Филологические науки/2. Риторика и
стилистика
К.п.н. Молчанова Е.Е.
Астраханский государственный университет, Россия
Потенциал и реализация познавательно-просветительской
функции СМИ
Известно, что к современным российским СМИ, в том числе печатным,
предъявляются небезосновательные претензии относительно парадоксография, что
находит проявление в агрессивно-эпатирующей манере экспонирования материалов,
которая опирается на вульгарную оценочность посредством использования обсценной лексики; в тематике этих материалов. Тем не
менее часть СМИ достойно заявляет о себе, реализуя одну из важнейших функций –
познавательно-просветительскую. Её содержание и возможности реализации – в
центре нашего внимания.
Суть
познавательно-просветительской функции
СМИ заключается в следующем: передавая многообразную культурную, историческую,
научную информации, они способствуют
пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей.
В связи с рассматриваемой темой мы
обратились к такой трактовке термина «общение» – «процесс выработки новой
информации» [4].
Именно данное толкование принципиально
важно для рассмотрения познавательно-просветительской функции, поскольку в
результате переработки сведений о том или ином явлении адресат открывает что-то
для себя. Собственно, поэтому познавательно-просветительскую
функцию называют ещё эвристической.
Безусловно, познавательно-просветительская
функция СМИ опирается на когнитивную
функцию словесного языка.
Известно, что основу речевого общения
составляет для большинства людей словесный язык, так как «слово связано с
любыми формами бытия, с любым познанием бытия» [6].
Словесный
язык – это важнейшее средство формирования и существования знаний человека
о мире. Отражая объективный и субъективный миры, человек фиксирует в слове
результаты познания. Совокупность этих
вербализованных знаний находит выражение в «языковой картине мира». Если
мир – это человек и окружающие в их взаимодействии, то картина мира – результат переработки информации о
человеке и окружающем.
Языковая
картина мира формирует тип отношения человека к миру Она задает
нормы поведения человека в мире.
Каждый
естественный язык отражает
определенный способ восприятия и организации («концептуализация») мира. «Выражаемые в нем значения складываются в некую
единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая
навязывается в качестве обязательной всем носителям языка» [7].
Следовательно, роль языка состоит не
только в передаче сообщения, но, в первую очередь, во внутренней организации
того, что подлежит сообщению. Возникает своеобразное «пространство знаний», то
есть «закрепленные в языке знания о мире, куда составной частью входит
национально-культурный опыт конкретной языковой общности» [5].
Языковую
картину мира нельзя считать простым набором как бы фотографий предметов,
процессов, свойств и т.д., так как она включает в себя помимо отражающих
объектов и позицию отражающего субъекта по отношению к ним; причем позиция субъекта реальна в той же степени,
что и сами объекты. Что особенно важно: поскольку отражение мира человека носит
деятельностный характер, отношение к объектам не только ими самими порождается,
но и способно привести к их изменению. Это особенно заметно проявляется в речи,
точнее, в текстах автором намеренно задействуются конкретные слова, которые определенным
образом позиционируются в предложениях нужного типа по структуре,
коммуникативной направленности, эмоциональной окраске. В случае если это
намерение успешно вербализовано (при подключении невербальных единиц) с
обязательным учетом особенностей адресата), то автор может рассчитывать не
только на определенный отклик, но со временем и на изменение в той или иной
степени и адресата, и действительности.
Например, статья «Булыжник
для парламента» невольно заинтересовывает читателя «громким» названием.
Автор намеренно употребляет лексему «булыжник»,
так как она несет заметно грозный характер. Как нельзя лучше такой подбор слов
отражает суть всей статьи, в которой речь идет о кризисе в Латвии и способах
борьбы простых жителей со сложившейся социально-политической обстановкой (Зотов
Г., «АиФ», рубрика «Главное», 2009, №5).
Итак, что касается языковой картины мира, то
словесный язык способствует и номинации, и познанию, и новой номинации в связи
с чем-то открывшимся в той или иной области.
Именно с познавательной функцией
словесного языка связано относительно новое направление в языкознании –
когнитивная лингвистика, наиболее авторитетными представителями которой
считаются А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова,
Р.М. Фрумкина, З.Д. Попова.
Итак, мир во всех его проявлениях
познается человеком, знающим словесный язык, именно его посредством Он лежит в
основе интеллектуальной деятельности. По мнению специалистов, на 90%
человеческая деятельность складывается из интеллектуальных актов (Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев и др.). Более того, даже в практической деятельности у человека
всегда есть предопределяющие ее и/или взаимодействующие с ней единицы
словесного языка. Словесный язык позволяет анализировать, синтезировать,
обобщать. Но наиболее полно и многогранно это происходит только при
задействовании единиц всех или почти всех (в зависимости от устного/письменного
представления) ярусов языка в речи.
Но самое главное, «человек в значительной мере
направляется речью, реализующей его языковые знания и способности, его
умения обращаться с языком при познании мира» [9].
