ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ЧЕРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ
РЕАЛЬНОСТИ ХХ ВЕКА (10-Х И 60-Х
ГОДОВ)
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
А.Е. Кулумбетова, У.С. Алтаева, А.А. Джунисова
Республика Казахстан, ЮКГУ им. М. Ауезова (г.Шымкент)
Обращение к материалу стихотворения А. Ахматовой «Широк и желт вечерний
свет…» (1915 г.) [1],
прозы В. Шукшина «Думы» (1967 г.) [2], пьесы А. Вампилова «Дом окнами в поле» (1964 г.) [3]) обусловлено попыткой
осмыслить разноцветье спектрального восприятия ими своей современности, где
значимыми становятся и штрихи экзистенциализма.
Они просматриваются уже в названиях исследуемых текстов: в концепции
любви, в тягостных раздумьях героя о смысле жизни, в проблеме выбора между
естественным и неестественным началами. В исповедальном стихотворении А. Ахматовой смысл названия сводится к преобладанию
чувства покоя – части концепции
любви, побудившей наш интерес к методам изображения переживаний лирической
героини. Знаковый смысл произведения
В. Шукшина отражает чувство тревоги (здесь и далее курсив наш. –
А.К.), потому что в думы повергает человека что-то беспокоящее, требующее
разрешения. В заглавии пьесы А. Вампилова доминирует чувство естественности.
Нами комплекс методов отражения художниками слова либо сиюминутных
переживаний, либо конфликтов современников и их современных им эпох
прослеживаются в ткани всей системы изучаемых произведений [4] .
Метод изображения развязки (активного
центра, АЦ)
Какими методами изображения А. Ахматова («Широк и желт вечерний свет…»)
доносит до читателя свою концепцию любви? И какие уровни содержания и формы
активизированы при этом? Прежде всего акмеистским [5] в сочетании с чертами экспрессионизма,
постмодернизма, реализма, символизма, экзистенциализма,
что сквозит в уровне речи, или знаковом уровне (ЗУ), в конфликте как части
сюжетно-композиционного уровня (СКУ), интонации как составляющей
ритмико-интонационного уровня (РИУ), в теме – компоненте идейно-тематического
уровня (ИТУ) [6]. Так,
поэт передает остроту своих переживаний в прошлом через явление природы (солнце).
С.Д. Абишева, выделяя в монографии [7] подраздел «Солнце Ахматовой [7, с. 37-38], подчеркивает, что «описание природного
слова солнце у Ахматовой», помимо «функционирования в прямом значении»,
«тесно связано с темой любви» [7,
с. 38]. Это символ жизни, отсюда демонстрация через экспрессивную лексику
лирической героиней степени своего погружения в чувство разочарования («жила
скорбя», «слишком много») через прием гиперболы («и солнцу радовалась
мало»). В этой связке проступает интонация грусти. Мы ощущаем в АЦ и черты
метода постмодернизма: в стихотворении не борются, а сочетаются
неразрывно сожаление и удовлетворенность, перетекая друг в друга. Тема
любовного переживания, раскрытая в преобладающем драматическом ключе экзистенциализма,
реалистична. А. Ахматова подтвердила закономерность того, что «что сердце
вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может». Помимо этого реализма
психологической ситуации, «поднимающегося до символа», очевидны и функции
образа солнца, и цифры 1 (показателя новаторства, начала новой темы) в символистском
изображении развязки чувств в стихотворении.
По доминирующему методу изображения, который отразился в названии
произведения, «Думы» В. Шукшина относятся к экзистенциализму.
Обоснованием служит как трагическая интонация, так и изображаемые писателем
размышления героя о своей жизни, обуревавшее его чувство неудовлетворенности
ею. Основой признаков экспрессионизма является экспрессивная лексика,
прием повтора и функциональных пауз в изображении переживаний Матвея Рязанцева,
которые обостряют пробудившийся в нем диссонанс мирочувствования. Романтизм в воссоздании В.
Шукшиным реалий 60-х годов ХХ века передается в АЦ «Дум» через картину ночи,
луны, внутреннего контрастного переживания.
