Право/1. История государства и права

 

 

                                                   к.ю.н., Харитонова А.Н.

Астраханский государственный университет, Россия

 

Особенности политико-правовой системы России в  XIXXX вв.

 

XIX век для политической мысли России – век особый. В центре внимания политической мысли на протяжении всего позапрошлого столетия находились два вопроса:
-       крестьянский вопрос (прежде всего, крепостное право);
-       преобразования государственного строя (переход от абсолютной монархии к конституционной монархии или установление республиканской формы правления).
В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалась во многом неизменной. Идеалы конституционной, думской монархии, не говоря уже о демократической республике, в этом веке остались недостижимыми. Однако в XIX столетии проявились некоторые факты, которые можно оценивать как ограничивающие самодержавие. Так, например, после создания в составе Российской империи Царства Польского Александр I не только допустил принятие конституции этого государства, но даже присягнул ей. Создалась ситуация, при которой монарх, самодержавный во всей империи, на сравнительно небольшой ее части становился конституционным, то есть ограниченным. Такое положение, однако, просуществовало недолго: после восстания в 1830–1831 гг., Польша потеряла признаки государственности, конституция перестала действовать. Реалии эпохи не могли не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. Появились и развивались основные направления русской политической мысли: либерализм, революционизм, консерватизм, западничество и славянофильство. Все эти характерные течения, возникшие в XIX в., в той или иной форме проявились и в последующей политической жизни страны.
В XIX столетии в политической мысли России оформляются ее основные направления и течения:
-       либерализм, ориентирующийся на идеологические принципы западных учений, выражающий интересы зарождающейся буржуазии (М.М. Сперанский, П.Я. Чаадаев); политико-правовой либерализм середины – конца XIX в.;
-       радикализм, представляющий интересы угнетенных слоев населения, обосновывающий и использующий революционные методы борьбы;
-       консерватизм, отражающий интересы помещиков, части бюрократии и интеллигенции, отстаивающий самобытный путь развития России;
-       проимператорское направление (Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев).
К числу первых ярких представителей официального российского либерализм относится М.М. Сперанский. При воцарении Александра I он получил звание статс-секретаря, в 1802 г. перешел на службу в Министерство внутренних дел. В 1806 г. произошло личное знакомство М.М. Сперанского с Александром, который оценил выдающиеся способности чиновника и приблизил его к себе. Став основным советником императора, общественный деятель получил задание разработать общий проект государственных преобразований в России. «Введение к уложению государственных законов» [7,С.1-120] М.М. Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, что существующее общественное устройство «несвойственно уже более состоянию общественного духа». В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только «облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия» [8, С.63]. Этими внешними формами, по мнению М.М. Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, то есть расширение политических прав «среднего сословия». По проекту, во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников. В Совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства. Государственный совет, по мнению М.М. Сперанского, должен обеспечивать взаимодействие всех ветвей власти в будущем механизме конституционной монархии. Следует отметить, что из всех идей М.М. Сперанского было реализовано именно предложение об учреждении Государственного совета, который начал функционировать в 1810 г. как высшее законосовещательное учреждение. Компетенция Государственного совета с самого начала была достаточно обширна: 
-       решение вопросов об установлении новых и отмене старых законов;
-       решение вопросов о внесении изменений в действующие законы империи;
-       толкование законов;
-       принятие решений в области реализации существующих законов, уставов и учреждений;
-       введение чрезвычайных внутренних мер;
-       объявление войны и заключение мира;
-       решение важнейших финансовых вопросов, включая ежегодные государственные бюджеты;
-       решение вопросов об отчуждении в частное владение государственных доходов или имуществ;
-       рассмотрение отчетов всех министров.
Анализируя компетенцию Государственного совета, можно сделать вывод, что под влиянием либеральных идей государственный механизм Российской империи подвергся реформированию, в целом оставаясь абсолютистским. М.М. Сперанский считал, что крепостное право необходимо отменить. Путь освобождения от него он видел в реформе сверху, обеспечивающей постепенное внедрение гражданских свобод. Ориентация на западные ценности и идеалы проявилась и в просветительской деятельности целой плеяды ученых, философов, публицистов, которых называли западниками: П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, П.В. Анненкова и др.Идеи западников были значительным событием общественной мысли страны. В периоды развития российского общества между западниками и почвенниками велись постоянные дискуссии, поскольку вопрос о пути развития для России всегда актуален. Радикальные теории и методы переустройства российского общества в начале XIX в. были предложены декабристами – представителями революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель свои республиканские взгляды изложил в работах «Конституция. Государственный завет» и «Русская Правда». В них обобщались такие политические понятия, как государство, народ, власть, их взаимные права и обязанности, давалась характеристика существующих политических порядков. «Русская Правда»[5,С.3-37]. предусматривала уничтожение всех сословных перегородок и установление единого сословия – гражданского. Согласно концепции П.И. Пестеля, верховная власть должна разделяться на законодательную, исполнительную и блюстительную, на местах будут избираться народные собрания. Наилучшей формой государственного устройства для России мыслитель считал унитарное государство с предоставлением права самостоятельности только Польше. Средство достижения поставленных целей П.И. Пестель видел в военно-революционном перевороте с немедленной ликвидацией монархии. 
Меньшим радикализмом отличалась программа Северного общества и его организаторов, одним из которых был Н.М. Муравьев, изложивший основные направления преобразований в государственном устройстве России в «Проекте конституции»[6, С.76].  К политическим проблемам своего времени этот общественный деятель подходил с позиций общечеловеческого разума и реального исторического опыта. Его проекты предусматривали переход от царского самодержавия к конституционной монархии. Н.М. Муравьев выступал за разделение властей и федеративное устройство России, в связи, с чем высший представительный орган – Народное Вече – предполагалось образовать из двух палат – Палаты народных представителей и Верховной Думы, представляющей субъекты Федерации. Высшая исполнительная власть сохранялась за наследственным императором, получающим статус «верховного чиновника правительства» с правом отлагательного вето при принятии законов. Н.М. Муравьев выступал за равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свободу печати. Политический застой в царствование Николая I осложнил развитие России. Передовая часть общества активно размышляла о путях и методах общественного прогресса, участвовала в спорах западников, выступавших за европейскую парадигму развития для России, и консерваторов, призывавших следовать традиционным политическим ценностям. В конце XIX столетия, в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в российской политической мысли стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены в трудах Г.В. Плеханова – основоположника первой русской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 г. в Женеве, и В.И. Ленина – одного из лидеров социал-демократического движения в России, автора известных работ «Развитие капитализма в России» [3, С.136], «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?»[4,С.340]. В этих изданиях были преодолены иллюзии народников о крестьянской общине, показана неизбежность капиталистического развития России. В последней трети XIX вв. в России начался новый этап в развитии либерализма, связанный с отменой крепостного права, судебной и земской реформацией. Представители сформировавшегося конституционного либерализма (Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов и др.) первостепенное значение придавали разработке программ правового государства, защите прав и свобод граждан, теории власти, истории политических учений. Являясь правоведами, они внесли существенный вклад в развитие российской политической науки. Б.Н. Чичерин выступал против правового закрепления претензий на социальное равенство и на помощь слабым. Он критиковал как самодержавие, так и социализм. Если свобода личности зависит от самодержавия или абсолютистского народоправия, то личность находится во власти произвола. Вот почему гражданская свобода должна быть закреплена свободой политической. Именно политическая свобода, по мнению мыслителя, является высшим развитием свободы личной. Цель социально-политического развития – избежать крайностей индивидуалистического анархизма, суметь гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную свободу и общий закон.
Таким образом, в XIX в. зародились и оформились все основные направления политической мысли, которые получили дальнейшее развитие в XX столетии. Перечислим характерные черты политической мысли позапрошлого века: 
-       необычайное разнообразие политических учений и идей;
-       преобладание крайностей (радикализм и консерватизм);
-       тесная взаимосвязь политических, философских, нравственных и религиозных идей и концепций;
-       чрезмерная  идеализация, а также мифологизация;
-       своеобразие набора и содержания поставленных вопросов и решаемых задач;
-       категоричность радикализма и консерватизма, слабое восприятие обществом либеральных идей;
-       недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации.

