Ларионова Н.И., Фурин А.Г.
Марийский государственный технический университет
Применение антропологических традиций
в экономической науке
На основе системной
интеграции наук на современном этапе появляются новые научные направления
междисциплинарного порядка. Таким же образом на стыке экономической и антропологической
наук формируется новое научное направление – экономическая антропология.
Хотя экономика и
антропология как науки не сводятся к чему-то одному, они сохраняют свой предмет исследования –
природа человека, его антропологические особенности, которые существенным
образом влияют на производственную, экономическую деятельность и экономические
отношения через сферу потребления.
Экскурс в историю
позволяет осмыслить социально-экономические явления, исходя из антропологии,
экономики, социологии, философии с учетом природы человека. Каждая из
экономических школ рассматривает антропологические традиции не только как
неотъемлемую часть экономической науки, но и как основу становления всего
научного мироздания, развития естественных и общественных наук.
Основоположником термина
«антропология» является Аристотель, который в поисках разгадки меновой
стоимости обратился к природе человека. Он высказывает, что в основе акта
обмена лежит потребность в товарах, которая и становиться основой для
объяснения экономических процессов посредством
природных особенностей человека – сравнимости потребностей. Именно потребность
человека положила начало антропологическим традициям в экономической науке.
Следующим
представителем, рассматривающим антропологические особенности в экономике
является У. Петти, который выявлял сходство принципов функционирования
организма человека и общества, как экономического организма. Важным для
удовлетворения потребностей является наличие ресурсов необходимых для создания
благ. Поэтому роль энергетических, ресурсных затрат как для человека, так и для
экономики в целом находиться в основе меры ценности, поскольку ограниченность
ресурсов обуславливает их значимость.
Дальнейшим представителем
экономической науки, затронувшим антропологические особенности человека,
является А. Смит, который считал основным мотивом поведения эгоистическое
стремление удовлетворить собственные потребности и интересы, не думая об
общественной выгоде. Стремление к собственной выгоде взаимодействует с
аналогичной деятельностью каждого человека и способно привести к общественному
благосостоянию, руководствуясь принципом «невидимой руки». Результатом
становиться взаимосвязь экономических процессов и
сущности природы человека.
Во многом развитие
экономической науки было обусловлено появлением нового понятия «экономический
человек». Экономическая наука приобрела социальную окраску и позволила
сформировать теорию, центральное место в которой занимает индивидуальное
поведение потребителя, направленное на изучение экономического общества
посредством рассмотрения предпочтений и психологии людей. Изучение поведения
потребителя получило развитие в теории предельной полезности, отражающей субъективно-психологическую
оценку потребительских благ и рациональность поведения потребителя. Данная
теория нашла отражение в законах Госсена и стала
основой для становления маржинального направления экономической мысли.
Значительную роль
элементы антропологии сыграли и в институционализме.
Согласно Т. Веблену, основу общественных наук
составляют развитие и деятельность человека, а предметом экономической науки
является изучение поведения человека.
Взаимосвязь экономики и
антропологии не ограничивается взглядами представленных экономических
направлений и может быть исследована
более подробно при детальном изучении истории развития экономической мысли.
Взгляды представителей
данных экономических направлений свидетельствуют о важности антропологических
традиций в экономической науке.
Поведение людей их
субъективные предпочтения при удовлетворении разнообразных потребностей во
многом является актуальным компонентом в методологическом аппарате, применяемом
для изучения современной структуры экономики и общества.
Вторая половина ХХ начало
ХХI века характеризуется многочисленными значимыми явлениями и
тенденциями в жизни общества и экономик стран мира. Данные явления
характеризуются становлением постиндустриальной цивилизации, которая динамично
развивается и упрочивает свои позиции в настоящее время. Поскольку современный
период определен переходом от «индустриальной» экономике к «сервисной», что,
прежде всего, обусловлено повышением значимости сферы услуг, ведущую роль
принимает поведение человека. Стремительный рост потребностей человека
становиться основой быстрорастущего сектора услуг и формирования «общества
услуг». К тому же рост потребностей определяет разнообразие услуг на
современном этапе развития общества. С одной стороны, возрастает объем услуг,
специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, страховых,
юридических); с другой стороны, важную роль играют социальные услуги:
образование, здравоохранение, культура и искусство, которые являются
неотъемлемой частью в жизни любого современного человека. Необходимость
существования социальных услуг объясняется тем, что они занимают важное место в
структуре общественного производства и обеспечивают удовлетворение
как первоочередных потребностей человека, так и участвуют в формировании
человеческого капитала.
Таким образом,
антропологический подход, характеризующийся, прежде всего потребностями
человека и их структурой, может стать эффективным инструментом при изучении
отраслевой структуры экономики на современном этапе.