В пьесе А. Вампилова слова героя вполне однозначны в выражении
его колебаний в уже сделанном им выборе. А реакция Астафьевой определенно
неоднозначна: то ли это снисходительный смех от достигнутой цели
подвести Третьякова к выбору между отъездом и нежеланием уезжать, то ли
ироничный смех от провидения тщетности своих усилий навсегда задержать героя.
«Порядок» в АЦ предполагает согласно закону критерия художественности
«хаос» [8] в одной-двух
СЧ. Исходя из потенциального смысла АЦ, можно утверждать, что в нем доминирует постмодернистская неоднозначность. С
одной стороны, смысл хронотопической [9] ремарки («Дверь
остается открытой») раскрывает по аналогии с открытой дверью (дверь как выход
из ограниченного пространства) неопределенность дальнейших событий: неизвестно,
уйдет через два дня герой или останется с Астафьевой. С другой стороны,
открытая дверь может означать демонстрацию открытости отношений
Астафьевой и Третьякова для всех, что может послужить закрепляющим моментом
ввиду значимости для героев мнения среды. Доминирующий метод находит отражение и
в названии пьесы, в котором хронотоп дома (ограниченного пространства)
сочетается с моментом открытости (окна). Реализм ситуации в
оправданности колебаний героя и героини: их впереди ждут другие испытания на
прочность чувств. Но это уже другая история. Экспрессионистский метод в
АЦ пьесы выражается экспрессивной лексикой и приемом повтора. Они помогают
читателю понять скрытые переживания героев, что передается многоточием
(функциональными паузами) от смущения, риторическими вопросами и
восклицательными знаками, а также грубоватой лексикой («плевать»,
«ненормальный»). Так читатель осмысляет смущение героев от начинающегося нового
витка отношений друг с другом. Бессознательный поиск героями выхода из
неловкой ситуации, выбор Третьяковым своей дальнейшей судьбы – приметы экзистенциалистского
метода.
Выводы: В
результате конкретизируется нереалистический характер метода изображения в
отражении художником слова своей современности в системной взаимосвязи с
предыдущими двумя этапах исследования их системы.
Во-первых, в содержании развязки этих текстов
проступает трагическая («Широк и желт вечерний свет…» А. Ахматовой, «Думы» В.
Шукшина) и комическая интонация с элементами лирической («Дом окнами в поле» А. Вампилова).
Во-вторых, первый тип интонации свойствен экзистенциалистскому и акмеистскому
изображению. При этом наряду с доминирующим методом налицо штрихи
экспрессионизма, романтизма и символизма («Думы»), экспрессионизма,
постмодернизма, реализма, символизма, экзистенциализма («Широк и желт вечерний
свет…»). Второй тип интонации («Дом окнами в поле» А. Вампилова) соотносится с
доминирующим постмодернистским изображением в сочетании с элементами реализма,
экзистенциализма, экспрессионизма и
символизма.
Потому содержательными и формальными признаками метода изображения
являются: интонация (содержание), объектная темы как конфликт личности,
личности и среды (содержательно-формальный характер), смыслы (содержание)
повторяющихся слов, указывающих на содержание какого-либо метода изображения
(форма).
Метод изображения 1 смысловой части (СЧ,
или микрофокуса, т.е. темы).
Метод изображения стихотворения – акмеистский. Он выражается
через детали природных явлений (заката солнца с его последними широкими лучами,
нежной апрельской прохладой). «Апрель» – знак пробуждения жизни на земле, «прохлада» –
знак переходности между зимой и весной, «вечер» – знак заката дня,
«свет» – знак последних лучей солнца. Соединение этих контрастных образов
передает противоречие живых человеческих чувств. Помимо доминирующего
акмеистского метода в картинах природы и переживаниях героини раскрывается и постмодернистская
текучесть в сочетании («Нежна …прохлада»). Реалистическая картина
переживаний героини, которая рассталась с кем-то, но уже встретила другого,
основана на указанных контрастных деталях. Примечательны и признаки символистского
метода в передаче внутреннего переживания женщины («вечер», «апрель», «закат»).
Нельзя не указать и на черты экспрессионизма с его обостренными
переживаниями, напряженностью сложных чувств. Последнее говорит об экзистенциалистском
характере концепции любви А. Ахматовой.
