Абдуллина А. Б.
Актюбинский государственный университет имени К.Жубанова,
Казахстан, город Актобе.
Образ «черта» в русской
мифологии и его отражение в казахской мировоззрений
Миф –
это сознательная сфера человеческой жизни и мир фантазии народа. Этот мир
прочно вошел в литературу. Как говорится, «ничто не дальше
вчерашнего дня, ничто не ближе завтрашнего дня», в современной литературе
мифологическая символика играет большую роль. Это итог того, что мифология
передалось из уст в уста в эстетической форме. Казахская мифология не имеет
границ, причем образы имеют свою индивидуальность, имеют народные черты. В образе бытовой жизни казахов есть такие мифонимы,
как ведьмы (мыстан), черт (шайтан), албасты (дьявол) и.т.д. Их относят к казахской «чертовщине»
(«сайтаннама»). В религиозно-мистической литературе
встречаются: уббе (водяной), жын,
албасты, жезтырнак, акку (лебедь), жалмауыз, пери
и.т.д. Они связаны с религией и распространены широко среди народов. Казахская
мифология – это мир, погруженный в безграничную, бездонную пропасть. Казахские
мифы похожи по типологическому характеру на мифы других народов, в особенности
же на тюркские.
Тот факт, что такие персонажи как Тенгри, Умай, Бабай Тукти
Шашты Азиз, Емире, Кырык шилтен,
уббе, албасты и др.
встречаются в разных вариантах в мифах тюркских народов, объясняется тем, что
они входили в общее познавательное пространство еще до эпохи образования
Каганата. Распространение тенгрианской веры,
обретение им места в казахском миропонимании, вело к прочному сохранению этой
веры среди народа. Казахская мифология –
это синкретичный жанр, обладающий диалектико-логической системой. Синтез народного познания и сознания,
совокупность мыслительной и разумной деятельности, национального вкуса и ума,
проникая в память народа, обращается в символические и логические методы. В
соответствии с мифопоэтической мыслительной системой, народное познание
изображается в любом жанре искусства.
С появлением
первого человека бог посадил на его правое плечо ангела-хранителя, а в левое –
черта. В
несчастьях человека обвиняли черта, а в успехах – ангела. В энциклопедии «Мифы
народов мира» образ шайтана давалось следующее определение: «Шайтан – в
мусульманской мифологии одна из категорий джиннов. Слово «шайтан» родственно
библейскому термину сатана. По представлениям мусульман,
каждого человека сопровождает ангел и шайтан, побуждающие его соответственно к
добрым и нечестивым поступкам» /1.636/. Шайтан в мусульманской мифологии может
являться в любом образе и даже в образе человека. И он взят из религиозной
литературы. Все сюжеты, композиции, образы одинаковы. А дьявол вселяется в душу
беременных женщин, и не будет давать покоя до тех пор, пока баксы
(шаман, знахарь) не изгонит. Характерно то, что черт вселяется именно в
женщинах. Об этом мифе говорится в книге О.Жанайдарова
«Мифы древнего Казахстана» /Жанайдаров О. Мифы древнего Казахстана.
– Алматы: Аруна, 2006. стр. 189/. Шайтан – метаморфозный образ. Он
обычно меняет свой облик в образах маленькой девочки, козленка, змеи. В казахском
понимании слова «шайтан» сочетается со словом «черт». В энциклопедии понятие
«черт» рассуждается так: «Черт – в славянской
мифологии злой дух. Образ черта дохристианского происхождения, но христианские
представления о дьяволе оказали решающие воздействие на его позднейший облик: в
фольклоре и народных картинках черт – антроморфные
существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. В русской
средневековой живописи облик черта отличается от человеческого остроголовостью, иногда – крыльями за спиной » /Мифы
народов мира. Т.2. – Москва: Советская энциклопедия, 1988. стр. 625/.
В стихотворении Д.И.Фонвизина
«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» есть такие строки:
Боишься бога ты, боишься
сатаны:
Скажи, прошу тебя, на что
мы созданы? /Русская литература ХVIII века. – Алматы:
Родной язык, 1991. стр.145/. В этих
строках можно понять о том, что сатана возник на почве страха потусторонних
сил. Поведя итог, в славянской и казахской мифологии образ «черта» (шайтана)
взаимосвязаны. С точки зрения религии, миф – народное понимание и взгляд народа
на мир показывает его духовное богатство.
Шайтан – это былинный мифоним. Казахский великий ученый-фольклорист С.Каскабасов в своих работах, рассматривая мифические жанры
казахского фольклора, пишет о жанре «былинка»: «Сюжетная организация былички, изображение персонажей в ней, описание природной
ситуации, образ самого рассказчика – все это обусловлено целевой установкой и
подчинено к тому, чтобы доказать существование в мире различных
таинственных существ и заставить слушающего поверить в них» /Каскабасов
С. Колыбель искусства. – Алматы: Онер, 1992. стр.70/.
Исходя из всего этого,
мировоззрения мифических размышлений двух народов, можно сказать, что все – шайтан,
дьявол, сатана, албасты – начинается с
одного источника. Спустя время, трансформационные былинные мифонимы стали похожими друг друга. Здесь мы не
должны забывать о том, что миф зависим от народного понятия, формы и вида,
сознания и мышления. Потому что миф, как сказал Т.Уайлдер, мечтающая душа
народа.