Д.и.н.  Кочкарова З. Р.

Ставропольский институт кооперации  (филиал)

Белгородского университета кооперации, экономики и права, Россия

Культурно – просветительная    деятельность кооперативных организаций в дореволюционные годы

 

Культурно – просветительная деятельность кооперативных организаций в России становится особенно заметной с 1912 года, когда получили распространение кооперативные центры самообразования. В 1914 в Петербурге открылся “Городской Дом просветительных учреждений”, в том же году в Красноярске на паях с городским самоуправлением открылся Дом просвещения, где сосредоточилась вся жизнь местных кооперативных ячеек. При доме имелись вместительная аудитория для проведения больших мероприятий, сцена, библиотека, педагогический музей. В нем проводились различные формы культурной работы: лекции по научным вопросам, чтения, демонстрации картин научного характера, вокально-музыкальные вечера и т.д. Проводимая большая культурно-просветительная и воспитательная работа требовала создания единого координирующего и руководящего центра. В марте 1913 года при Московском союзе потребительных обществ была создана культурно-просветительная Комиссия для содействия в организации музыкально-драматических курсов. Диапазон культурно-просветительной деятельности Московского союза потребительных обществ был чрезвычайно широк - от устройства художественных выставок, детских яслей, праздников, клубов, музыкально-драматических кружков, лекций, бесед, библиотек до издания листовок и календарей.

Знаменательным явлением в культурной жизни кооперативных объединений стало появление “Домов народа”. Эти дома в городах и селах были построены на трудовые сбережения, собранные кооператорами, иногда при помощи земств. Особое значение это явление имело  в захолустье, где развились кооперативы, а население прониклось духом единения. Потребительские лавки, правление обществ и товариществ, большие собрания, спектакли, лекции, читальни, библиотеки- чайные, сельскохозяйственные склады находили приют под гостеприимной крышей народных домов. Десятки уездных и губернских собраний в Полтавской, Киевской, Вятской, Екатеринбургской, Московской губерниях приняли решение об ассигновании средств на постройку Народных домов и организации разумных развлечений, что нашло поддержку у земств.

Были созданы и специальные органы по координации деятельности в культурно- просветительной области. Так, вопросами неторговой деятельности при Московском союзе потребительных обществ занимался секретариат, в котором при инструкторском отделе с 1915 года были введены должности инструкторов для специального содействия культурно- просветительной деятельности. Этой работе способствовала и издательская деятельность Московского союза, которая с каждым годом расширялась. Помимо литературы, она издавала и специальную литературу для культурного просвещения. Отдел популярного издательства с целью пополнения пробелов в популярной кооперативной литературы объявлял литературные конкурсы по составлению текстов для публичных лекций по потребительной кооперации / с иллюстрациями / и популярных брошюр для домашнего чтения.

Работа книжного склада Московского союза потребительных обществ также носила просветительный характер, в его обязанности входило распространение литературы, плакатов и другого печатного материала. Книжный склад в то время был одним из крупных центров пропаганды идей кооперативного движения. Через него можно было выписать любую литературу кооперативного характера: по сельскому хозяйству, самообразованию и т.д. Многогранную работу в этом направлении проводил Центросоюз. На кооперативных книжных рынках им ежегодно выпускалось сотни книг по кооперации, начиная с научных трудов, культурно- просветительной работе и кончая практическими руководствами и популярными брошюрами. Из изданий Союза заслуживает внимание его “Ежегодник” по образцу заграничных изданий. В 1918 году Центросоюзом издавалось 5 периодических изданий. Помимо известной всей кооперативной читающей России “Союза потребителей” и популярных журналов “Объединение” – органа рабочей кооперации  и “Общества” – органа сельской потребительской кооперации, Центросоюзом издавалось: “Известия и Труды Центросоюза”, “Бюллетени Водно - транспортного подотдела”, “Бюллетени Культурно- Просветительного отдела” и “Книжник”- известия Центрального книжного склада Центросоюза. В связи с расширением зоны культурно- просветительной деятельности в дополнение к союзной комиссии при Московском комитете и сельско – кредитно - сберегательных и промышленных союзах была создана новая комиссия по культурно- просветительной работе. Одним из достижений кооперации является развитие театрального дела в стране. Народный театр – это огромный культурный двигатель народной жизни и одно из самых ценных благ просвещения. В связи с этим Всероссийский Союз сценических деятелей в 1910 году образовал особую комиссию из лиц, заинтересованных  в судьбе народного театра.  В 1911 году комиссия была передана в Московское отделение императорского Русского технического общества, затем перешла в Московское общество народных университетов. При комиссии был создан прокатный цех сценического инвентаря.

В 1914 году со стороны профессиональных артистов и близкой им среды появляется большой интерес к народному театру. Московский художественный театр был инициатором создания общества, задавшего целью создать на окраинах Москвы 4 общедоступных художественного театра по типу домов и превратить их в центры культурной жизни рабочих районов.

Значение народного театра с точки зрения интересов народного самообразования было оценено кооператорами и земствами. В 1910 году Земский съезд по народному образованию отмечал: “Театр является незаменимым средством поднятия образования”. Одна из секций постановила включить народный театр в цепь земских учреждений по внешкольному образованию. В этом плане позиции земства и кооператоров совпадали, что имело и практическое значение в оказании помощи в финансировании и руководства. Все более заметным становится стремление кооператоров в использовании такой формы работы как театр, занятие свободного времени и удовлетворение духовных запросов.