Поскольку мы рассматриваем одну из функций
СМИ, правомерно говорить о том, что она реализуется в речи, а точнее, в
высказываниях, являющих собою готовые или порождаемые в теле-/радиостудии
тексты.
В чем конкретно заключается
познавательно-просветительская/эвристическая функция СМИ?
Доказанным является тот факт, то речевая
коммуникация осуществляется с помощью текстов. «Человек не говорит отдельно
придуманными предложениями, а одним задуманным текстом» - утверждает Н.И.
Жинкин [3]. Что совпадает с мнением известного философа и филолога М.М.
Бахтина: «Научиться говорить – значит научиться строить высказывания» [1].
1. Именно текст, в силу таких характеристик, как информативность, завершенность,
цельность, связанность, ретроспекция, проспекция, пресуппозиция,
последовательность, способен выразить
законченное высказывание, передать коммуникативное намерение автора. Особенно
заметно это проявляется в готовых (печатных) текстах, к которым мы обратились в
нашей статье. То есть даже само структурирование «работает» на развитие логики.
Более того, реципиент в дальнейшем может использовать при построении
высказываний понравившуюся структуру прочитанного. Таким образом, адресат может
узнать/открыть для себя оригинальную структуру текста.
Качественный текст печатных СМИ демонстрирует
следование собственно языковым, этическим, коммуникативным нормам, которые,
безусловно, взаимосвязаны. Грамотное представление словесных единиц – уже
проявление уважения к адресату. Богатые лексикон и грамматикон позволяют представлять информацию с учетом
этических правил: вежливости (речевой этикет: апелляция к
собеседнику; определенная тональность; возможность говорить на те или иные
темы; разрешение на употребление тех или иных единиц лексики; запрет на
высмеивание личности, кроме некоторых случаев – то есть все то, что в теории
СМИ обозначается термином «конвенциональные
ограничения»; применение кооперативной стратегии и соответствующих ей
тактик) и правила честности. Те же
лексикон и грамматикон дают возможность точно, логично, разнообразно,
выразительно (коммуникативные требования) общаться с массовым адресатом.
Представление достойной манеры общаться – это тоже просвещение.
2. Готовый (печатный) текст читается.
Поскольку в центре нашего внимания
печатное СМИ, необходимо говорить о познании посредством чтения текстов.
Несмотря на внешнюю непродуктивность, оно
тем не менее результативно. Читая «про себя» (это касается адресатов газетных,
журнальных и иных текстов), человек обычно думает, чтобы понять не только
внешнюю, буквальную информацию, но и ее смысл. В итоге у читателя по-настоящему
профессиональных, качественных, солидных изданий появляется ответная мысль,
оформленная в текст. То есть посредством чтения человек реализует возможность
опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствует о взаимодействии
читателя с автором, что подтверждает мнение лингвистов о диалогичности текстов
монологического формата). Именно поэтому мы обратились к термину «общение». Таким
образом, рождается тот внутренний диалог, без которого понимание
невозможно. Чтение, особенно изучающее, должно привести к пониманию – «уверенности в адекватности представлений, возникших в
результате тех или иных воздействий, что подтверждается дальнейшими событиями»
[8]. Изучающее чтение нередко сопровождается рефлексией или приводит к ней. Изучающее чтение, идущее через
зрительный канал, по мнению психологов, способствует и развитию памяти,
поскольку установленным является факт: зрительная память – ведущая среди других
видов.
Итак, чтение текста лежит в основе
познавательно-просветительской функции СМИ.
В целях предупреждения претензии по поводу
того, что чтение – это не прерогатива печатных СМИ, считаем важным сказать
следующее. Люди читают литературу разных стилей, жанров; другие тексты, так или
иначе связанные с их жизнедеятельностью. Принципиальное
отличие заключается в том, что тексты печатных СМИ, особенно
публицистического стиля, дают возможность, во-первых, оперативно отразить злободневные
вопросы; во-вторых, сделать это путем соединения рационального и
эмоционального; в-третьих, узнать мнение авторитетного автора – журналиста без
включения звуковых реплик других лиц, что постоянно происходит в теле-/ и
радиопередачах и нередко мешает рассмотрению темы, а иногда и просто
«размывает» ее (что, возможно, делается намеренно); в-четвертых, представить
это в компактном формате, что позволяет умному читателю быстро осваивать
информацию и усваивать ее, используя в дальнейшем особенно яркие фрагменты в
уместных ситуациях.
3. Темы и соответствующее им содержание
(информация), которое прочитывается.
«Текст, феномен кристаллизации
деятельности, творчества и культуры поколений, является резервуаром познания,
из которого последующие поколения приобретают будущее», - считает Е.И. Диброва [2].
Именно такое видение текста как нельзя
более точно отражает возможности познавательно-просветительской/эвристической
функции СМИ.