Экзистенциалистский метод
проявляется не в изображении В. Шукшиным перипетий чувства любви молодой пары,
а в намерении изнутри раскрыть негативную реакцию людей на это естественное
прекрасное чувство. Экспрессионистский метод выражается через
экспрессивную лексику, прием повтора, где преобладают на равных символы цифр 2
(тревога) и 3 (пик, завершенность). Романтический метод основан на
раскрытии этого конфликта, обусловленного любовным чувством.
В «Доме окнами в поле» А. Вампилова внешняя сдержанность
при внутреннем волнении – признак неоднозначности доминирующего метода постмодернизма
со штрихами экспрессионистского метода с его экспрессивной лексикой и
приемом повтора в пьесе. Реалистическое обоснование сдержанности
Астафьевой – женское достоинство. Черты экзистенциализма в этой СЧ
проявляется в выборе героини своего последующего поведения.
Вывод:
Очевиден изоморфизм признаков разных методов изображения, наблюдаемых в
развязке. При этом некоторые сопутствующие методы, в отличие от главного,
высвечиваются лишь в отдельных отрезках текста (реализм в пьесе А. Вампилова
обозначился впервые в первой теме) по закономерному соотношению «хаоса» и
«порядка».
Метод изображения 2
микрофокуса, т.е. 2 темы.
Доминирующим во втором МФ новеллы «Думы» В. Шукшина является постмодернизм:
текучесть раздражения, угрозы и бездейственности. В досаде на свою
бездейственность Матвей грозится наказать все же Кольку, но этот процесс
повторяется изо дня в день. Реализм ситуации в понимании, что для
исключения из колхоза нет не только поводов, но и серьезной статьи
применительно к Кольке, видимо, не последнему работнику. Экспрессионизм
в изображении сказывается в функции восклицательного знака, экспрессивной
лексики и приема повтора, выражающих степень напряженности чувств председателя.
Экзистенциальные черты во второй теме «Дум» просматриваются в этом
тревожном настрое героя, среди ночи долго и молча сидящего, куря.
Слова прощания героя пьесы А. Вампилова
выражают его нежелание прощаться. Отсюда постмодернистская
неоднозначность переживания героя: ощущение родственности душ и нерешительность
в откровенном признании. Реалистически достоверно чувство
нерешительности ранее мало общавшихся, но явно симпатизировавших друг другу
героев. Экспрессионистский метод проявляется в экспрессивной лексике и
приеме повтора. Экзистенциальность в передаче переживаний героев находит
свое отражение в выборе героями расставания – явно нежелательного завершения
их истории.
Вывод: В этом микрофокусе высвечиваются приметы методов,
изоморфных их признакам в развязке. По принципу соотношения «хаоса» и
порядка» в «Думах» впервые
проступают черты постмодернизма и реализма,
однако при отсутствии в нем
романтических черт.
Метод изображения 1 кульминации
(проблемы, или фокуса).
И в фокусе стихотворения А. Ахматовой «Широк и желт вечерний свет…»
ярко проявляются черты доминирующего акмеизма. Если в МФ и в АЦ его
черты связывались с явлениями природы (солнце, вечер, прохлада), то в
кульминации он выражается напряженными психологическими переживаниями, тонким
их рисунком. Он создается желанием близости («Сюда ко мне поближе сядь»),
надеждой на доверие и понимание («гляди веселыми глазами»), оправданием прежних
ошибок детской безвинностью платонических увлечений. Значит, с одной стороны,
выражается желание покаяться в своих увлечениях, с другой – понимание их
безвинности, заслуживающей прощения (функция метафоры «детские стихи»). Экспрессионистское
значение придается и метафоре «синяя тетрадь». Она передает холодность
прежних увлечений, неразделенных чувств, что связано с символикой цвета. Черты постмодернистского
изображения в фокусе, проблеме, или кульминации текста «Широк и желт вечерний
свет…» в том, что герой, к которому обращается персонаж, – фигура, а
никак не личность. На самом деле, мы не
видим образа конкретного человека. Это образ нового увлечения героини, уже
повзрослевшей, переросшей платонические чувства. Реалистический момент в
изображении этапов ее переживания в том, что Ахматова описала процесс перехода от детских увлечений к
взрослым («сюда ко мне поближе сядь»).
