Философия/2. Социальная философия
К.ф.н., доцент Игембаев А.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова
Принцип развития в гносеологии
Понятие
«развитие» является основополагающим в системе категорий диалектики. Его
фундаментальный, базисный характер заключается в том, что через него
определяется сущность диалектики. Понятие «развитие» составляет ядро основных
методологических принципов и неотъемлемую часть законов диалектики. С ним связано
формирование принципа историзма и разработка исторического метода в разных
научных дисциплинах /1/.
Действительно,
развитие – необходимый атрибут бытия и сознания. Оно пронизывает все сферы
действительности. Будучи объективным процессом, развитие является всеобщим
свойством материи, всех её форм движения и уровней. Развитие отличается от
движения как закономерное качественное изменение материальных и идеальных
объектов, в результате которого возникают новые качественные состояния объектов.
При этом, «Движение как более широкое понятие, чем развитие – это любое
изменение системы, а «развитие относится к виду движения, т.е. изменения,
причём к типу качественного (а не количественного) изменения»/2/.
Сущность
диалектического подхода к развитию заключается не только в признании факта, что
всё развивается, а в конкретном раскрытии многообразных аспектов процесса
развития. Ибо категория «развитие» является фундаментальным элементом мировой
философии, которая существует «столько, сколько существует философия вообще» во
взаимосвязи с различными философскими направлениями «существует в них, как
единое во многом – как общее в отдельном. Выражает их, как общее выражает
отдельное. Объединяет их, как целое объединяет свои части. Определяется ими, как
целое определяется частями. Воздействует на них, как целое воздействует на
части, актуализируя в них системные свойства». Другими словами «мыслимая как
«единое во многом», мировая философия может мыслиться и как целое, состоящее из
частей»/3/. Продолжая и утверждая вышеуказанные правильные, на наш взгляд,
положения совершенно справедливо Т.И.Ойзерман подчёркивает, что «процесс
плюрализации философских учений есть процесс обогащения философии всё новыми и
новыми идеями, процесс развития, прогресса, который не сводится лишь к дивергенции
и поляризации этих учений, но включает в себя и прогрессирующий синтез»/4/.
Исходя из
вышеизложенных мнений, дальнейшее углубление диалектической теории развития
должно, на наш взгляд, вестись в следующих направлениях: 1) создание
концептуального аппарата теории развития; анализ соотношения понятия развития с
другими понятиями диалектики; 2) определение
сущности и природы развития; 3) разработка типологии,
классификации видов и форм развития; 4) анализ соотношения принципа развития с
другими принципами диалектики; 5) рассмотрение развития как системы (структуры)
и процесса; 6) объяснение механизма развития с точки зрения взаимосвязи
основных и не основных законов диалектики; 7) исследование детерминации
развития (причин, источников, движущих сил); 8) анализ направленности развития.
Важной
гносеологической проблемой теории развития является анализ соотношения понятия
«развитие» со смежными, рядоположными и противоположными понятиями: движение,
изменение, функционирование, становление, превращение, рост, застой, эволюция,
круговорот, равновесие, возникновение и исчезновение (уничтожение), цель и т.д.
В философской
литературе долгое время велась дискуссия о соотношении понятий «движение» и
«развитие». При этом выявились две крайности: или абстрактно-логическое
отождествление этих понятий, или же сведение их к родовидовым определениям. С
точки зрения диалектической логики, на наш взгляд, различия между этими
понятиями связаны, во-первых, со сложностью отражаемых ими объективных процессов
(объективно-диалектические различия), во-вторых, с глубиной отражения процессов
объективного мира (гносеологического различия).
Соотношение
понятий «движение» и «развитие» следует, на наш взгляд, рассматривать не с
точки зрения соотношения всеобщего и частного (так как это две онтологические
категории и говорить о степени их всеобщности неправомерно), а с точки зрения
соотношения абстрактного и конкретного. При этом опосредующим звеном, как в их
определении, так и в соотношении служат понятия «изменение» и «взаимодействие».
Движение – это изменение вообще, абстрактное изменение. Развитие же – это
конкретное изменение за счёт взаимодействий элементов, для которого характерны
следующие моменты: 1) интегральный характер преобразований объекта; 2) качественное
изменение структуры объекта; 3) направление изменения; 4) необратимость; 5)
преемственность; 6) повторяемость; 7) исчезновение старого и возникновение
нового.
При этом под
механизмом процесса развития мы понимаем не его структуру, то есть совокупность
ряда составляющих элементов системы, участвующих в процессе и отвечающих на
вопросы «что развивается?» (исходный пункт) и «во что развивается?» (результат
процесса), а совокупность процессов (взаимодействие элементов), в результате
которых происходит переход от одного состояния объекта к другому: взаимосвязь,
столкновение, взаимодействие противоположностей в самом объекте, взаимодействие
объекта с окружающей средой (другими объектами), эволюционные накопления, скачки,
«перерывы постепенности», взаимопереходы количества и качества, отрицания и
т.д., то есть вся та совокупность процессов и действий, которая отвечает на
вопрос «Как происходит развитие?».
