личность, что позволяет ему творчески подходить к решению задач в различных сферах его жизнедеятельности, что ведет к социально-культурному развитию человечества в целом.

Литература:

1. Козловская Л.И. Педагогические возможности игры в формировании личности // Игровые технологии в современном воспитательном процессе: Материалы Респ. научн.-практ. конф. – Мозырь, 12-13 февраля 2004 г. В 3 ч.Ч.1. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. - С.18-20.

2. Спутник учителя музыки / сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993.

3. Коротеев А.Л. Использование функционально-ролевых игр в процессе подготовки специалистов духового искусства высшей квалификации Беларуси // Игровые технологии в современном воспитательном процессе: Материалы Респаучн.-практ. конф. – Мозырь, 12-13 февраля 2004 г. В 3 ч.Ч.1. – Мозырь: УО МГПУ, 2004. - С.18-20.