Алтибаев Э.Х., Ниматуллаев И.А.
Наваийский Государственный Горный
Институт
ЛИНЕЙНАЯ ДИСКРЕТНАЯ ИГРА С ИНТЕГРАЛЬНЫМИ
ОГРАНИЧЕНИЯМИ
Аннотация. Изучается линейная дискретная игра преследования в
случае, когда на вектор управления игроков наложены суммарные ограничения.
Найдены достаточные условия для
разрешимости задачи преследование, когда матрица линейности имеет диагональную
форму.
Изучению линейных дискретных
управляемых систем посвящено много работ. В работе [1] рассматривались линейные
дискретные игры со многими преследователями, и предложены достаточные условия, а в случае одного
преследователе – необходимые условия для возможности завершения преследования
из всех точек пространства, когда на управление убегающего суммарное
ограничение. В работе [2] выяснена структура области достижимости и
управляемости линейных дискретных управляемых систем при различных ограничениях
на управление в случае, когда область управления одномерна и удовлетворяет условию Кальмана. Подобные модели возникают,
например, в технике при исследовании импульсных управляемых систем (где
управляющие сигналы могут быть ограничены по величине или интегрально.
В
настоящей работе изучаются линейная дискретная игра преследования, когда на
вектор управления игроков наложены суммарные ограничения. (Под этим понимается
дискретный аналог интегрального ограничения
[2]).
Рассмотрим следующую
дискретную игру
, (1)
где номер
шага – постоянные матрицы соответствующих
размерностей, управляющий параметр преследователя, – управляющий параметр убегающего.
В процессе движения значения вектора
управления преследователя должны удовлетворять условию
(2)
а значения
управления убегающего – условию
(3)
где . Условию
(3) естественно назвать суммарным ограничением.
Цель
задачи преследования для игры (1)-(3) состоит
в осуществлении равенства при
некоторым где траектория, являющаяся решением уравнения (1) с определенным начальным
условием , когда игроками выбраны какие-то конкретные
способы управления параметрами и . А цель убегающего – противоположная.
Последовательность назовем управлением
убегающего игрока, а отображение –
стратегией преследователя. Траектория , порождаемая начальным состоянием , стратегией и
управлением , определяется как решение задачи Коши
По определению, в игре (1)-(3) из точки
можно
завершить преследование, если существует стратегия преследующего
игрока такая, что для каждого управления траектория , порождаемая и , удовлетворяет условию при
некотором .
Будем предполагать, что . Тогда имеют место
Теорема 1. Если
, то в игре (1)-(3) из некоторых начальных точек пространство
невозможна завершить преследование.
Теорема 2. Если , то в игре (1)-(3) из
всех начальных точек пространство возможна завершить преследование.
Теорема 3. Если и , то в игре (1)-(3) из всех начальных точек пространство
возможна завершить преследование.
Из теоремы 1-3 вытекает
Теорема 4. Если , то в игре (1)-(3) из всех начальных точек пространство
возможна завершить преследование тогда и только тогда, когда .
Литература:
1 .Ибрагимов Г.И. О
задачах линейной дискретной игры преследования.// Математические заметки, Т. 77, №.5, 2005.
Москва. с. 707-718.
2. Сиротин А.Н., Формальский А.М. Области достижимости и управляемости
линейных управляемых систем. // Известия
академии наук. 1996. 304 p.