Н.Ясинецкая, аспирант
Вятского социально-экономического института.
г .Киров.
Нравственность и гражданственность:
взаимосвязь и взаимообусловленность.
Все общественно-политические трансформации в обществе имеют объективную и субъективную стороны. Любая система, если она долгое время закрыта и статична, начинает устаревать и разрушаться – это объективно.
Субъективность заключается в том, что все реформы в обществе различных исторических эпох, показывают, что кому-то проводимые реформы – благо, для кого-то это крушение и трагедии.
Благие намерения изменить существующее к лучшему, не всегда становится тем лучшим, о чем представлялось теоретически. И вечность истинных ценностей: добра, совести, чести, долга, начинают вновь исходить к нам из трудов философов и творений классической литературы.
Сегодня воспитание гражданственности подрастающего поколения, проблема по-прежнему острая и насущная. Разработаны и приняты документы на государственном уровне, к таким документам, прежде всего относится «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001годы», целевая программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 года « О гражданском образовании учащихся в образовательных учреждениях Российской Федерации».
В последние годы ведутся активные исследовательские работы по вопросу о воспитании и формирования гражданственности: Лисак С.В. «Воспитание гражданственности в условиях полиэтнической группы студентов» (2005), Дормидонтов Р.А. «Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников на основе культурологического подхода» (2005), Банникова Л.В. « Воспитание гражданственности у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности» (2006), Доржиева Л.Б. «Формирование гражданственности в процессе деятельности детской прессы» (2007) и др.
Проблема воспитания гражданственности подрастающего поколения остается актуальной. Девальвация истинных ценностей перечисленных выше, приводит не только к разрушению отдельной личности, но и к разрушению ментальной и физической целостности государства.
Да, необходимо философско-теоретическое осмысление проблемы на современном уровне развития общества, но время летит стремительно, и дети вырастают быстрее, чем наши теоретические методики воплощаются на практике. Воспитывать взрослых людей сложнее и менее результативно.
Так с чего же начать, если говорить о воспитании гражданственности подрастающего поколения?
Начнем с рассмотрения понятий «нравственность» и «гражданственность».
В Большом энциклопедическом словаре «нравственность» рассматривается как «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральных отношений); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).(1.с.755).
«Нравственность» в Философском энциклопедическом словаре рассматривается как один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Нравственная норма – не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а императивное требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей, и следовать безусловно.(10 с.378).
Рассмотрим понятие «нравственность». В Словаре русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: 1– совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе; 2 – моральные качества человека.(7с.298).
« Нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития – писал Д.К.Ушинский, – мы еще убеждены в том, что воспитание нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями…»(10 с.437).
Нравственность человека трактуется как « совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственное воспитание, есть не что иное как перевод моральных норм и правил, требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» (12 с.336).
Этот перевод возможен в процессе нравственного воспитания, «когда формируется нравственное сознание личности, ее отношение к общественному долгу, к своим обязанностям. Нравственное воспитание включает в себя этическое просвещение и патриотическую работу социальных институтов воспитания по формированию совокупности нравственных качеств личности»(5.с151).
Итак, воспитание нравственности, это есть формирование качеств, определяющих отношение человека:
а) к политике государства: осознание собственной гражданской позиции.
б) к родине, другим странам и народам: любовь и преданность Родине; доброжелательное отношение к другим странам и народам, культура межличностных отношений;
в) к общественному достоянию и моральным ценностям: принципиальность, высокое осознание общественного долга;
г) к людям: демократизм, честность, гуманность, коллективизм, взаимоуважение, готовность помочь слабому;
д) к себе: чувство собственного достоинства;
Перечисленные отношения не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность. По словам П.Ф. Каптерева: «высшая цель воспитания указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, все же прочее должно подчиняться этой цели» (3.с.176).
В детском и подростковом возрасте тем более важен моральный образец, становление нравственных оценок и мотивов поведения.
Успешное нравственное воспитание в юном возрасте предполагает дальнейшее формирование патриотических чувств и гражданственности личности.
Рассмотрим
понятие «гражданственность»… В «Словаре
современного русского языка» под редакцией Ф.П. Филина гражданственность – это
«сознание (гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству;
гражданская организованность и дисциплинированность» (8 с.181)
В педагогическом словаре под редакцией
Г.М. Коджаспировой гражданственность трактуется как «одно из ведущих
нравственных качеств личности, которое формируется в процессе усвоения
идейно-нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения,
достойных гражданина» (4 с.37).
