д.п.н.,
доцент Сыдыкова Р.Ш.
Международный
казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави, Республика Казахстан
ст.преподаватель
Байбатырова У.А.
Южно-Казахстанский
государственный педагогический институт, Республика Казахстан
Возможности
вокально-хоровой подготовки в развитии творческой личности будущего педагога –
музыканта на занятиях
«Хорового дирижирования»
Музыкально - педагогические
исследования плеяды ученых: Ж.М.Дебелой, М.П. Черныш, B.C. Елисеевой, Е.А. Красотиной, Л.Б. Бартеневой, Н.В.
Бенедиктовой, Э.А. Скрипкиной, Э.К. Сэт, Т.А. Эстриной, Т.Н. Овчиниковой, Т.А.
Колышевой, Р.Н. Ерман, H.JI. Белой, Н.Н. Абрамовой, Т.А.
Первушиной, Г.Х. Ахундовой, С.Х. Костанян, М.И. Тукмачевой, М.П. Сорокиной, С.А.
Сидоренко, О.Г. Щелкалиной. Л.Г. Лезиной, Н.Т. Гатауллиной, Л.В. Яркиной и др.,
рассматривая научно-теоретические аспекты профессиональной подготовки педагога
- музыканта, в той или иной мере, способствуют совершенствованию научной
основы, дирижерско-хоровой подготовки вузовского образования.
Чрезвычайно важно подчеркнуть и то,
что в современной отечественной музыкально-педагогической науке появилось
значительное количество научных трудов, музыкально-педагогических исследований,
научных статей, направленных на развитие творческой личности педагога – музыканта. В связи с чем, следует
отметить, что на базе научной лаборатории при кафедре «Теория и методика
музыкального образования Каз.Гос.ЖенПи (г.Алматы) под научным руководством
ведущего ученого - доктора педагогических наук, профессора, академика РАО
Джердималиевой P.P. проводятся ежегодные (ставшие традицией)
международные, республиканские научно - теоретические конференции, мастер -
классы, где исследуются научные проблемы развития теории и практики отечественного
музыкально - педагогического образования.
В контексте данного исследования
можно выделить несколько научных статей, посвященных поискам эффективных путей
совершенствования дирижерско-хоровой подготовки, в частности: из межвузовского
сборника научных трудов «Вопросы музыкальной педагогики, теории, истории,
методики и исполнительства» - Алматы, 2000, в научной статье
исследователя Какимовой Л.Ш. «Междисциплинарные связи в дирижерско-хоровой
подготовке будущего учителя музыки», предпринимается попытка нового подхода к
изучению проблем межпредметных связей в цикле дирижерско - хоровых дисциплин.
Ценным, на наш взгляд является то, что реализация межпредметных связей в рамках
дирижерско-хоровых дисциплин может способствовать усилению их профессиональной
направленности, более полному осмысленному применению будущими студентами
полученных знаний в музыкально - педагогической деятельности учителя - музыки.
(1, с.59).
Материалы Международной научно -
практической конференции, посвященной 10-летию независимости Республики
Казахстан «Музыкальное
образование: проблемы и перспективы» - Алматы, 2001. Из числа опубликованных научных статей по данной проблеме, следует выделить работу
соискателя Зайцевой И.В. по теме: «Роль практической работы студента с хоровым
коллективом в подготовке учителя музыки». Автор рассматривает проблемы
совершенствованию вокально-хоровой техники исполнительского коллектива, на
основе изучения и исполнения концертной программы, путем развития у студентов
специализированных практических навыков и умений работы с хоровым коллективом.
(2, с.71).
Сборник статей
республиканской научно - практической конференции, посвященный 70-летию
О.Байдильдаева, «Актуальные проблемы музыкально - педагогического образования»
- Алматы, 2002. Из нескольких опубликованных научных статей мы обратили
внимание на исследование соискателя Койбагаровой Г.А. на тему: «Роль мышления в
деятельности дирижера - хормейстера», где автор исследует проблемы повышения
хормейстерской подготовки посредством овладения различными видами мышления, как
пространственно - временным, наглядно - образным речевым, которые значительно
повышают уровень качества образования тем самым способствуя, по нашему мнению,
совершенствованию дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки. (3, с.75).
Таким образом,
проведенный обзор исследований в данной области свидетельствует о том, что они
вносят свою лепту в совершенствование профессиональной дирижерско-хоровой
подготовки педагога - музыканта в условиях вузовского образования.
«Профессия учителя
музыки, дирижера хора» - по мнению ученого К.Ф. Никольской - «... в силу особой
сложности и специфичности, обусловленной широтой входящих в нее компонентов
различных деятельностей (уметь дирижировать, владеть певческим голосом,
музыкальным инструментом и чтением партитур, теоретическим анализом хоровых
произведений и прочее), требует своеобразного методического преломления в
обучения» (4, с.47). В контексте сказанного, анализ и изучение научно —
методической литературы по данной проблеме показал, что многие авторы - ученые,
ведущие хормейстера - методисты, пристальное внимание уделяют развитию
специализированных, хороведческих знаний, умений и навыков, направленных на
повышения эффективности содержания, организации форм и методов
учебно-воспитательного процесса студентов, ориентированных на высокий уровень
профессиональной подготовки, где совершенствование дирижерско - хоровой
подготовки видится в творческом преломлении различных инвариантных
педагогических процессов обучения, так как "« . . . сам процесс обучения
является одной из основных частей целостного педагогического процесса». (4,
с.41).