В некоторых
работах развитие рассматривается как «интегральный, системно-целостный
процесс», как «конкретно-системная реальность» /5/, для анализа которой наряду
с категориальным аппаратом и средствами исторического метода привлекаются также
понятия и принципы системного подхода. Системный подход к развитию, на наш взгляд,
раскрывает организацию субстрата развития и структуру процесса развития в двух
планах: 1) последовательной – смены уровней организации, этапов, фаз; 2)
взаимосвязи различных факторов развития – причин, источников, движущих сил,
предпосылок, условий и т.д.
Таким образом,
понимание развития как системно-целостного процесса требует, во-первых,
определения уровня организации развивающейся системы, во-вторых, анализа
природы развивающейся системы, в-третьих, определения структуры самого процесса
развития.
Результатом
комплексного (системного, целостного, интегрального) подхода к развитию
является выделение двух аспектов: развитие как динамическая система и развитие
как структурированный процесс. Развитие как систему характеризуют такие черты,
как разноуровневость, иерархичность, многоступенчатость, тип связей структурных
элементов и др. Развитие как процесс характеризует последовательность
состояний, смена этапов, периодов, переходы от одного состояния к другому,
скачки, тип генетической связи и т.д.
Развитие
является системой определённых изменений. Поэтому структура развития отражает
историческую связь изменений. Однако развитие системы нельзя сводить только к
функционированию системы. Не всякое функционирование является процессом
развития. При анализе функционирования выявляют актуальные взаимосвязи и
взаимодействия между элементами системы. Анализ же развития должен выявлять
историческую взаимосвязь функциональных изменений. Таким образом, можно
сказать, что понятие функционирования охватывает скорее поверхностный слой
явлений, характеризующих системы в целом. В то же время понятие развития
отражает сущностные, глубинные тенденции изменений. Естественно, последнее тесно
связано с категорией сущность. Ведь только сущностные изменения, связанные с
базисными элементами структуры, можно определить как развитие само по себе.
Важным моментом
диалектической теории является признание разнонаправленности процесса развития,
двойственности характера изменений. Диалектическое понимание развития
предполагает учёт разнонаправленности изменения: восходящее и нисходящее, от
старого к новому и от нового к старому, от внешнего к внутреннему и от внутреннего
к внешнему, от простого к сложному и от сложного к простому, от низшего к
высшему и от высшего к низшему и т.д.
Часто этот
момент упускается, и развитие рассматривается односторонне, только как
изменение от старого к новому, от низшего к высшему, от простого к сложному.
Важность проблемы многонаправленности конкретных процессов, составляющих
исторические процессы развития, подчёркивает Ж.Т. Туленов, указывая, что
дальнейшей углубленной разработки требуют вопросы о связи различных направлений
развития: прогрессивных и регрессивных, круговых движений, идущих в одной
плоскости, на одном уровне организации развивающей системы изменений,
направленных от низшего к высшему, прогресса и регресса и их соотношений с
круговоротами, функционирования и развития /6/.
Существенными
для характеристики направленности развития являются понятия «необходимость» и
«преемственность», которые указывают на устойчивость происходящих изменений.
Необратимость и преемственность развития являются предпосылками и условиями
поступательного характера исторических процессов, сохранения нового и удержания
связи со старым. В то же время необратимость и преемственность не исключают
повторяемости, возврата, исчезновения, уничтожения как моментов общего процесса
развития, который в целом необратим.
Отношения
направленностей развития диалектически переплетены, ибо каждый прогресс в
органическом и общественном развитии является вместе с тем и регрессом, так как
он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих
других направлениях. Определение направленности развития зависит от избранного
критерия, однако, системно-целостное определение развития, как универсального
свойства материальных систем опирается на универсальный критерий, каким
выступает уровень организации структуры.
Литература:
1.
Туленов Ж.Т. Философские
проблемы науки. – Ташкент: ТГПУ им.Низами, 2001. - С.65-114.
2.
Краткий философский
словарь. – М.: Просвещение, 1998. - С.256.
3.
Соколов А.В. Как
возможна мировая философия//Вестник Московского университета. Философия. – М.,
1999. - № 2. - С.18.
4.
Обсуждение книги Т.И.Ойзермана
«Марксизм и утопизм»//Вопросы философии. – М., 2004. - № 2. - С.111.
5.
Лойфман И.Я. Развитие
как базисная категория диалектики// Диалектика прогрессивного развития.-
Свердловск, 1976; Философия. – М.: МЭСИ, 1999. - С.36-47.
6.
Туленов Ж.Т. Диалектика
назарияси. – Тошкент: Ўзбекистон, 2001. -
С.155-161.