Роль поликультурного образовательного
пространства в подготовке конкурентоспособного специалиста
Джаганян А.Г. – ассистент
кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного
педагогического института
Мировая интеграция государств выдвигает
перед образованием задачу воспитания молодежи в духе мира и уважения всех
народов. Этнически население стран становится все более разнообразным. В
настоящее время не осталось ни одного моноэтнического государства. Но на пути
осознания себя как ячейки поликультурного мира стоит преграда в виде
сформировавшейся веками (ввиду разных обстоятельств) психологии разделения
людей по принципу «свой – чужой», «я – не я». В связи с этим ведущей функцией
поликультурного образования выступает формирование поликультурной личности,
ориентированной на диалог и сотрудничество, что предполагает устранение в
сознании личности противоречий между системой ценностей и нормативных
установок, принятых в том или ином культурном пространстве, признание
многообразия культур и их взаимосвязи, позитивное отношение к культурному
плюрализму, т.е. формирование такого типа личности, который обладал бы развитой
культурой толерантности.
Совершенно очевидно, что образование
будущего должно быть многообразным, адекватным культурному и этническому
многообразию человечества, удовлетворяющим всесторонние потребности
социально-профессиональных групп, индивидуальные духовные запросы. В этих
условиях возрастает роль прогностического моделирования поликультурного
образовательного пространства, как особой социальной практики, как всеобщей
культурно-исторической формы развития сущностных сил человека и технологий его
реформирования.
Разрабатывая модель поликультурного
образовательного пространства, мы опирались на существующие в педагогической науке
модели: опережающего интеллектуального развития личности (В.В. Давыдов,
Л.В. Занков, В.В. Репкин, В.В. Сериков и др.) [4]; приоритетного
формирования эмоционально-чувственной среды (Л.Н. Толстой,
К.Н. Вентцель, М.П. Федоров и др.) [6]; гармонического синтеза
ориентаций на интеллект, образно-эмоциональную сферу, практическую деятельность
и нравственное самоопределение (В.П. Комаров,
В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.) [3]; гуманистического
личностно-ориентированного воспитания (К. Роджерс, Е.В. Бондаревская,
В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).
С учетом систематизации представленного
феномена в науке и его прогнозирования целесообразным видится выделение таких
отдельных положений поликультурного образовательного пространства, как: фактора
социальной стабильности и адаптации личности в инокультурной среде; пути
реализации аксиологических императивов; средства удовлетворения
образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; формы
социально-педагогической поддержки и защиты личности учащегося.
Среди главных задач поликультурного
образования называются следующие:
- глубокое и всестороннее овладение
учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие
интеграции в иные культуры;
- формирование у учащихся представлений о
многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к
культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условием
для самореализации личности;
- создание условий для интеграции учащихся
в культуры других народов;
- формирование и развитие умений и навыков
эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание учащихся в духе мира,
терпимости, гуманного межнационального общения.
В связи с этим проблема воспитания
молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современном
поликультурном образовательном учреждении. Отсутствие должного внимания к
воспитывающей среде учащейся молодежи, по мнению Т.Н. Астафуровой, создает
ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, актуализации
негативной молодежной субкультуры. В этих условиях требуется корректировка
ценностных ориентации молодежи в соответствии с общими гуманистическими
идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это возможно лишь
в процессе создания педагогически воспитывающей, развивающей, обучающей среды
образовательного учреждения [2].
Однако, для современной России также
характерен кризис системы образования как одной из основных детерминант
формирования молодежной субкультуры. Сегодня данное обстоятельство не позволяет
успешно реализовать основные педагогические цели, что и предопределило
необходимость создания эффективно действующей модели образовательного
учреждения, в которой равнозначно, равновелико будут взаимосвязаны учебный
процесс с внеучебной деятельностью будущих специалистов.
Современное вузовское образование
представляет собой пространство, объекты и субъекты которого содержат собой
пласт культурных ценностей, традиций, опыта многих поколений, ставших одной из
культурных составляющих личности студента. Благодаря высшему профессиональному
образованию становится возможным через раскрытие творческого потенциала
личности будущего специалиста укрепить его культурную идентичность, не
позволить ей оказаться «размытой» в поликультурном контексте, сформировать
готовность к межкультурной коммуникации и диалогу культур, имея внутри себя
стержень ценностей национальной культуры, представляющих фундамент
идентичности.
Для достижения поставленных целей
целесообразно использовать общепринятые методы обучения, такие как дискуссия,
(ситуативное) моделирование, ролевые игры, рассказ, беседа, рефлексивные
методы, методы убеждения, стимулирования поведения. А также целесообразно
использование коллективных, групповых, микрогрупповых и индивидуальных форм
обучения, а также интеграции учебной и внеучебной деятельности. Поскольку
субъект-субъектные отношения выступают основным условием формирования
поликультурной личности, то одно из центральных мест в методах поликультурного
образования занимает диалог. Участники диалога осваивают и усваивают иные
культуры на основе собственного опыта, а также определенного дидактического
сопровождения, которое позволяет инициировать толерантность, соучастие,
сотрудничество и эмпатическую составляющую. Важное значение для поликультурного
образования приобретает социально значимая и досуговая деятельность обучаемых:
участие в многонациональных клубах и временных объединениях, взаимодействие с
представителями иноязычных культур, участие в фестивалях, встречах, посвященных
писателям, художникам, ученым разных народов. Так, участие в деятельности
клубных объединений и временных молодежных многонациональных организациях
открывает значительные эмоциональные и информационные возможности для
формирования опыта межличностного и межнационального общения, для утверждения
социальной позиции личности. Основным показателем успешности поликультурной
образовательной системы является открытость личности к иным культурным
ценностям, что предполагает прежде всего уважительное и толерантное отношение к
представителям иного образа жизни и поведения, видение в культурном
многообразии источника для взаимообогащения и готовность участвовать в
разрешении межкультурных конфликтов.