Что касается политической истории XX в., то в целом есть смысл кратко обратить внимание на следующие важнейшие политические события. В XX столетии в истории России произошли три крупнейших события, имевших этапное, судьбоносное значение для ее политического развития, оказавших существенное влияние на генезис политико-правовой мысли: первая русская революция (1905–1907) и создание думской монархии; революция 1917 г.; распад СССР (1991) и становление современной России.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, о том,  что многовековая история политической мысли России – длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития. [1,С.40-45; 2, С.20-22] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Белов, Г. А. Политология / Г. А. Белов. – М.: Черо, 1999. –304с.

2.     Ирхин, Ю. В. Политология / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотов. – М.: Юристъ, 2000. –511 c.

3.     Ленин, В. И. Развитие капитализма в России. Процесс образования внутреннего рынка для крупной промышленности /В. И. Ленин. – СПб., 1899 – 453 с.

4.     Ленин, В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов (ответы на статьи «Русского богатства» против марксистов / В. И. Ленин. –  Т.1 СПб., 1894. – С. 340.

5.     Пестель, П. И. Русская Правда. Наказ Временному правительству / П. И. Пестель. – СПб., 1906.

6.     Проект Конституции Никиты Муравьева //Библиотека декабристов. – 1907. – № 4. С.76.

7.     Сперанский, М. М. План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) / М. М. Сперанский. – М., 1905. 359с.

8.     Там. же.