Методы символизма (образ развития процесса любви в личности),
постмодернизма, реализма сочетаются в
кульминации стихотворения Ахматовой и выражают одну общую особенность – связь с
рассудком, пониманием, когда интонация, т.е. чувство, не выражено ярко. Экзистенциалистский
характер концепции любви поэта проявляется в мысли, что чувство любви
драматично более, нежели радостно.
Доминирует в первой проблеме «Дум» В. Шукшина экспрессионистский
метод, поскольку описывается ярчайшее переживание подростка от быстрой езды.
Подтверждение этому методу как прием повтора, так и прием
противопоставления [10,
с. 129] («в одну такую ночь…отчетливо
вспомнилась другая ночь. Она была черная, та ночь»), объединенных приемом
контаминации [10,
с. 130]. Романтический метод в этой кульминации проявляется как в остром
психологическом переживании, так и в таких его чертах, как контраст чувств и
хронотоп ночи. Экзистенциальное изображение связано с параллелью тревоги
и радости: впервые севший на коня мальчик Матвей отправился в деревню за
молоком для заболевшего брата, но забыл о брате, отдавшись чувству радости.
Неоднозначность, текучесть переживаний не только в прошлом, но и в настоящем –
примета постмодернистского мировосприятия писателя в момент создания
этой ситуации. Реалистически обосновано противоречивое восприятие героем
прошлого и настоящего: если в ту ночь в подростке верх взяло чувство восторга,
то теперь (в эту ночь), по прошествии 47 лет, взрослый Матвей Рязанцев,
«вспоминая жизнь», воссоздает «смутные обрывки», осознавая, что «думалось» ему
«как-то …ни о чем».
В проблеме пьесы А. Вампилова доминирует постмодернистский
метод, так как заключительная фраза в СЧ кульминации пьесы выражает неопределенность
эмоций Третьякова: либо это дежурная форма прощания, либо – договоренность о
встрече через день. Есть черты экспрессионизма, обусловленного
экспрессивной лексикой, вопросительными и восклицательными знаками,
функциональной паузой, приемом повтора. Реалистическое отражение
переживаний героев – в провоцировании Астафьевой чувства ревности в Третьякове,
повлиявшего на его решение. Метод экзистенциализма – в так или иначе
свершившемся выборе героя.
Вывод:
Очевидно системное проявление в фокусе изучаемых текстов признаков всех
главенствующих и дополнительных
методов.
Метод изображения
микроразвязки, или микроактивного центра (МАЦ).
Метод романтизма в МАЦ новеллы В. Шукшина связан с резким
контрастом между жизнью и смертью. Не менее важным является экзистенциалистское
изображение смерти младшего брата на покосе, к тому же сопровождающееся
трагической интонацией. Картина в МАЦ нарисована и экспрессионистическими
красками благодаря экспрессивной лексике, приему повтора, многоточиям и
восклицательному и вопросительному знакам, которые выражают степень горя семьи.
Подтверждается она доминированием символа цифры 2 (тревоги, беспокойства) в
приеме повтора.
Вывод: В МАЦе новеллы В. Шукшина не отразились
штрихи реализма и постмодернизма.
Метод изображения 3 микрофокуса
(МФ).
В 3 МФ «Дум» В. Шукшина ярко проявились черты
доминирующего постмодернистского метода в неоднозначности раскрытия
внутреннего мира героя. Реалистичны типические черты сознания и
психологии советского человека, исторические этапы советского общества. Экзистенциальность
изображения в невольной связи раздумья Матвея о своей жизни с жизнью целой
страны в период с 20-х по конец 60-х годов ХХ в., в которой смешались и
горести, и радости. Экспрессионизм в воссозданной картине передается
экспрессивной лексикой, приемом повтора, функциональной паузой, вопросительным
и восклицательным знаками.
Романтические признаки обусловлены вниманием к ночи и теме любви.
Экспрессионистский метод в третьей теме пьесы проявился в беспокойстве героев: у
Астафьевой в связи с необходимостью привести те или иные доводы, чтобы
задержать любимого человека, у Третьякова – от боязни опоздать на автобус.
