Сергеева
Ю.М.
Московский педагогический
государственный
университет,
г. Москва
Многомерность лингвопоэтического пространства
в эгоцентричном художественном тексте
Отражаемая в художественном тексте реальность неизбежно несет в себе элементы социальной и индивидуальной (субъективно-критическое отражение реальности бытия) перспективы. В художественных произведениях с эгоцентрическим повествованием «я» располагает сложной системой ролей (повествователь, персонаж, наблюдатель, комментатор). Эгоцентризм повествования вытекает из трактовки «эго» в психологии как совокупного поля сознания, в которое входит всё содержимое сознания: психическое и физиологическое, личностное и безлично-коллективное, сознательное и бессознательное. Эгоцентрический повествователь выступает единственным представителем многомерности своего сознания как «семиотически информационная монада», как механизм знания о знании. В подобных текстах доминанта индивидуальной перспективы представляется априорной. Однако обязательное присутствие социальной перспективы объясняется, во-первых, самой коммуникативной направленностью художественного произведения (его ориентация на потенциального субъекта общения – читателя), и во-вторых, проблематикой эгоцентрического повествования, в центре которого находится кризис личности в современном обществе и ее попытки самоидентификации.
Эгоцентрическое
«я» объединяет в себе несколько составляющих: 1) мыслящее и вспоминающее «я»,
которое преломляет реальность с помощью вербализации своего познавательного
опыта; 2) повествующее «я», дистанцированное
ментально и психологически от изображаемого мира; 3) рефлектирующее,
переживающее «я», когда на объективно детерминированные связи накладывается
субъективная авторефлексия со своей собственной
субъективно-оценочной модальностью. Сложная интеграция трёх ипостасей «я» в
художественном тексте выливается в многомерность изображаемого в нём лингвопоэтического пространства.
Исходя
из общих законов творчества как мимезиса, моделируемая художественная
реальность подчиняется объективным законам бытия, но Я-повествователь
свободен деформировать их согласно своим субъективным
представлениям. Внутренний мир нарратора (и всего
произведения) предстает, таким образом, в форме виртуальной, точнее фиктивной
реальности.
Фикция
– вербализованный модус существования (бытия), особая
форма кодирования реально существующих предметов и событий, отраженных в
системе языковых знаков, содержание которых ограничено не когнитивной, а эпистемической картиной мира продуцента высказывания
(говорящего, пишущего) и реципиента (слушателя, читателя). Фикция основана
исключительно на мыслительных операциях «я», и поэтому она не требует
поиска и реализации критериев правдоподобности или реальности. Здесь все
допустимо и все возможно, если только информация не противоречит логике самого
высказывания. Такое воспроизведение переживаний и наблюдений «я» расширяет
границы реально существующего мира, создает как бы дополнительное пространство
в структуре произведения.
Фиктивный
Я-мир распадается на
реальность окружающего мира (мира вещей) и на Я-реальность
(Sein-Seinsehen), что дает
возможность рассматривать конфликт субъекта и окружающего мира в разнообразных,
не подчиненных только законам объективной реальности формах взаимодействия.
Когда
повествователь (он же персонаж) начинает описывать окружающий мир, бывает
трудно понять, где кончается описание реальных элементов внешнего мира и где
начинается передача собственных мыслей и переживаний нарратора
по поводу этих внешних впечатлений. То есть авторское повествование
(предназначенное реципиенту-читателю) тесно переплетается с авторским
рассуждением, способом реализации которого является внутренняя речь. Объекты
реального и фантазийного пространства в такого рода описаниях можно вычленить путем сравнения.
Внутренний монолог как бы расщепляется, создаются два потока восприятия мира – реальный и воображаемый. Поскольку мир
фикции существует параллельно реальному миру, то и время там течет по своим
законам, и пространство является обособленным от реального пространства вещного
мира. Поэтому и сам повествователь, и читатель вместе с ним, может свободно
«перемещаться» по фиктивному пространству-времени, не нарушая при этом когезивного единства произведения. Повествователь, как и
читатель, может вернуться в любое из описываемых пространств и в любой
временной пласт соответственно, не нарушая логики восприятия художественной
реальности.
Такое
моделируемое в сознании личности пространство можно определить как первичное,
зеркально-рефлективное отражение реального объективного мира в Я-повествовании. Воспроизводимые
автором (повествователем) Я-пространства
имплицитно несут в себе отражение поиска собственной идентичности в окружающем
мире, отражение конфронтации Я-субъекта и окружающего мира. Осознавая себя иной
сущностью по отношению к этому миру, миру вещей, Я-субъект стремится воспринимать пространство вокруг
себя иначе, моделировать его по своему усмотрению средствами доступного ему
языка. Индивидуальность Я-субъекта
создает индивидуальность пространства не столько вокруг него, сколько внутри
него. И это пространство выражается посредством внутренней речи индивида,
протекающей обычно в форме внутреннего монолога, реже в виде простого
реплицирования. Понятно, что с помощью одних лишь кратких несвязанных
высказываний невозможно создать более или менее полное представление об
окружающем фрагменте действительности, здесь нужна более продолжительная форма
речи.
Уход
Я-субъекта во внутреннее
пространство сопряжен с созданием в сюжетной ткани произведения пространства
фантазийного, опосредованного, мозачно-хаотичного в
своих деталях, но субъективно-логичного, сконструированного согласно желаниям,
мечтам и настроениям Я-субъекта (или одной из его
ипостасей, ролей). Это пространство вторичного, субъективно-интенциального
отражения мира. Сам художественный текст становится
носителем субъективных представлений, чувств и настроений автора,
повествователя и персонажа в одном лице.
Таким образом, в тексте эгоцентрического повествования «сталкиваются» различные типы художественного пространства – реальное, с одной стороны, и переживаемое, фантазийное, с другой стороны. Границы этих пространств маркируются внутренней речью субъекта повествования, в данном случае и нарратора и персонажа в одном лице. Отражаемые единым сознанием индивида, они взаимно перетекают друг в друга, причем, первое отражает объективную перцепцию фрагментов действительности, а второе – субъективное видение этих фрагментов, или, скорее, мысли и эмоции индивида, вызываемые процессом восприятия. Появление подобных рефлексий (внутренних монологов) Я-субъекта в художественном тексте открывает новые перспективы для постижения внутреннего мира личности через восприятие и моделирование ей внешнего пространства по-своему, по своим собственным законам.
Литература
1. Роуз С. Устройство памяти. От модели к сознанию. – М.: Мир, 1995.
2. Смирнов И.П.
Порождение интертекста. Элементы интертекстуального
анализа. – СПб., 1995.
3. Landwehr J.
Text und Fiktion. - Munchen: Winkel Verlag, 1975.