Как известно, тексты могут содержать
предметно-логическую, или прагматическую информацию, или опираться на их
комбинацию соответствующими словесными единицами.
На основе последнего строятся статьи
журналиста Г. Зотова, представленные в рубрике «Главное – история» газеты
«Аргументы и факты».
Конечно же, качественность информации зависит
как от ее фактуальной обоснованности, так и от эмоционального воздействия на
адресата. Но в основе всего – словесное
воплощение, опирающееся на социокультурную базу автора.
Важнейшая характеристика СМИ –
актуальность представляемой информации. А она бывает совершенно разной в
тематическом плане. С интересом к той или иной теме (возможно, к нескольким и
даже всем темам), то есть избирательностью, напрямую связан адресат,
ради которого собственно, и создаются тексты в самых разных форматах.
«При массовой коммуникации адресат не в
поле зрения автора текста, он лишь прогнозируется, исчисляется» [10].
Следовательно, массовая коммуникация - предоставление информации (вербальной и невербальной)
широкой, неоднородной, рассредоточенной, анонимной аудитории с помощью
специальных средств, а также речевое воздействие на неё. В то же время каждое
речевое произведение адресовано вполне определенной части социума – в
зависимости от уровня образования, его конкретного направления, рода занятий,
национальной принадлежности, возраста, социального положения, интересов, места
жительства, от совокупности этих параметров. Представители каждой части
характеризуются определенным уровнем осведомленности и отношением к тем или
иным фактам на основе сложившихся представлений, ценностей, норм, установок –
то есть субъективаций. Солидные, хорошо зарекомендовавшие себя СМИ, в том числе
и печатные, безусловно, учитывают этот фактор. Что касается газеты «АиФ», это
подтверждается как тиражом издания (2,9 млн. экземпляров), так и откликами самых
разных ее читателей, в том числе известных личностей.
Повышенное внимание, интерес к конкретным
темам и раскрывающим их материалам, связано с дихотомией «потенциальная
информация – реальная информация».
Потенциальная
информация – вся информация, рассчитанная
на максимально возможное ее восприятие, анализ, отклик.
Реальная
информация – это информация, не
просто выделенная адресатом из общего информационного потока, но
«отфильтрованная», глубоко переработанная, оставшаяся в памяти надолго.
Именно реальная информация, по мнению
специалистов, обладает некой возбудительной силой; под ее влиянием, осознанно и/или
неосознанно, происходит изменение взглядов принимающей стороны в отношении
какого-то явления, что-то переоценивается, укрепляется, уточняется, возможно,
полностью обесценивается.
Реальной информацией для большинства
читателей «АиФ» становятся тексты-статьи журналиста Г.Зотова, что находит
подтверждение в многочисленных откликах на его материалы.
Журналист апеллирует к актуальной
информации, поднимая политические, экономические, социальные, исторические
темы. Статьи Г. Зотова дают богатую
пищу для размышлений. Это, к примеру, материалы, посвященные ярким личностям,
заявившим о себе в разных областях,
будь то литература, живопись, политика: «Моя
сказка стала былью. 22 августа классику фантастики Рэю Брэдбери исполняется 90
лет», «Куда исчезли миллиарды Саддама? Возможно, их “замуровали” в московские
небоскребы» (про Саддама Хусейна), «Чудовище
дома №15» (статья о А.Гитлере), «Слепой
художник “видит” мозгом». Интересные факты, манера их подачи способны так заинтересовать
своего адресата, что он в дальнейшем станет передавать полученную информацию
другим, так или иначе влияя на их мнение.
Резюмируя изложенный материал, правомерно
утверждать следующее: СМИ, в том числе и печатные, питают не только
рациональную, но и эмоциональную составляющие массового адресата (за которым
стоят отдельные личности), предлагая и думать, и переживать.
Литература:
1.
Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.- С.
25.
2.
Диброва Е.И.
Пространство текста в композитном членении// Доклады IV Международной конференции. – М., 1998. –
С. 98-138. – С. 137; С. 100.
3.
Жинкин Н.И.
Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982. – 160с. – С. 74.
4.
Каган М. С. Мир
общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
5.
Леонтьев
А.Н. Мышление// вопросы философии. – 1964. - №4. – С. 80-89.
6.
Лихачёв Д.С.
Об искусстве слова и филологии// О филологии. – М., 1989 – С. 204-207.
7.
Маслова В.А.
Лингвокультурология: учеб. пособ.для студ. высш.уч. заведений. – 3-е изд.,
испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208с. – С.65.
8.
Психология.
Словарь/ под общ. ред. А. В.
Петровского, М.Г. Ярошевского, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат. – 494
с.– С. 461.
9.
Сепир Э.
Избранные труды по языкознанию и культурологи. – М.: Прогресс. – 1993. – 656 с.
– С. 25.
10.
Формановская
Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М.: Ин-т Рус. яз.
им. А.С. Пушкина, 1998. – 291с. – С. 22.