Философия/ 2. Социальная философия
Ткачёва В. А.
аспирантка кафедры философия Одесского
национального морского университета.
Cемья как
социально-духовный институт общества.
Начиная с середины прошлого столетия
институт семьи в Украине переживает системный кризис, обусловленный рядом
социальных факторов. Согласно статистическим данным в Украине ежегодно
распадается практически каждая вторая семья. Из зарегистрированных в 2006 году
355 тыс. браков зафиксировано 179 тыс. разводов. При этом, увеличивается
количество детей, которые воспитываются в неполных семьях - почти каждая
третья семья в Украине является неполной [1]. Причины такого положения
заключаются в ухудшении качества жизни среднестатистического украинца,
диспропорции между продолжительностью жизни мужчин и женщин, неготовности
молодежи к утверждению традиционных семейных ценностей, а также отрицательным
приростом населения.
Увеличение количества неполных семей с
детьми даже в экономически благополучных развитых странах оценивается
отрицательно, так как воспитательная функция семьи в этом случае деформирована
и дети в них более склонны к асоциальному поведению. Им труднее в будущем
ориентироваться в гендерных отношениях социума. Они испытывают трудности в
создании полной жизнеспособной семьи. Атмосфера всеобщей дозволенности
вытеснила практически из всех кругов общества осуждение свободного союза.
Осуществление желаний, в частности любовных, возводится в непреложный этический
принцип. Партнёры отказываются от любых обязательств и принуждений в любви,
кроме удовольствия. Причины происходящего связаны с исчезновением экономических
и социальных мотивов, побуждающих к образованию и сохранению семьи [4].
В условиях современной Украины, когда
уровень доходов населения не позволяет материально обеспечить жизнедеятельность
и развитие детей на уровне современных требований даже в полных семьях, где
работают и отец и мать, неполные семьи особенно неустойчивы в экономическом и
социальном плане. Многочисленные социологические исследования подтверждают, что
в неполных и реструктурированных (вновь созданных) семьях возрастает риск
раннего приобщения детей и подростков к алкоголю, табакокурению, наркотикам.
В семье есть нечто такое, что трудно сразу разглядеть, не вникнув
глубоко в мир человеческих отношений. Семья – это микрокосмос всего мира, это
колыбель человека, его отчий дом, его социальная защита [3].
Чтобы понять его, необходимо познать семью. Проявление власти, интимности,
независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке
многих явлений жизни. Жизнь семьи зависит от того, насколько в ней понимают,
осознают и учитывают чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли
каждого её члена. Ведь отношения в семье – это те нити, узы, связи, которые
объединяют людей в единое целое. Для того, чтобы семья стала тем местом, где
человек может получить настоящее гуманистическое воспитание и обеспечить себе
более безопасный и человеческий мир вокруг, необходимо приложить максимум
личных усилий. В семье должна быть создана такая атмосфера, где принимаются
любые индивидуальные различия, где любовь выражается открыто, где ошибки служат
для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, где
личная ответственность и честность каждого – неотъемлемая часть
взаимоотношений. Важно, чтобы психологически члены семьи были готовы ценить
первоначальные мотивы, побудившие их вступить в семейные отношения, а не
концентрироваться на возникших осложнениях.
Общество, где в силу каких-то условий существует угроза единству семьи и
её существованию, может погибнуть. По мере того, как исчезает семья,
утрачиваются общественные связи, а вместе с ними и определяемые ими ценности.
Для создания процветающего общества необходимо, чтобы каждому человеку в семье жилось комфортно,
иначе при возникновении неприязни между её членами, каждый из которых
отстаивает свои личные интересы, возникает угроза существованию семьи. Кризис
семьи ведёт к увеличению числа одиноких, деморализованных людей, потому
что существование человека вне семьи бессмысленно
и лишено общественного содержания.
Новые явления в брачно-семейной сфере современной Украины нельзя свести
просто к постиндустриальной трансформации и к усвоению населением «западной»
модели демографического поведения в условиях открытого общества [2]. Специфичность условий воспроизводства населения в странах с переходной
экономикой, к числу которых относится и Украина, где сложные постиндустриальные
сдвиги накладываются на проблемы и противоречия рыночных преобразований, не
может не повлиять на процессы в брачно-семейной сфере. Трансформация этой сферы
в Украине проходит более сложно и болезненно, чем в социально и экономически
благополучных странах, характеризуется обострением ряда
социально-демографических проблем. Мы порой наблюдаем тот же, что и в странах
Западной Европы, результат, но вследствие действия совсем другого социального
механизма. В частности, одним из факторов формирования неполных семей с детьми,
наряду с разводами, вдовством, внебрачной рождаемостью является интенсивная
внешняя трудовая миграция, особенно в западных областях страны.
В целом можно утверждать, что
традиции семейного образа жизни в Украине сохранены (люди стремятся оформить
свои отношения законным браком), хотя брак и семья порой принимают новые,
непривычные формы. Однако ряд социально-демографических явлений -
нестабильность брачных отношений, слишком большое количество разводов, в том
числе среди супружеских пар с детьми; высокий удельный вес неполных семей среди
семей с детьми, увеличение численности социальных сирот и детей, лишенных опеки
родителей, - относятся к числу тех кризисных проявлений, которые «выходят за
границы» постиндустриальной трансформации и свидетельствуют о серьезных сбоях в
механизме реализации основных функций семьи. Эти кризисные явления - острейший
вызов сегодняшнего дня, который общество должно понять и на который оно должно
адекватно реагировать. Их ликвидация возможна лишь при условии осуществления
комплексной социально-демографической политики, направленной на укрепление
института семьи на основе интеграции лучших образцов современной идеологии
семейного строительства и брачно-семейных традиций украинского народа.
Учитывая, что состояние института семьи является основным показателем
развития любого общества, необходимо сформировать и реализовать такую
государственную политику, которая способствовала бы укреплению института семьи
и повышала престиж семейных ценностей.
Литература:
2)
Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред.
В.И. Добренькова.—М.: Изд-во МГУ, 1994 - С. 263;
3) Социальные ориентиры обновления:
общество и человек/Под общ. ред. Т. И. Заславской.— М.: Политиздат, 1990. С.
439;
4) Социология/ Под ред. Н.Ф. Осипова – Харьков,
Одиссей, 2007. С. 88-90;