Олисаева Р.З. – ст. преподаватель кафедры иностанных
языков Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова
Отражение идей семейного воспитания в педагогической
теории В.А.Сухомлинского
Имя и творчество В.А. Сухомлинского
(1918-1970) хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом. Глубокое
знание теоретических основ педагогики и личный опыт обучения и воспитания
школьников позволили ему создать произведения, явившиеся важным вкладом в
развитии науки о воспитании подрастающего поколения, в том числе родительской
педагогики. При жизни им опубликовано свыше 30 книг, около 600 статей. Значительное
количество его трудов издано посмертно.
В родительской педагогике В.А. Сухомлинского
одно из центральных мест отведено проблеме нравственного воспитания. Эта
проблема включает в себя прежде всего формирование у подрастающего поколения
нравственного идеала. Обосновывая сказанное, он писал: «Человек с детства
должен видеть мир в свете идеала, чтобы его жизнь была восхождением к вершине идеального.
Идея – не заученная истина, которую человек при случае может произнести. Идея –
это боль сердца за правду, истину, красоту». [1].
В книгах «Нравственный идеал молодого
поколения» (1963) и «Как воспитать настоящего человека …» (1990) Василий Александрович
предпринял попытку, говоря его словами, «показать отдельные элементы
нравственного идеала» как основы духовного богатства человека и рассмотрел пути
и средства нравственного развития личности растущего человека.
К важнейшим элементам нравственного идеала
он относил следующие:
1) Осознание возвышенного,
благородного смысла жизни.
2) Верность убеждениям, принципиальность,
единство слова и дела.
3) Осознание долга перед Отечеством
как святыни человечества, сознательное и активное выполнение гражданских
обязанностей, разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и
уважение законов страны.
4) Оптимизм как представление о том,
что в мире господствует положительное начало, добро, гуманность.
5) Нетерпимое отношение воспитанников
ко всякого рода отступлениям от норм и требований морали в личной и
общественной жизни.
Подлинная нравственность по В.А. Сухомлинскому,
это не «самопонуждение», не самопожертвование личным ради общественного, а
наоборот, ощущение, переживание личного счастья от заботы о другом человеке, от
наполнения этой заботой своей повседневной жизни. Нравственный идеал в
понимании ученого – это идеал человека большой души.
По глубокому убеждению В.А. Сухомлинского,
именно семья должна являться основной школой воспитания нравственности у детей.
В детстве и отрочестве важно выработать доброту, человечность, чуткость, а это
возможно, если родители проявляют тончайшую, чувствительную заботу о детях.
Раскрывая побудительную силу нравственных чувств, педагог обратил внимание
родителей на то, что эти чувства выступают одним из мотивов нравственного
действия. В результате повторения переживаний у детей вырабатывается
эмоциональное отношение к конкретным явлениям природы и общественной жизни, к
самому себе.
Задача родителей – постоянно вызывать,
поддерживать и развивать у детей нравственные чувства, закреплять эти чувства в
поступках, в нравственной деятельности.
Особую роль в формировании нравственных
чувств В.А. Сухомлинский отводил воспитанию совестливости. Совесть в его
трудах характеризуется как своеобразное чувствование своей правоты или
неправоты по отношению к людям и самому себе. Она определяет уровень
нравственной ответственности человека за свое поведение перед обществом,
отдельными людьми, свидетельствует о способности осуществлять самоконтроль. Это
чувство проявляется как желание и стремление творить добро.
«Совесть, – писал он, – это эмоциональная
оценка человеком собственного поведения, поступков как хороших, так и плохих. Нам,
педагогам, нужно глубоко осмыслить ту истину, что без совести нет морально
воспитанного человека». [4; с. 49].
На одно из первых мест в формировании
нравственно целостной личности В.А. Сухомлинский ставил воспитание патриотизма
и отмечал при этом, что первые уроки патриотизма ребенок получает в семье:
«Патриотизм начинается с колыбели. Не
может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном
матери и отца … Отец и мать, вырастившие сына Отечества, создают себе живой и
нетленный памятник. От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности
отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой
человек поднимается на вершину патриотического видения мира, патриотического
труда, патриотической жизни» [5].
В содержание нравственного воспитания в
родительском доме В.А. Сухомлинский включал воспитание гуманизма – чувства
любви
как потребности в данном человеке, влечения к нему, страстного желания
обладать им, заботиться о нем и в то же время быть ему необходимым. Потребность
любить и быть любимым он связывал с самоутверждением личности, с выработкой
жизненных гуманных ориентиров.