Театры возникали как самодеятельные организации и музыкально-драматические кружки. Задачей кружка являлась культурно- просветительная работа среди членов общества, но устройство спектаклей было душой этой работы, вокруг которой сосредотачивалась вся деятельность кружка. Кооперативный репертуар давал возможность освещать серьезную работу по кооперативной пропаганде, а также переход от простых и доступных по форме и содержанию пьес как: “В низинах” Клепикова, “В борьбе” Подсосова, к драмам Ибсена, Гауптмана, трагедиям Шекспира, Шиллера, пьесам Чехова, Островского, Гоголя.

Народный театр, задачей которого являлось исполнение драматических произведений для широких народных масс, позволял не только участникам спектакля, но и зрителям в художественной форме через эмоциональное сопереживание познать жизнь разных слоев общества от сельского и рабочего люда до мятежного духа Отелло.

Кооперация, самая близкая деревне организация, выдвигала большую программу создания деревенских театров, как средство культурного просвещения. Книжный склад Московского союза потребительных обществ занимался распространением специальной литературы о методах упрощенных постановок с приложением эскизов декораций, написанных академиком В.Д. Поленовым, брошюр об устройстве детских праздников, песен рабочих для декламации, этюдов для художественного чтения, статей о театре и потребительной кооперации.

Кооперативная пресса отмечала, что дело народного театра в руках самого народа, и кооператоры прилагали немало усилий для того, чтобы этот вид культурно- просветительной и воспитательной деятельности не заглох, а постоянно расширялся и охватывал все большее число людей, чтобы он стал массовым. Кооператоры разделяли взгляд Л.Н. Толстого на театр, как на “орудие распространения света между людьми”. Журнал “Тверской кооператор” писал, что просветительную работу надо начинать именно с театра, ибо “ничто не привлекает народ так, как спектакль - ни библиотеки, ни выставки, ни, наконец, даже синематограф”.

Театр, по самому существу своему, “призван воплощать не только сценическое действие… он является надежным проводником культурных и идейных ценностей в темную массу народа”, и “если бы это было сделано, то в настоящее время мы имели бы Россию, покрытую целой сетью деревенских театров; и кто знал, быть может, даже вероятно, во время последних аграрных беспорядков, иной была бы судьба и тех сокровищ литературных и художественных, какие погибали в разграбленных усадьбах, ибо развитой художественный вкус, культивируемый хорошим театром, подсказывал бы тогда деревенскому жителю другое совсем употребление погибшим теперь ценностям” (А. Меркулов).

 Создание подлинно народного театра было делом будущего. Об этом мечталось кооператорам в канун революционных событий. Но вихри революций закружили кооператоров в политических событиях 1917 года.

В целом же культурно-просветительная и воспитательная деятельность кооператоров до революции семнадцатого года исходила из самой идеологии кооперативного движения, в этом была ее сила и огромное социальное значение. Сами кооператоры эту работу рассматривали как составную часть кооперативной деятельности, направленную не только на повышение жизненного уровня людей, но и на духовное их развитие. И эти задачи просветительной деятельности и ее цели не выходили за рамки кооперативной идеологии.

Знаменательно, что развитие кооперации в России имело к февральской революции такой размах и такое развитие, которое влияло на все стороны жизни людей, кооператоры получили признание во всех слоях российского общества. Это и побудило известного русского кооператора А.А. Беретти выработать моральные правила для кооператоров, которые были опубликованы в кооперативной прессе. Эти правила гласили:

- не посягай на чужое достояние;

- не держи праздными силы свои и ищи счастья в делах на пользу другим;

- дай человечеству больше, чем сам получил;

- помогай каждому в нужде, но и требуй от него, чтобы он возвратил полученное;

- заботься об увеличении своего духовного и материального достояния, но не в ущерб людям, а совместно и солидарно с ними, чтобы не было угнетенных, обиженных и отставших; ищи счастья в развитии склонностей и стремлений альтруистических вместо эгоистических; стремись совместно с другими к новому лучшему общественному строю, но лишь путем мирного строительства и проповеди своего учения, а не путем разрушения, классовой борьбы, стачек, насилия, оружия и баррикад. 

         Литература:

 

1. Бондаренко Н.В., Кущетеров Р.М., Кочкарова З.Р. История и теория кооперации. – Ставрополь: Кооперативный институт, 1998.

2. Буздалов И.Н. Возрождение кооперации. – М.,1990.

3. Дурманова Т.И. Роль потребительской кооперации в повышении культуры обслуживания сельского населения. - М.: МКИ, 1983.

4. Кушетеров Р.М., Кошева Д.А. Развитие кооперации в России.  – Ставрополь, 1996.

5. Прижигалинский В.П. Дитя нужды: история, теория и практика  кооперативного движения. – Ставрополь , 1995.

6. Туган - Барановский М.И. Социальные основы кооперации. М.: Экономика, 1989.

7. Чаянов Л.И. Краткий курс кооперации. – М.: Кооперативное издательство, 1925.