Таким образом, в условиях перехода к
постиндустриальной культуре ощущается потребность в межличностном и
межкультурном взаимодействии, основанном на принципах доверия, взаимопонимания,
толерантности, сотрудничества. Все это предполагает поиск альтернативных
тенденций становления и развития личности. Задачей современного человека
является не только осознание диалогической связи с другими людьми, но и
превращение ее в реальное человеческое бытие. Личность в поликультурном социуме
характеризует позитивное толерантное принятие взаимодействия культур, принятие
культурно-этнических особенностей как объективной данности и готовность к
установлению диалогических взаимоотношений с представителями различных культур.
Конкуренция на рынке интеллектуального труда ставит перед высшей школой
проблемы удовлетворения спроса на специалистов определенного уровня и качества
подготовки. Очевидно, что поликультурное образовательное пространство вуза,
основанное на методах и формах, адекватных современным социокультурным
условиям, должно быть ориентировано на решение проблемы подготовки
конкурентоспособных специалистов социально защищенных качеством и
профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также
комплексно личностно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.
Конкурентоспособность и новое качественное
состояние специалиста можно отнести к числу стратегических ценностей, которые,
наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью, способствуют
преодолению индивидуального психологического барьера, подавленности,
пессимизма, неопределенности в жизненной перспективе, упорядочить всю систему
жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и, в конечном
счете, выйти социуму из тупиковой ситуации.
Критерии конкурентоспособности
специалиста (а также и образовательного учреждения, его подготовившего)
позволяет сформулировать анализ современных социально-экономических условий.
Важнейшим из критериев для специалиста становится его способность решать проблемы,
а не одно лишь умение решать задачи в профессиональной сфере деятельности.
Этому требованию отвечает специалист, обладающий набором определенных
компетенций. Совокупность компетенций, как характеристика специалиста, вместе с
высоким профессионализмом подготовки, отличает «размытость» профессиональных
границ, взаимное проникновение профессий, их динамичность, а также концентрация
и сочетание в произвольных, востребованных рынком труда пропорциях. Для
образовательного учреждения готовность и способность подготовить таких
специалистов определяет его конкурентоспособность. С этой целью образовательное
учреждение для формируемого им специалиста должно стать естественной
питательной средой, источником идей, концепций, новых технических решений,
методов и средств их реализации, генератором инновационных проектов. При этом
условии образовательное учреждение становится «поставщиком» специалистов –
носителей совокупности компетенций (в т.ч. знаний-умений-навыков-опыта),
необходимых и достаточных для поиска, разработки и реализации новых технических
решений.
Результат такой инновационной
программы подготовки – специалисты, владеющие способностью к творческой работе,
изобретательной деятельности, поиску и внедрению новых технических решений,
т.е. совокупностью компетенций, сбалансированно объединяющих профессиональные,
социальные и личностные качества.
Таким образом, поликультурное
образовательное пространство – это не только учреждения, специально созданные и
предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения (детские
сады, школы, училища, техникумы и т.д.), но и другие социальные системы и
явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства
массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации, все то, что
обуславливает глубокие изменения в мультикультурном обществе. В поликультурном
образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого –
создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В
соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и
технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном
становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду
посредством различных видов деятельности: 1) активизирующей процессы самопознания,
саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии; 2) направленной на
выявление субъектов образования их важнейших потребностей и проблем по
организации процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет
возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной
сферы самореализации); 3) направленной на поиск средств и форм адаптации,
защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического
характера.
Литература
1. Амарова О.Ф. Модель профессиональной подготовки
выпускника вуза, адаптивного к рынку труда : автореф. дис. . канд. пед. наук /
О. Ф. Амарова. М., 2002. - 19с.
2. Астафурова Т.Н. Стратегии коммуникативного
поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения: Автореф.
дисс. . док. пед. наук. М., 199. - 45 с.
3. Комаров В.П. Воспитание межнационального общения в
средней профессиональной школе. Монография. Казань: Татарская заря, 1995. - 243
с.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании:
концепции и технологии / В. В. Сериков. Волгоград : Перемена, 1994. — 152 с.
5. Тишулина С.Г. Поликультурное образование в системе
подготовки будущих учителей // Вестник МГТУ. – 2006. – №4, том 9. –
С.573–575.
6. Федоров М.П. Взаимодействие традиционных и
инновационных форм организации учебного процесса в развитии
национально-региональной системы образования. Дисс. . канд., пед. наук. М.,
1999. - 153 с.