Койчуева А.С., Кубанова З.И.
Об этнопедагогической подготовке
учителя к формированию ценностей патриотизма и гражданственности в
учебно-воспитательном процессе
В современных условиях модернизации российского образования выдвигаются новые
требования к профессиональной и нравственной
готовности учителя, который должен быть не только вооружен новейшими
методиками и технологиями обучения и воспитания, но и творчески мыслить.
В составе
профессиональной готовности к педагогической деятельности Котова И.Б. и Шиянов Е.Н. выделяют « психологическую,
психофизиологическую и физическую готовность, и с другой, –
научно-теоретическую и практическую готовность, составляющие компетентность
педагога, основу его профессионализма»[ 1,200]. В этом представлении речь идёт и о профессиональной
культуре учителя.
Нам представляется, что
в этом контексте необходимо говорить и о этнопедагогической культуре учителя,
которая проявляется в формировании личностных качеств и ценностных
ориентаций старшеклассников на основе
этнической культуры.
Особенно большую роль нынешнее руководство страны
отводит воспитательной работе, считая её одним из самых главных компонентов
образовательного процесса. Вопрос в том. какие теоретико-методологические
основы необходимо учитывать при необходимой в современном обществе оптимизации воспитательной работы в
учреждениях образования.
Следовательно, в общей структуре педагогической
деятельности готовность к
воспитательной деятельности занимает особое место. Она характеризуется
интегральным умением творчески мыслить, применять знания и умения в
деятельности и основывается на комплексном использовании его личностных
качеств, теоретико-методологического сознания, методологической и
этнопедагогической культуры и
способности к педагогической рефлексии.
Вопросы формирования профессиональной и этнопедагогической культуры
педагога рассматривались в трудах таких учёных, как К.М.Гуревич, А.В.Барабанщиков,
Е.В.Бондаревская, В.И.Загвягинский, В.А.Кан-Калик, З.К.Каргиева. И.Б.Котова,
Н.В.Кузьмина, В.А.Николаев, В.А.Сластенин, Г.А.Станчинский, А.А.Узденова, Е.Н.Шиянов, Р.Н.Щербаков, А.В.Шаалы и др.
Во всем многообразии представленных подходов этих и других учёных к определению профессиональной готовности,
необходимо отметить роль профессиональной
и этнопедагогической культуры
учителя, в сущности которых
четко просматривается выделение
теоретического(знаниевого), практического(деятельностного) и личностного
(нравственного) компонентов. Ряд авторов выделяет также методический,
технологический, социальный, морально-психологический компоненты.
Придерживаясь взглядов указанных выше авторов, рассмотрим особенности готовности учителя к формированию ценностных
ориентаций учащихся национальной школы
на гражданственность и патриотизм в условиях возрождения этнической
культуры.
Остановимся на теоретической готовности учителя, которая включает в себя следующие критерии:
- осознание ценности национальной культуры своего народа и других народов,
представителей которых он обучает;
- знание национальных ценностей народов, их общности и специфических
особенностей;
- склонность к анализу, умение
давать объективную
научно-обоснованную оценку
национальным ценностям, обосновать
необходимость применения в ценностно-ориентированной
работе прогрессивных идей и опыта народной педагогики;
-умение диагностировать и
прогнозировать развитие личности, формирование его ценностных ориентаций, образовательные, воспитательные и
развивающие возможности этнокультурного материала в этом процессе;
-способность к рефлексии.
Практическая готовность учителя к
формированию ценностных ориентаций включает в себя
следующие критерии:
- использование аксиологического потенциала народной педагогики и умение разрабатывать на её основе новые
формы и инновационные педагогические технологии воспитания для формирования
ценностных ориентаций на гражданственность и патриотизм;
- мобилизационные умения – умение приобщать учащихся к своей национальной культуре, изучению культуры и истории и других народов, живущих по
соседству , развивать у них устойчивый интерес и позитивное отношение к
инонациональной культуре;
- ценностно ориентационные умения –
умение формировать ценностные установки учащихся и формировать потребность
в творческой самореализации личности в контексте этнонациональных морально-этических установок;
- умение использовать этнокультуру каждого народа в формировании ценностных
ориентаций школьников, как отвечающую
их познавательным потребностям;
- умение интегрировать общественные факторы в воспитательной деятельности
(общественное мнение, традиции, обряды, обычаи) и т.д.;
-перцептивные и коммуникативные умения – умение дифференцировать
педагогическую деятельность с учетом данных педагогической диагностики- состава
класса, индивидуальных особенностей обучающихся, психо-физиологических и возрастных особенностей, адекватно реагировать на эмоциональное состояние ребенка согласно
национальной специфике поведения в различных ситуациях общения и т.д.
