Культурно – историческое пространство казахов на рубеже
19-20 веков: тенденции и проблемы
Р. КОШЕНОВА
Заведующая кафедрой философии Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова
В культурно-историческом пространстве казахов было
несколько ренессансных этапов, имеющих две основные тенденции, два вектора.
Первый вектор заключает в себе стремление к новой цивилизации, второй –
обновление старых традиций культуры, ее
возрождение. Последний таким образом не отрицает, не разрушает старое, а видоизменяя,
создает обновленные, соответствующие времени формы. В данном процессе
исключаются какие-либо потрясения, катаклизмы, так как
природе Ренессанса они не свойственны. Эпоха Ренессанса рождает выдающихся
личностей, которые, появляясь в важнейшие переломные моменты, оставляют яркий
след в истории человечества своими деяниями, жизнью и судьбой.
Существует классическая философия, философия
как наука, сформировавшаяся как профессиональная деятельность со своими специфическими, несколько ограниченными чертами
научного знания в области человеческого познания с установившейся в течении нескольких веков системой категорий, понятийным аппаратом,
блоком проблем и методов. Но существовала во все времена и другая сущность
философии, которая заложена в каждом человеке. В течение всей жизни человек
решает многие философские проблемы, не называя себя философом. Исследователь
творческого наследия Шокана Уалиханова,
Иманбеков М., писал: «Выделение
казахской философии как специфического раздела мировой философии невозможно без
изучения казахской философии, появления и становления самобытных, с
историко-философской точки зрения, концепции и теории, рассматривавших
самосознание как философское понятие.» Нам представляется, что изучение
казахской философии ставит перед нами более широкие и объемные задачи
формирования системы философских понятий и категорий, содержащихся в культурном
наследии прошлого. Известный философ, профессор Гарифолла
Есим, в книге «Хаким Абай»
говорит о зарождении казахской философии, начиная с философии Анахарсиса: «В мировой истории об Анахарсисе
Скифском, знаменитом мыслителе сакской эпохи,
довольно много и достоверных фактов, и легенд. Абая от Анахарсиса
разделяют две тысячи пятьсот лет или двадцать пять веков. Это время, на мой
взгляд, можно назвать историко-культурным пространством нашего народа, освоение
которого представляет определенные трудности и является благодатным объектом
для исследователей. Мы предполагаем проследить генезис
казахской культуры, начиная с Анахарсиса, так как
идеи и взгляды сакского мыслителя не могут быть нам
чуждыми. Ведь историками давно доказано, что саки, гунны, тюрки, кипчаки – дети
одного отца». В связи с этим история философии как форма существования
философии становится историей человеческого самосознания, историей становления
духовной мысли, культуры. Исследуя творчество тех или иных известных
исторических личностей, деятелей культуры и науки, история философии оказывает
заметное влияние на культуру, самосознание в целом, народа, общества.
Представляя философские идеи мыслителей
прошлого, исследователи формируют комплексные философские знания в этой отрасли
науки. Известно, что существуют два направления. Первое представляет собой
историю зарождения и формирования философских идей как определенную
самостоятельную сущность. Приверженцы второго направления исследуют эти идеи в
творчестве того или иного конкретного представителя определенной исторической
эпохи.
Осмысление историко-культурных корней, осознание
связи с прошлым рождает потребность в изучении жизни и судьбы, творческого
наследия выдающихся представителей духовной мысли Казахстана, являющихся
выразителями основных противоречий определенных эпох, олицетворение того или
иного времени мировоззренческих ценностей.
Духовное
наследие выдающихся деятелей культуры – это квинтэссенция ценностных
ориентиров, которые позволят нам войти в мировое сообщество народов, в
общечеловеческое цивилизованное пространство.
