Шушара
Татьяна Викторовна
кандидат
педагогических наук, доцент, докторант
Республиканского
высшего учебного заведения
«Крымский гуманитарный университет» (г.Ялта)
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ОДЕССКОГО УЧЕБНОГО ОКРУГА
В ХІХ
– НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Изучив и проанализировав историю
становления и деятельности Одесского учебного округа в свете образовательных реформ
Российской империи, выделим особенности организационно-методической
деятельности сельских школ в ХІХ – начале ХХ века.
В ходе изучения архивных материалов,
установлено, что реформы в сфере образования в исследуемый период, затрагивали
не только городские учебные заведения различного типа, но и сельские школы,
которые имели свою специфику. Опираясь на материалы архивов, можно выделить
следующие причины низкой успеваемости детей в сельских школах, которые
располагались на территории Одесского учебного округа:
–
«отсутствие
между учителями практической подготовки и незнание ими приемов наглядного
обучения;
–
недостаток
предметов наглядного обучения;
–
плохое
посещение детьми училищ, от которых они часто отрываются для домашней работы;
–
отсутствие
преподавания в училищах интересных для крестьян ремесел и заданий по сельскому
хозяйству;
-
недостаток
надзора за училищами» [1].
Проанализировав причины низкой успеваемости
детей в сельской местности, а так же с целью привлечения крестьянских детей в
школы, которые располагались на территории Одесского учебного округа, решено
было ввести в многодетных
семьях обучение ремеслу и сельскому хозяйству, приобрести наглядные пособия,
без чего невозможно доказать крестьянам возможность быстрого и правильного
развития детей.
Помимо названных проблем, в сельской местности
очень остро стоял вопрос и о кадрах, в связи с этим, правительство приняло меры
по привлечению учителей в села, согласно Уставу 1882 года «О воинской
повинности», статья 63, п.3 «учителя сельской местности освобождаются от
воинской повинности и зачислялись в запас» [2].
Так же остро вопрос стоял и с кадрами, которые
читали Закон Божий, о чем свидетельствует Постановление Днепровского земского
собрания от 20 сентября 1869 года, священнослужители относились равнодушно к
преподаванию Закона Божия в училищах, так как не получали вознаграждение за
проведенные занятия, поэтому качество преподавания данного предмета оставляло
желать лучшего, деятельность священнослужителей была направлена на «зубрежку»
предмета, а не на объяснение сути предмета [1].
Что касается контроля за учебными заведениями,
как городскими так и сельскими, необходимо отметить строжайшую цензуру на учебные пособия и
учебники, по которым обучали учащихся, все они должны были быть одобрены
Министерством народного просвещения и Духовным ведомством по принадлежности,
для этого издавался каталог с разрешенными книгами, если в библиотеке
находились книги, которых нет в каталоге, то они направлялись на рассмотрение
Ученого Комитета Министерства народного просвещения в одном экземпляре. Если
находились книги, которые не соответствовали «педагогической цели», то они попадали
в список запрещенной литературы и его изымали. Так, например, в начале сентября
1871 года вышел без цензуры «Букварь» по звуковому способу, составленный Б.
Курицем, в нем были, как выяснело высшее начальство, неуместные статьи: «Ночлег
в деревне», стихотворения Никитина, «Очерки бурсы» и т.д., они были признаны
неуместными, так как в стихотворении Никитина набросан мрачный очерк
крестьянского быта: «…участь крестьянина «мыкать горе», век трудиться в нищете;
в очерке Помяловского «Очерки бурсы», заключается описание тех истязаний,
которым подвергаются ученики духовных училищ от своих пьяных учителей,
беспристрастное сечение розгами виновных и правых, замысловатые приемы этого
сечения, битье кулаком по лицу, вырывание волос из головы целыми клочьями, неистовые
ругательства – этим выражается вся педагогическая деятельность наставников, с
другой стороны дерзкое и враждебное отношение питомников к учителям и т.д. [3].
Однако, не смотря на
многочисленные распоряжения, циркуляры, предложения, рекомендации, необходимо
констатировать тот факт, что в сельской местности вопрос об образовании детей
стоял достаточно остро, это было связано с тем, что дети плохо посещали школы
по разным причинам (необходимость помогать родителям, безразличие к обучению и
т.д.), что бы исправить сложившуюся ситуацию решено было привлечь духовенство,
однако многие духовники относились к обучению враждебно, с их стороны поощрялось
только изучение Закона Божия, поэтому было внесено предложение учредить
денежные премии для крестьян, обучающихся на отлично по окончанию курса, а так
же выдавать хорошим ученикам аттестат, который дает право получить должность
помощника учителя с окладом 20-25руб. в год.
Литература
1. ГААРК, Ф.103, ОП.1,д.36,
68л. «О самовольном открытии частных народных и сельских еврейских школ, 1870».
2. ГААРК, Ф.100, Оп.6, Д.3,
136л., 1882г. «Постановления училищных советов, учебные планы, сведения о
личном составе, 1882г.».
3. ГААРК, Ф.101, Оп.1,
Д.11, 33л., 1871г. «Предписания высшего начальства, данные в 1871г. для
руководства».