Астафьева категорично высказалась против легких отношений, а ему в случае
задержки негде ночевать. Очевидны вследствие этого приметы доминирующего постмодернистского
метода в ткани всей 3 темы с ее неоднозначностью. Третьяков готов к легким
отношениям и не допускает серьезных. Астафьева – наоборот. Постмодернизм
проявляется и приемом иронии: Третьяков высмеивает заветную мечту
героини выйти замуж («Что?! Выходит, перед отъездом я должен выдать вас замуж?»
[3, с. 384]).
Функция приема иронии, насмешки – раскрыть попытку героев преодолеть зажатость
и смущение, что соотносится с психологическим реализмом в изображении
внутреннего мира Астафьевой и Третьякова. Метод экзистенциализма
в 3 МФ обусловливается выбором каждого из героев одинаковой линии
последующего поведения – решительности.
Вывод:
Налицо приметы всех главенствующих и второстепенных методов.
Метод изображения 4 микрофокуса
(МФ).
В «Думах» В. Шукшина осмысление Матвеем сути любви, этого естественного чувства как согласия
(следствия слитности родственных душ и взаимоуважения) подтверждается
примером его собственной жизни. Стоит только предположить реакцию героя в
случае несоответствия истины реальному положению вещей в чем бы это не
проявлялось! Не этим ли противоречием между традициями и реальностью
объясняется причина бессонницы героя? В этом экзистенциальность мотивировки
«хвори», сказавшейся в рассуждениях Матвея и его жены о любви в одну из
бессонных ночей. Значит, размышление о любви порождено чувством тревоги и
беспокойства. Экспрессивная лексика, прием повтора обусловливают черты экспрессионизма,
как и восклицательные и вопросительные знаки, функциональные паузы. Прием
иронии («ты никак выпил?», не «хлебнувши», «заговариваться начал?», «да не
на покосы твои, не пужайся») отражает приметы постмодернистского изображения
взаимоотношений героев. Реализм сцены сквозит в воссоздании
национального уклада четы Рязанцевых с доминантой женского начала в семье при
почитании ее главы, в деревенской простоте просьбы Алены выгнать поутру скотину
в стадо и согласии Матвея, далеком от чинопочитания и чванства. А ситуация ночи
и тема любви в этой смысловой части обозначают признаки романтизма.
Постмодернистская текучесть в переживаниях героев пьесы реалистически
объяснима. Сыграл свою роль момент суггестии активного поведения
Астафьевой: герой отказывается от своего первоначального намерения, ближе узнав
Астафьеву, тогда как она почувствовала ущемление своего женского достоинства от
упорства Третьякова в желании уехать. Существенны и приметы экспрессионистского
изображения благодаря экспрессивной лексике и приему повтора. Герои то
иронизирует друг над другом, то проявляют внимание и уважение. Метод экзистенциализма
в 4 МФ, как видим, и в трудности процесса признания в чувствах, и в выборе
каждым из героев дальнейшей поведенческой установки. Что примечательно в реалистическом
плане, никто из них не мыслит себя жителем однозначно оправдываемого ими села
или города, т.е. не представляет там полнокровной жизни.
Вывод:
В четвертой теме во всех текстах проступает изоморфизм доминирующих и
сопутствующих методов изображения,
обозначенных в АЦ.
Метод изображения 5
микрофокуса (МФ).
В «Думах» В. Шукшина доминирует экспрессионистский метод
изображения в силу экспрессивной лексики и приема повтора. Доминирующий символ
цифры 2 в приеме повтора подтверждает суть ПС 5 МФ: желания всегда связаны с
чувством беспокойства. Экзистенциалистский метод воссоздания переживаний
героя отражает осознание Матвеем на шестидесятом году жизни восприятия жизни
как противоречивого явления. Другим признаком этого метода стали его
размышления о прошлом и настоящем. Очевидны в 5-ой теме и черты постмодернистской
неоднозначности. Матвей не может понять, желанна или не желанна для него
эта хворь, нравятся ему звуки гармони или нет. Реалистически достоверно
изображение художником слова робких шагов героя в процессе раздумий о смысле
жизни по прошествии всей его сознательной жизни. Реалистичен и акцент
возрастной обусловленности его раздумий о своей судьбе. Отдельные черты романтического изображения переданы
картиной лунной ночи.