Одним
из первых в ряду выдающихся представителей духовной мысли Казахстана без
сомнения, мы назовем Абая, культурно-исторический портрет
которого не только определяет пути совершенствования человека, но и
олицетворяет эпоху, является ее символом, прообразом. Исследователь А. Мамырбекова отмечает, в частности, что Абай средствами
искусства, литературы, поэзии осуществлял глубокое философское проникновение в
жизнь своего народа, выразил своеобразное видение мира, позволяющее осмыслить
духовное состояние человека. «Его мировоззрение было совершенно адекватно
образам мыслей казахов и их настроениям на рубеже XIX – XX веков», - пишет А. Мамырбекова в статье «Нравственный оптимизм философских
воззрений Абая» (Мысль, 2007, №8, с. 57)
Вторая
половина XIX –
начала XX веков
представляет чрезвычайно важный этап в культурно-историческом пространстве
казахов. Во-первых, именно в это время происходит процесс постепенного перехода
от кочевой к оседлой жизни. Процесс этот сопровождался
разладом государственной целостности казахов. Степь была разделена на губернии,
уезды. Упразднив институт ханской власти, царская администрация осуществляла
управление через чиновников. Казахи имели возможность избирать лишь волостных, да и то по указке вышестоящего начальства.
Общественно-экономические
изменения не могли не повлечь за собой изменений в сознании народа, в
формировании новых представлений и понятий, связанных уже не с кочевым, а с
оседлым образом жизни. Новый образ жизни
диктовал и новые уложения в мировоззрении, в мировосприятии, становлении
культурно-исторического пространства.
В
условиях, когда появилась городская культура, прежние измерения, представления,
рожденные кочевым бытом, не соответствовали новому образу
жизни и появилась потребность в новых формах. Это было
веление времени и создателем новых форм был Абай.
Осознавая
необходимость изучения мировой культуры, Абай глубоко изучил творчество Гете,
Байрона, Пушкина, Лермонтова, и проникнувшись глубиной
их мысли, создал мировые шедевры классической поэзии.
Известный
абаевед, профессор Гарифолла
Есим в книге «Хаким Абай»,
анализируя методом герменевтики произведения поэта, выводит главный постулат: «творчество
Абая – этап в духовной культуре народа».
Абай
велик не только как поэт, мастер художественного слова, но и занимает большое
место в истории мировой философии как выдающийся мыслитель. «Время, которое
подарило человечеству Абая, вполне можно назвать эпохой казахского Ренессанса –
важнейшего этапа в возрождении тюркской письменной культуры на земле казахов. И
в самом деле, эпоха казахского Ренессанса явила миру богатое духовное наследие
выдающихся представителей культуры и науки. К сожалению, возможность
познакомиться с ними появилась лишь с обретением Казахстаном независимости, ибо
они были насильственно преданы забвению или сведения о них намеренно искажены.
Один из
примеров насильственного умолчания и намеренного искажения – жизнь и судьба,
творческое наследие Иманжусупа Кутпанова,
поэта, композитора, автора таких широко популярных песен, на которых
воспитывалось не одно поколение казахов, как «Ерейментау»,
«Сары-Арка», «Сарымойын», «Бугылы-Тагылы» и
другие. Вся жизнь его была примером служения родной земле, родному народу.
Народный писатель РК Абиш Кекильбаев,
называя его настоящим степным рыцарем, писал: «Иманжусуп
– одна из романтических и героических личностей недавнего прошлого. Он по
призванию художник, творец, композитор, великий музыкант. Он совершал абсолютно
неповторимые, незаурядные подвиги, которые до сих пор живо отзываются в сердцах
людей. Своим благородством, непризнанием любого насилия, резким протестом
против любого проявления социального зла он будет подкупать представителей
многих поколений всех времен.
Жаль,
что до сих пор этот человек, эта личность не могла найти достойного
художественного воплощения в нашей литературе, искусстве, получить достойную
оценку со стороны историков».
Исследование жизни и деятельности, творческой
биографии известных личностей составляет часть истории духовной мысли, культуры
казахов. В полной мере это стало возможным лишь в последнее десятилетие двадцатого
века, с появлением на карте мира независимой, суверенной Республики Казахстан. Одним
из ведущих направлений современной казахской философии является изучение
духовного наследия прошлого, потребность в культурно-историческом осмыслении
которого – аксиома, не требующая доказательств