Школой воспитания гуманизма, любви и
уважения к людям педагог считал семью. Он обращал внимание родителей на то, что
невозможно воспитать человечность, если в сердце ребенка не утвердилась
привязанность к отцу и матери, братьям и сестрам, к близким и дорогим людям. Он
писал: «Берегите детскую любовь к человеку и веру в человека, творите, имейте
эти высокие, чистые чувства – это заповеди для педагога. Семья – школа
подлинной человеческой любви, любви доверчивой и строгой, нежной и
требовательной». [3;С.66].
Высоким моральным качеством,
характеризующим личность с точки зрения ее отношения к окружающим людям и самой
себе, В.А.Сухомлинский считал скромность. «Быть скромным – значит ни на мгновение не забывать – это
прежде всего, – что у каждого человека, с которым ты соприкасаешься, есть свое
достоинство и твоя подлинно свободная и счастливая жизнь заключается в том,
чтобы утверждать достоинство каждой личности, а утверждать можно, только
уважая. Быть скромным – значит не
допускать даже мысли о том, что у меня какие-то исключительные достоинства,
качества, а отсюда – особые права на льготы, поблажки и др. Перед общественной
дисциплиной все равны. То, что требуется от каждого, требуется и от меня». [3;С.146].
Пример скромной жизни должны показывать
родители. Вместе с тем, они призваны внушать детям мысль о том, что самомнение,
тщеславие, самоуверенность закабаляют человека и что скромность делает человека
свободным. Отец и мать не должны расхваливать ребенка, превозносить его
достижения.
Нравственное воспитание, по
В.А.Сухомлинскому, включает в себя формирование такой черты личности, как
мужество. Оно представляет собой сочетание смелости, решительности,
настойчивости, ловкости, эмоциональной сдержанности, ответственности. Педагог
показал, что мужество находит себе место не только в чрезвычайных ситуациях, но
и в повседневной действительности. Мальчик, юноша, мужчина должен быть
защитником слабых, женщин, детей.
В условиях родительского дома
целесообразно создавать такие ситуации, в которых мальчики могли бы проявлять
себя как представители «сильного пола». Необходимо с малых лет формировать
мужество как одну из самых ярких граней духовной готовности защищать семью,
Родину.
В содержание формирования нравственно
целостной личности В.А. Сухомлинский включал воспитание достоинства личности.
Родителям, утверждал он, следует учить
детей в семье жить с достоинством. Это означает не позволять ребенку с малых
лет унижаться, терять благородство, совесть, честь, укреплять чувство презрения
к недостойному: «Достоинство, – пояснил он, – это мудрая власть держать себя в
руках. Благородство твоей человеческой личности выражается в том, насколько
мудро и тонко ты сумел определить, что достойно и что недостойно. Достойное
должно стать самой сущностью твоей духовной культуры, недостойное пусть вызовет
у тебя презрение и омерзение». [3;с. 165].
Родителям необходимо знать, что чувство
собственного достоинства у детей формируется в процессе самопознания и
оценочной деятельности, в результате самовоспитания. Важно помочь воспитаннику
осознать мысль о том, что человек, который дорожит собственным достоинством, не
позволит себе унижать достоинства других.
В понятие нравственного воспитания В.А. Сухомлинский
включал разумное, мудрое ограничение. Это означает, что с первых шагов своей
разумной жизни ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя и надо.
Большую ошибку допускают родители, не умеющие правильно чередовать эти три
вещи.
В единстве с нравственным воспитанием В.А. Сухомлинский
рассматривал вопросы эстетического воспитания детей в семье. Действенным
средством эстетического воспитания педагог считал искусство, потому что дети
должны жить в мире красоты, сказки, игры, музыки, рисунков, фантазии,
творчества, поскольку именно искусство учит их (и взрослых) глубже и тоньше
видеть, воспринимать и чувствовать мир. Искусство прокладывает путь к разуму, к
овладению богатством культуры.
Через красоту природы родители должны
воспитывать человечность. Эту мысль педагог подчеркивал постоянно: «Человек
стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание
весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем
небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и
торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи
лет чудесную музыку жизни». [6;С.373].
Наряду с этим, Василий Александрович
Сухомлинский настоятельно рекомендовал родителям использовать красоту родного
края в качестве источника развития у детей любви к Родине. Ребенок от родителей
прежде всего должен узнать, что такое Родина, почувствовать красоту родных
мест, навсегда сохранить образы, в которых она воплощается.
Литература
1. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера //
Юность, 1968, №9.
2. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого
поколения. М.,1963.
3.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.
4. Сухомлинский В.А. О воспитании совести //
Педагогика, 1995, №4.
5. Сухомлинский В.А. Это пламя будет всю жизнь гореть
… Слово о матери // Комсомольская правда, 12 сентября 1980.
6. Сухомлинский В.А. Павлыжская средняя школа. – М.:
Просвещение, 1969.