В словаре «Язык рынка» гражданственность
определяется как «социально – психологическое качество субъекта,
характеризующееся зрелым сознанием, развитым чувством патриотизма,
сопричастности судьбам Родины. Чувство гражданственности сопряжено с чувством
гордости за историю своей страны, уважение к правам и обязанностям граждан, к
конституции» (13 с.21). Мы обратились также к «Краткому политическому словарю»,
где сказано: «Гражданственность – политическое,
социально-психологическое, нравственное качество субъекта, характеризующееся
зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, сопричастности к
судьбам своей родины и ее народа, осознание себя полноправным гражданином своей
страны. Чувство гражданственности сопряжено с чувством гордости за историю
своей страны, ее традиции, обычаи,
нравы, символы; с уважением к правам и обязанностям гражданина к законам
страны, к ее конституции» (6 с.37).
По В.А. Сухомлинскому:
«Гражданственность – это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека»
(9 с.179). Становление личности и
становление гражданина В.А. Сухомлинский рассматривал в единстве, утверждая,
что в первый раз рождается живое существо, второй раз – гражданин, активная,
мыслящая, действующая личность. «Я всегда стремился к органическому единству
гражданских мыслей, чувств и деятельности, чтобы переживания находили отражение
в благородных поступках, в труде людей для общества, для Отчизны». (9 с.24).
Итак, рассмотрев понятия «нравственность»
и «гражданственность», можно заключить, что данные понятия взаимосвязаны и обусловливают
друг друга. Нравственность, является определяющей компонентой гражданственности.
Гражданственность же это возможность реального отражения нравственности.
Нравственное начало пронизывает все сферы деятельности, общественных и личных отношений каждого человека.
О примате нравственного воспитания говорил немецкий философ И. Кант, классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский, практическое воплощение философско-педагогических идей классиков мы видим в наследии В.А.Сухомлинского и многие другие философы и ученые. Решая проблему воспитании гражданственности, необходимо начинать с воспитания азов нравственности: лишь тогда, когда нравственные законы внутри нас, будут проявлением внешних поступков, гражданственность перейдет из теоретического понятия в сущее.
Как бы хорошо мы не строили программы и не преподавали, какие бы хорошие знания мы не давали по курсам правоведения, риторики, граждановедения, мы не воспитаем истинных граждан страны с должным чувством патриотизма, чести, долга, ответственности, если не будут иметь место развитые нравственные чувства. Таковой является совесть. «Совесть есть состояние нравственной очевидности» – писал И.Ильин «В тот миг, когда акт совести состаивается человек целен, един, непосредственнен. Он не размышляет над ним, он не колеблется – поступает и действует. Это не есть навязанный ему поступок, предписанный чужою силою. Это его собственный поступок, он не может иначе поступить. Он и не должен и не смеет действовать иначе.»(2.с.176). Если уровень нравственных чувств наших подростков будет таковым, как пишет И.А.Ильин, проблему воспитания гражданственности, можно считать разрешенной.
Уместен вопрос оппонента: «С чего же начинать данный процесс воспитания?»
С элементарного «Здавствуйте!», уважения к старшим (уступить место в транспорте)…тривиально, но будем откровенны, сегодня и это выступает задачей воспитания подростков. Не всегда необходимы новые методики и средства для решения проблем воспитания, использование богатейшего педагогического наследия, сердце, наполненное любовью к детям дадут должный результат. И в начале учитель будет гордиться своим воспитанником, а затем страна своим гражданином.
«Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца. Ибо только оно сумеет найти новые основы для всенародного единения, и новые государственные цели, и новые формы политического устройства».(2.с.293).
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь- 2-е перераб. и доп. –М.:1998-1456с.:ил.
2. Ильин И. Путь к очевидности. Сочинения.-М.:1998.-912с.
3.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения; под ред.А.М.Арсеньтева.-М.:1982.-704с.
4.Коджаспирова Г.М., КоджаспировА.Ю. Педагогический словарь.Для слушателей высш. и ср.пед.учеб.заведений.- М.:2000-176с
5.Краткий педагогический словарь пропагандиста./Сост. М.Н.Колмыкова, В.С.Сауров-М.:1984.-319с.
6.Краткий политический словарь./В.П.Абрамов, А.Г. Аверин, Ю.Л.Агешин и др.; сост. и общ. Ред.Л.А. Оникова, Н.В.Шишлина –М.:1987.- 509с.
7.Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой – 3-е изд. стереотип.- М.:19865-1988.Т.2. К-О.1986. 736с.
8.Словарь русского языка: В 20 т./Редкол.: Ф.П. Филин и др.- М.-Л.АН СССР .Т.9.-270с.
9.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.//Избранные произведения в 5-ти – Киев, 1980.- Т.3-с.24,с.179.
10.Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. – М.: Изд-во АПН СССР, 1950 – Т.8 – 567 с.
11.Философский энциклопедический словарь./С.С.Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. -2-е изд.-М.:1989 – 815 с.
12.Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для кл. руководителя. – М.: Просвещение, 1983 – 160 с.
13. Язык рынка. Словарь.- М.: Русский язык, 1992.-227 с.