Абдуллина Анар Борановна
Актюбинский государственный университет имени К.Жубанова,
Казахстан, город Актобе.
Образ «черта» в русской
мифологии и его отражение в казахской мировоззрений
Миф –
это сознательная сфера человеческой жизни и мир фантазии народа. Этот мир
прочно вошел в литературу. Как говорится, «ничто не дальше вчерашнего дня,
ничто не ближе завтрашнего дня», в современной литературе мифологическая
символика играет большую роль. Это итог того, что мифология передалось из уст в
уста в эстетической форме. Казахская мифология не имеет границ, причем образы
имеют свою индивидуальность, имеют народные черты. В образе бытовой жизни
казахов есть такие мифонимы, как ведьмы (мыстан), черт (шайтан), албасты
(дьявол) и.т.д. Их относят к казахской «чертовщине» («сайтаннама»).
В религиозно-мистической литературе встречаются: уббе
(водяной), жын, албасты, жезтырнак, акку (лебедь), жалмауыз, пери и.т.д. Они связаны с религией и распространены
широко среди народов. Казахская мифология – это мир, погруженный в безграничную,
бездонную пропасть. Казахские мифы похожи по типологическому характеру на мифы
других народов, в особенности же на
тюркские. Тот факт, что такие персонажи как Тенгри,
Умай, Бабай Тукти Шашты Азиз, Емире,
Кырык шилтен, уббе, албасты и др. встречаются в
разных вариантах в мифах тюркских народов, объясняется тем, что они входили в
общее познавательное пространство еще до эпохи образования Каганата.
Распространение тенгрианской веры, обретение им места
в казахском миропонимании, вело к прочному сохранению этой веры среди
народа. Казахская мифология – это
синкретичный жанр, обладающий диалектико-логической системой. Синтез народного познания и сознания,
совокупность мыслительной и разумной деятельности, национального вкуса и ума,
проникая в память народа, обращается в символические и логические методы. В
соответствии с мифопоэтической мыслительной системой, народное познание
изображается в любом жанре искусства.
С появлением первого человека бог
посадил на его правое плечо ангела-хранителя, а в левое – черта. В несчастьях
человека обвиняли черта, а в успехах – ангела. В энциклопедии «Мифы народов
мира» образ шайтана давалось следующее определение: «Шайтан – в мусульманской
мифологии одна из категорий джиннов. Слово «шайтан» родственно библейскому термину
сатана. По представлениям мусульман, каждого человека сопровождает ангел и
шайтан, побуждающие его соответственно к добрым и нечестивым поступкам» /1.636/.
Шайтан в мусульманской мифологии может являться в любом образе и даже в образе
человека. И он взят из религиозной литературы. Все сюжеты, композиции, образы
одинаковы. А дьявол вселяется в душу беременных женщин, и не будет давать покоя
до тех пор, пока баксы (шаман, знахарь) не изгонит. Характерно то, что черт
вселяется именно в женщинах. Об этом мифе говорится в книге О.Жанайдарова
«Мифы древнего Казахстана» /Жанайдаров О. Мифы древнего Казахстана.
– Алматы: Аруна, 2006. стр. 189/. Шайтан – метаморфозный образ. Он
обычно меняет свой облик в образах маленькой девочки, козленка, змеи. В казахском
понимании слова «шайтан» сочетается со словом «черт». В энциклопедии понятие
«черт» рассуждается так: «Черт – в славянской
мифологии злой дух. Образ черта дохристианского происхождения, но христианские
представления о дьяволе оказали решающие воздействие на его позднейший облик: в
фольклоре и народных картинках черт – антроморфные
существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. В русской
средневековой живописи облик черта отличается от человеческого остроголовостью, иногда – крыльями за спиной » /Мифы
народов мира. Т.2. – Москва: Советская энциклопедия, 1988. стр. 625/.
В стихотворении Д.И.Фонвизина
«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» есть такие строки:
Боишься бога ты, боишься
сатаны:
Скажи, прошу тебя, на что
мы созданы? /Русская литература ХVIII века. – Алматы:
Родной язык, 1991. стр.145/. В этих
строках можно понять о том, что сатана возник на почве страха потусторонних
сил. Поведя итог, в славянской и казахской мифологии образ «черта» (шайтана)
взаимосвязаны. С точки зрения религии, миф – народное понимание и взгляд народа
на мир показывает его духовное богатство.
Шайтан – это былинный мифоним. Казахский великий ученый-фольклорист С.Каскабасов в своих работах, рассматривая мифические жанры
казахского фольклора, пишет о жанре «былинка»: «Сюжетная организация былички, изображение персонажей в ней, описание природной
ситуации, образ самого рассказчика – все это обусловлено целевой установкой и
подчинено к тому, чтобы доказать существование в мире различных таинственных
существ и заставить слушающего поверить в них» /Каскабасов С.
Колыбель искусства. – Алматы: Онер, 1992. стр.70/.
Исходя из всего этого,
мировоззрения мифических размышлений двух народов, можно сказать, что все – шайтан,
дьявол, сатана, албасты – начинается с
одного источника. Спустя время, трансформационные былинные мифонимы
стали похожими друг друга. Здесь мы не должны забывать о том, что миф зависим
от народного понятия, формы и вида, сознания и мышления. Потому что миф, как
сказал Т.Уайлдер, мечтающая душа народа.