В пятой теме пьесы А. Вампилова
благодаря функции восклицательного знака в его совокупности с экспрессивной
лексикой и приемом повтора, а также со знаками (многоточием, восклицательным и
вопросительным) преобладает значимость экспрессионистского изображения. Доминирующий
постмодернистский метод связан с неоднозначностью переживаний героев:
Астафьева, побуждая Третьякова уйти («Вас кличет», «перешагнуть порог, чего
проще»), не хочет отпускать его («Они остановились под окном!»). Третьяков
понимает необходимость отъезда («…от Вас надо спасаться бегством»), но
одновременно не в силах покинуть дом («не вовремя проснулся», «Перешагнуть
порог… Это сложная задача»). Психологический реализм в обнажении
внутреннего мира героев достигается А. Вампиловым через прием контраста.
В медитации Третьякова философского плана он раскрывает противоречие в проблеме выбора. У Астафьевой – с
прорвавшимся сквозь деланное безразличие чувством радости. Герои определились с
чувством привязанности друг к другу, потому им трудно расстаться. Особенно
важно понимание Третьяковым себя, своего отношения к Астафьевой, потому что
героиня изначально проявила активность. Символика хронотопа «порог» – в
проблеме выбора с его экзистенциальным
значением:: перешагнуть и начать что-то новое, либо остановиться перед ним,
довольствуясь настоящим.
Вывод: И в пятой теме избранных произведений
отразились приметы всех методов отражения действительности художником слова,
включая и доминирующие.
Метод изображения 6
микрофокуса (МФ).
Экспрессионистский метод 6 МФ
«Дум» В. Шукшина выражается экспрессивной лексикой негативного характера и
приемом повтора. Экзистенциализм в картине 6 МФ связан с негативным
чувством при воспоминании о бедности и отсутствии детства, хотя Матвей говорит
о таком времени суток, как утро –
символе начала дня и жизни. Признаки романтического изображения проглядывают в резко негативном отношении к
утру и детству.
Доминирует постмодернизм в изображении текучести
переживаний героев пьесы В. Вампилова: Астафьева, мечтая о Третьякове, не хочет
показать и вида, Третьяков не решается на поступок, хотя осознает необходимость
его, полагаясь на активность Астафьевой. С реалистических позиций
изображения это объяснимо: слишком мало знают герои друг о друге, общение их
впервые за три года знакомства происходит на наших глазах в спешке отъезда
Третьякова. Драматург коснулся в пьесе проблемы любви с первого взгляда,
платонизма ее выражения, показывая сложность процесса сближения. Экзистенциальность
– в трудности обнажения сокровенных чувств, потому необходима действенность
поступка, активность хотя бы одной стороны. Экспрессионизм проявляется в
этих переживаниях героев, что подтверждается доминированием символа цифры 2 в приеме повтора.
Вывод: В шестой теме новеллы «Думы» В. Шукшина
не обозначились штрихи постмодернизма и реализма. Тогда как в пьесе «Дом окнами
в поле» А. Вампилова явны приметы всех методов, в том числе и доминирующего.
Метод изображения 7 микрофокуса (МФ).
Доминирует экзистенциалистский метод, раскрывающийся не только
через изображение В. Шукшиным раздумий героя «Дум» о жизни, но и через
трагическое чувство расставания с ней при мысли о смерти. Экспрессионистский метод
выражается экспрессивной лексикой и приемом повтора. Острое
психологическое переживание героя из-за
конфликта жизни и смерти – черта
романтического изображения. Признак постмодернизма проявляется в
неоднозначности чувств Матвея при воспоминании о давней ночи («тревожно» –
«сладко»). Реалистичность писателя в передаче психологического
противоречия в Рязанцеве обусловлена темой смерти – последней черты,
активизирующей в человеке думы о смысле жизни. Реалистично, что эти мысли и
чувства связаны с его социальным статусом: герой – председатель колхоза, потому
он неотделим от черт, типических и для его коллектива. Очевидно проявление
штрихов и символистского метода: в свете дум героя о жизни и смерти та
давняя ночь становится метафорой короткой жизни человека перед лицом
вечного покоя, обостряющей любовь к жизни.