В плане этого, можно
отметить, что в исследованиях ученых последних лет, по мнению профессора
ДжердималиевойP.P. четко обозначилась
наличие двух тенденций: «С одной стороны, наиболее пристальное внимание
вызывают явления, связанные с практикой текущей современности, идущего сегодня
учебно - развивающего процесса. С другой стороны, новации в сфере
педагогического образования неизбежно обнаруживают … прочную взаимосвязь с
традицией, опору на ее внутренние резервы и творческое преломление (5, с.120).
Созвучно с вышесказанным
и поиски российских ученых JI.B. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, В.О. Усачевой, В.В. Медушевского,
В.А. Школяр и др. в современных разработках методов обучения, адекватных
природе музыкального искусства. «В современной научно - методической литературе
и в широкой школьной практике», - отмечает профессор JI.B. Школяр - «можно выделить два полюса мнений: приверженцы нового мышления в
школьной музыкальной педагогике решительно восстали против принципов общей
дидактики, нередко провозглашая полный отказ от них и доказывая необходимость
создания в противовес им художественной дидактики, а представители
традиционного направления продолжают отстаивать правомерность подхода к музыке
как школьному предмету» (6, с.47) Далее автор рассматривает возможности
применения принципов общей дидактики в музыкальном образовании, где
"Целостность, образованность, ассоциативность, импровизационность,
инновационность, художественность» - по мнению автора это те» основания,
которые могут стать базой для формулировки принципов музыкальной дидактики...,
которые обязаны быть интегративными. При этом интегративность понимается и как
обобщенная глубинная сущность рода явлений, и как их новое качество, которое в
отдельных явлениях не содержится, и, прежде всего, как методологическая основа,
отражающая преломление всеобщих законов эстетики в общих законах искусства (6,
с.61) реализующихся в художественной деятельности, которая - основывается, в
диаде «учитель-ученик», на многочисленных «СО»: сопереживание, сотрудничество,
соучастие, сотворчество. Автор подчеркивает, что «изменение характера
деятельности педагога и школьника в большой мере приближает нас к воплощению в
музыкальной педагогике концепции развивающего образования, для которой
характерно овладение общими способами постижения искусства, навыками
содержательного анализа музыки, продуктивное детское творчество, мыслительный и
реальных художественный эксперимент. (6, с.6). Все вышесказанное применительно
и к нашему исследованию.
Профессия
педагога-музыканта сочетает в себе разностороннюю деятельность, которая
включает умения и навыки педагогической, воспитательной организаторской,
просветительской, методической, исполнительской работы. Названные направления в
деятельности педагога- музыканта в совокупности, тесным образом, связаны с
музыкально- исполнительскими умениями и навыками в решении специфических задач,
ориентированных на формирование музыкальной культуры школьников посредством
познания музыкального искусства. Именно музыкальное искусство в значительной
мере стимулирует и поддерживает стремление личности к преобразованию себя
(чувств, мысли, поступков), других людей по «законам красоты». Несомненно,
важно подчеркнуть, что специфика профессии педагога - музыканта связана с
творческой деятельностью, которая осуществляется с помощью могучего средства
воспитания - музыкального искусства.
Литература
1.
Какимовой
Л.Ш. Междисциплинарные связи в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя
музыки // Вопросы музыкальной педагогики, теории, истории,
методики и исполнительства: Межвузовский сборник научных трудов -Алматы, 2000.
-106с.
2.
Зайцева И.В. Роль практической работы студента с
хоровым коллективом в подготовке учителя музыки // Музыкальное образование:
проблемы и перспективы материалы Международной научно-практической конференции
- Алматы, 29-30 мая 2001,-206с.
3.
Койбагарова Г.А. Роль мышления в деятельности дирижера
- хормейстера // Актуальные проблемы музыкально - педагогического образования:
Межвузовский сборник научных статей Республиканской научно-практической
конференции, посвященной 70-летию О.Байдильдаева. - Алматы: Комплекс, 2002,
-136с.
4.
Никольская К.Ф. 1970. -225с. Педагогика высшей школы (Ю.К.
Бабанский, Т. А. Ильина, З.У. Жомтекеева) - Алма-Ата: Мектеп, 1989- 176с.
5.
ДжердималиеваP.P. Научно-педагогические основы методической подготовки учителя музыки в
системе высшего образования. - автореф... докт.пед.наук. - Алматы, 1998. -42 с.
6.
Теория и методика музыкального образования детей:
Алиев Ю.Б.
Научно - методическое пособие /JI.B.
Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др./ -М.: Флинта: Наука, 1998
-336с.