Д.ф.н.  Келеман  Л.А.

Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Россия

Интеллигентность как качество человека

 

В контексте философского исследования человеческие качества рассматриваются как некие определенности, признаки, синтезирующие и систематизирующие многообразные данные о сущности человека. Эти значит, что философский дискурс качества интеллигентности должен разворачиваться как целостная характеристика существенных свойств человеческого бытия, что предполагает рассмотрение интеллигентности как качества, отражающего реально существующего человека на всеобще-родовом – универсальном, конкретно-историческом и личностно-индивидуальном уровнях.

На всеобще универсальном уровне интеллигентность предстает как идеальное качество, выражающее всеобщие тенденции общечеловеческого и культурно-исторического развития. Осмысление интеллигентности как всеобще-универсального качества отражает биосоциальную, универсальную сущность человека, которая реализуется в трех родовых свойствах человека как мыслящего, творящего и деятельного существа, находящих свое продолжение в интеллектуальности как рациональной основы жизненных ориентаций; нравственности как смысловой направленности теоретической и предметно-практической деятельности; эстетизме как гармонизации способностей человека репрезентировать свое время, свой народ, все человечество. Эти три компонента отражают сущность интеллигентности как антропологического явления, задающего универсальный смысл человеческого существованию и функционирования.

На конкретно-историческом уровне интеллигентность, отражая многообразие социокультурных исторических практик, принимает различные формы и различное содержание. В осмыслении интеллигентности,  следуя этимологии самого понятия интеллигенция, прямо или косвенно речь идет о сопряженности разумности человека с нормативно-ценностным мышлением, составляющими, «несущую конструкцию» интеллигентного человека. Но западноевропейские мыслители в поисках определенности интеллигентности «уходят» в сферу умозрительной систематизации, восточные концентрируются на совершенствовании собственного духовного опыта, тяготеющего к мистицизму и интуитивизму, российская мысль ориентируется на текущие вопросы и господствующие интересы российского народного и частного бытия. Поскольку проникнуть во внутреннюю реальность предмета возможно лишь посредством целостного вхождения познающего человека в существующее, поскольку к постижению бытия ведет не внешний путь, ибо он дает внешнее знакомство с действительностью, к тому же ограниченное данным моментом восприятия, а путь самопознания индивида. Разум при этом включается в систему всеохватывающего интуитивно-эмоционального (сердечного) познания как необходимая, но не высшая форма постижения. Мышление представляет собой лишь идеальную связь между «Я» и бытием, реальной связью выступает сама жизнь. Отсюда опыт выступает не как внешнее познание, посредством чувственного восприятия, а опыт как освоение человеческим духом полной действительности самого мира в его живой целостности.

Поскольку процессы интеллектуальной и нравственной эволюции происходят в тесном взаимодействии, постольку рассмотренные версии интеллигентности могут быть определены не как самостоятельные типы интеллигентности, каждый из которых характеризуется специфическим пониманием и содержанием, а как фрагменты в концептуальной схеме интеллигентности, не редуцируемой ни к одной из составляющих, а находящейся в точке их пересечения.

На личностно-индивидуальном уровне интеллигентность есть не что иное, как качество, которое отражает ценностные предпочтения человека, обусловленные субъективными особенностями его психической организации. Носителем интеллигентности выступает конкретный человек, и в этом смысле данное качество представляют собой совокупность субъективных сил и способностей. Более того, человек сам определяет и формулирует свое стремление к интеллигентности как идеалу, реализующемуся как вовне (в конкретных способах поведения, деятельности, общения), так и внутри себя (в процессах собственного переосмысления). Эта избирательность есть не что иное, как проявление индивидуальности человеческого духа, основу которого составляют не только всеобщеродовые, но и индивидуальные черты внутренней субъективной реальности человека, отражающие реальность его наличного индивидуального бытия во всем богатстве и взаимосвязи его проявлений. Сама же интеллигентность может быть определена как личностно-индивидуальное качество, состоящее в обладании индивидом определенным интеллектуально-нравственно-эстетическим уровнем, специфическими психологическими чертами, обеспечивающими гармонизацию разума и рассудка с нравственными и эстетическими свойствами человека.

Интеллигентность, таким образом, представляет собой взаимообусловленное единство всеобщего, выражающего проявление родовой сущности человека, обладающей всеобщими ценностными характеристиками; особенного, включающего своеобразие конкретно-исторических особенностей духовного осмысления мира ценностей, способов деятельности и общения; единичного, отражающего субъективные особенности психической организации человека.

Отражая всю совокупность общественно-политических, национальных и культурных условий, имплицитно содержащихся в межчеловеческих, межсубъективных отношениях интеллигентность в самом широком смысле, представляет собой универсальное качество, сопрягающее в себе разумность с нормативно-ценностным мышлением человека, гармонизирующее и примиряющее разум и рассудок с волей, эмоциями, фантазиями и иными иррациональными моментами.