Преобладание экспрессионистского метода в
вампиловской пьесе объясняется экспрессией лексики, знаков (восклицательных и
вопросительных, многоточия) и приема повтора. Очевидно и присутствие постмодернизма
в противоречивом поведении Третьякова, который хочет уехать, но не выражает это
решительно. Неоднозначно его отношение и к хору: первоначальная досада
(«Наконец-то они перестанут петь…») сменяется похвалой («Они пели неплохо, надо
признаться…»), вызывая насмешку Астафьевой. В ее поведении также наблюдаем
противоречие: после стука в дверь и сообщения о поиске педагога она
вопросительно смотрит на Третьякова в ожидании его реакции. Дождавшись ответа,
сообщает о его присутствии, что вызвало радость у ищущих его по всей деревне. Реализм
ситуации – в смешении неприязненного чувства с одобрением, с иносказанием, побуждаемом
нерешительностью героя, который не в силах поступать по велению сердца. Штрихи экзистенциализма
– в изображении А. Вампиловым «странностей любви».
Вывод: В седьмой теме в тексте «Дом окнами в
поле» А. Вампилова не обозначились штрихи символистского изображения, а в
шукшинской «Думе» налицо приметы всех методов.
Метод изображения 2
кульминации (проблемы, фокуса).
Во 2 Ф «Дум» В. Шукшина доминирует экспрессионистский метод
благодаря экспрессивной лексике, отражающей безрадостные и тоскливые раздумья
Рязанцева, и приему повтора с доминантой символа цифры 2. Признаки экзистенциального
метода – в пессимизме мировосприятия Матвея, размышляющего о своей жизни
накануне пенсии, о ее смысле, о работе, о выборе Кольки, радость которого он не
разделяет. Черты романтического изображения очевидны в контрасте точек
зрения Матвея и Кольки («заулыбался» – «усмехнулся»). Следы объектной темы в
фокусе (кульминации, или проблемы) раскрывают черты метода романтизма
(«черная ночь» – «лунная ночь»). Однако «черная ночь» детства соединила радость
(пробуждение инстинкта жизни от слияния с природой) и горе (завершилась смертью
Кузьмы). А «лунная ночь» «высветила» «стертость и блеклость» последующего
жизненного пути, выражая как постмодернистскую относительность функций
картин ночи в жизни Матвея, так и экзистенциальность изображения. Реализм
второй и главной проблемы «Дум» – в объективности передачи жизни и забот
колхозного председателя эпохи 60-х годов ХХ века, который не может однозначно
поступать и чувствовать.
Вывод: Налицо системное
проявление примет всех преобладающих и соподчиненных методов изображения во втором фокусе «Дум» В. Шукшина.
Итак, высокохудожественное, соответствующее критериям
художественности, «Широк и желт
вечерний свет…» А. Ахматовой – малое лирическое произведение, относящееся к
жанру психологической с философскими элементами элегии. По методу изображения –
акмеистское с элементами постмодернизма, реализма, символизма, экспрессионизма
и экзистенциализма.
«Думы» В.М. Шукшина – произведение малое по жанровой форме с признаками
средней, относящееся к жанру новеллы, а по жанровой разновидности – социально-психологического
и лирико-философского характера. В ней сочетаются реалистический (реализм) и
нереалистические (романтизм, экзистенциализм, экспрессионизм, постмодернизм,
символизм) методы изображения.
«Дом с окнами в поле» А.В. Вампилова – по
жанру лирическая комедия, малая по жанровой форме с чертами средней. Жанровая разновидность пьесы –
лирико-психологическая с элементами философской оценки. По методу изображения –
постмодернистская лирическая комедия с элементами экспрессионизма,
экзистенциализма, реализма, символизма.
ЛИТЕРАТУРА
1
Ахматова А.А. Широк и
желт вечерний свет... // Анна Ахматова. Исповедь. Семь поэтических книг. –
СПб.: Кристалл, 2001. – С. 87.