Личностный компонент профессиональной готовности
учителя к формированию ценностных ориентаций включает в себя следующие критерии:
-Нравственный – в силу
того, что учитель официальный
представитель общества, в котором воспитывается личность, он является носителем
тех нравственных ценностей, которыми располагает общество, носителем той
культуры, которая в этом обществе выработана. Иначе он не сможет обеспечить
социальное воспроизводство в индивиде; не осуществит связь времен [2,17].
В этом контексте нравственная готовность учителя предусматривает:
- овладение духовно-нравственными ценностями национальной культуры, а на её
основе и общечеловеческой. Педагог должен выработать в себе умение воспитывать
подрастающее поколение на основе этнокультурных ценностей;
- воспитание культурой должно опираться не только на
национальные традиции, обычаи, жизненные и нравственные принципы конкретного
этноса, но и традиции, обычаи общечеловеческого характера, которые имеются в
каждой национальности.
Относительно процесса формирования ценностных ориентаций личности среди
нравственных ценностей, которые педагог должен усвоить, а затем передать
учащимся, главными являются: любовь к Отечеству, малой и большой Родине,
добропорядочность (добрый нрав), честь, мужество, справедливость, милосердие,
эмпатия, толерантность, чистосердечие, геронтотимия, взаимопомощь,
взаимовыручка и многое другое, что отражает нравственные установки народов
Карачаево-Черкесской республики.
Педагог должен знать сущностные характеристики, специфические черты
обрядов, обычаев, традиций и те
условия, при которых они задействуются
В особенности это касается прогрессивных
народных традиций, особенностями которых мы считаем:
-всеобщность и массовость, что
означает, что традиции поддерживаются
широкими массами, общественным мнением; в народном воспитании участвуют все
возрастные группы, слои населения: воспитывают, воспитываются, имеет место
самовоспитание, взаимное воспитание;
-прочность, стабильность, т.е. традиции создаются временем как коллективный
опыт, навык, правила, общепринятые закономерности, что означает их проверку
временем ;
-жизнедеятельность, что означает-традиции – явление жизни, факт самой
действительности, они проявляются в знаниях, сознании, поступках, действиях, в
поведении людей; многие из них овеяны
духом романтики, красоты, они впечатляют, влекут, волнуют;
-долговечность, т.е. традиции обладают постоянством, уступчивостью,
повторяемостью. Даже консерватизм в данном случае может носить
созидательный, положительный смысл как фактор стабильности. Отдельные
общественно-полезные традиции с течением времени, даже потеряв или изменив свое
первоначальное содержание, продолжают жить в памяти людей как дань
признательности хорошему прошлому (Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова);
-многообразие. Традиции бывают
семейные, трудовые, игровые. Позднее или параллельно они перешли в другие
сообщества, жизнь которых слабо представлена в понятиях народного воспитания
ввиду позднего появления сообществ, в частности, школьных, студенческих,
молодежных, армейских, медицинских, спортивных и т.д. Содержательно в этих
сообществах продолжилось следование определенным принципам, являющимся
характерными для уклада народной жизни – милосердие, дисциплинированность как
ответственность за общее дело, корпоративность, чувство групповой чести,
солидарность и др.
Согласно анализу теоретической
литературы, можно показать, что
ценностные ориентиры, смыслы, идеалы определяет сущность педагогической
деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и
задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач.
Поэтому личность самого учителя является центральным фактором в труде педагога.
Ввиду этого, компонент профессиональной
готовности учителя рассматривает:
-мотивацию личности (направленность личности и ее виды);
-свойства личности (педагогические
способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности);
- интегральные характеристики
личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность как
творческий потенциал), определяющие неповторимость и уникальность личности учителя.
Выделяя в качестве самостоятельного компонента профессиональной готовности
самообразование учителя, можно отметить, что оно предусматривает:
- постоянное стремление к овладению знаниями в области этнопедагогики и
этноэтикета, осознание их необходимости для профессионального
самосовершенствования;
- сформированность умений и навыков самостоятельной работы с разными
источниками по народной педагогике;
- наличие умений и навыков изучения, организации, обобщения и
переосмысления передового опыта учителей, а также воспитательных методов и
средств старших поколений, родителей и т.д.
Не менее важен социальный компонент
профессиональной готовности учителя, включающий в себя:
- понятие и принятие этносоциокультурной специфики общения;
- знание возрастных особенностей социализации личности в этносоциуме;
- умение обеспечивать совместную деятельность семьи, школы и общественности
по формированию ценностных ориентации школьников и т.д.
Учёт требований к повышению
этнопедагогической культуры позволит обеспечить качество воспитательной работы
и станет фундаментом эффективности формирования
ценностей патриотизма и гражданственности в учебно-воспитательном процессе
Литература:
1.Котова И.Б. Социализация и воспитание / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов.–
Ростов-на-Дону. – 1997. – 480 с., с.200
2. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. в 11-ти
тт. / К.Д. Ушинский. – М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 – 1951. Т. 2., с.17