2
Шукшин В.М. Думы //
Василий Шукшин. Собр. соч.: В 6-ти т. – Т. 2.: Рассказы 1960-х годов/ Комм. Л.
Аннинского, Л. Федосеевой-Шукшиной. – М.: Молодая гвардия, 1992. – С. 308-313.
3
Вампилов
А.В. Дом окнами в поле // А.В. Вампилов. Избранное. – М.: Искусство, 1984. – С.
379-390 (Абишева С.Д. и др. Русская литература ХХ века: Художественный мир эпохи:
Хрестоматия. Для 11 класса общественно-гуманитарного направления
общеобразовательных школ с русским языком обучения / Сост.: Абишева С.Д., Поляк
З.Н., Асылбекова М.С., Чаплышкина Т.П., Сафронова Л.В., Агушевич Е.А. – Алматы: Жазушы, 2007. – С.
380-391).
4
Кулумбетова А.Е.,
Джунисова А.А., Садуакас Г.К., Мырзабекова А.К. Система содержания и формы лирического, эпического,
драматического художественного текста. Учебное пособие. – Алматы: Искандер,
2008. – С. 5-57; Кулумбетова А.Е., Джунисова А.А. Методология и методика
комплексного изучения четырехуровневой системы содержания и формы лирического,
эпического и драматического текстов. Сборник кейсов. – Шымкент: Алтын алка, 2009. – 84 с.
5
Бахтин М.М.
Акмеизм. Записи лекций М.М. Бахтина по истории русской литературы. Записи Р.М.
Миркиной // М.М. Бахтин. Собр. соч. В 7-и т. – Т.2. – С. 355.
6
См.: Нигматуллина Ю.Г.
Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного
направления в Казанском университете. – Казань: Фэн, 2004. – С. 62-69.
7
Абишева С. Д. Природное
слово солнце в поэтической системе // С.Д. Абишева. Поэтическая система «мир
природы»: структура и семантика. – Алматы: АГУ им. Абая, 2002. – С. 33-38.
8
Пригожин Илья, Стенгерс
Изабелла. Порядок и беспорядок//Время, хаос, порядок. К решению парадокса времени. –
М.: Прогресс, 1994. – С. 55, 57.
9
Бахтин М.М. Формы
времени и хронотопа // Вопросы литературы и эстетики. – М.: ХЛ, 1975. – С.
234-236.
10
Есин А.Б. Анализ
композиции // А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения:
Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука,
1998. – С. 127-160.
1.
Ф.И.О. докладчика -
Кулумбетова Алия Елеусизовна
2.
Ученая степень, звание -
д.ф.н., профессор
3.
Организация, должность -
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, филологический
институт, профессор кафедры русского языка и литературы
4.
Адрес 160011, Республика
Казахстан, г. Шымкент -11, пр. Тауке хана, 10, кв. 6
5.
Телефон, факс, д.т.: 8 (7252) 53-04-04
6.
E-mail: aliyaku@mail.ru
7.
Название доклада: «Экзистенциалистские черты изображения реальности ХХ века (10-х и 60-х годов) в русской литературе»
1.
Ф.И.О. докладчика -
Алтаева Улжалгас Серикбаевна
2.
Ученая степень, звание
- кандидат философских наук, …..
3.
Организация, должность -
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, филологический
институт,
…………..
4.
Адрес 1600, Республика
Казахстан, г. Шымкент -,
5.
Телефон, факс, д.т.: 8 (7252)
6.
E-mail:
7.
Название доклада: «Экзистенциалистские черты изображения реальности ХХ века (10-х и 60-х годов) в русской литературе»
1.
Ф.И.О.
докладчика - Джунисова Айнура Абдашимовна
2.
Ученая
степень, звание - нет
3.
Организация, должность -
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, филологический
институт,
преподаватель кафедры русского языка и литературы
4.
Адрес : Республика
Казахстан, 160012 , г. Шымкент, ул.
Желтоксан, д. 24, кв.55
5.
Тел.:8 (7252) 21-29-92
6.
E-mail: junisova @ mail.ru
7.
Название доклада: «Экзистенциалистские черты изображения реальности ХХ века (10-х и 60-х годов) в русской литературе»