Лю Янь

Аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств (г. Минск, Беларусь)

Хоровое образование Китая второй половины XX начала XXI стст.

 

Процесс развития музыкального образования после создания Китайской Народной Республики можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап (1949 – 1966 гг.) – социалистическое китайское искусство. Это время значительных и стремительных изменений в общественно-политической, экономической, культурной, образовательной и других сферах страны. По мере реформирования старой системы образования и создания новой правительством было принято ряд законов об образовании, определившие место и роль музыкального и эстетического образования.  «С помощью искусства музыки и песни необходимо воспитывать человека нового общества» [5, с.15].

Однако одним из острых вопросов стоял вопрос качественного преподавательского состава, а также наличия дирижеров-практиков высокого профессионального уровня. В связи с этим в 1956 году на базе Китайского центрального музыкального колледжа и Шанхайского музыкального училища были открыты дирижерские факультеты. Появилась  первая учебная программа по дирижированию, в которой подробно раскрывалось содержание занятий и методики их проведения, были очерчены требования к экзаменам и определены формы контроля знаний. Выпускники этих учреждений внесли неоценимый вклад в развитие китайского хорового исполнительского искусства.

Следует отметить, что в первые годы образования Китайской Народной Республики одним из важнейших факторов развития музыкального образования было заимствование системы и методики обучения, характерной для Советского союза. Советские специалисты приглашались в Китай для чтения лекций, проведения мастер-классов, что оказало огромное влияние на формирование профессиональных качеств будущих дирижеров. Кроме того, именно на данном этапе появляются первые теоретические публикации китайских авторов, связанные с дирижерским исполнительским искусством, техникой дирижирования (работы Жэнь Цэ, Чжан Миньцюань и др.).

Таким образом, в области дирижерского искусства появились первые  профессиональные хоровые дирижеры. Тем самым была заложена основа для дальнейшего развития исполнительского искусства Китая.

Второй этап  (1966 – 1976гг.) – это эпоха такого неоднозначного периода истории как Культурная революция. Период десятилетнего спада деятельности в области музыкального искусства, а также в развитии музыкального образования. Творческий процесс деятелей всех видов искусства был сильно ограничен и заполитизирован. Большинство хоровых произведений, написанных на стихи Мао Цзэдуна, имели тесную связь с политической обстановкой внутри страны и яркую политическую окраску. В действительности это было реальное отражение развития общества. Вместе с тем, в это же время появилось много хоровых произведений, основанных на древних китайских темах и музыкальном наследии национальных меньшинств Китая.

Третий этап (1976 – 1986 гг.). После предложенного на 11-й сессии  Всекитайского народного собрания освобождения  идеологии от всего, что связывало свободу мысли, были выдвинуты на обсуждение и вопросы искусства. На государственном уровне была признана неоценимая польза эстетического воспитания (включая музыкальное) в школе. Создавались            специализированные советы, которым было поручено изучать вопросы, касающиеся искусства, эстетического воспитания и образования.

Однако профессиональное исполнительское искусство в стране находилось в стадии восстановления (исследователи 1977 год называют годом возрождения), поэтому и в сфере хорового образования существовало ряд проблем. Современный уровень обучения требовал научно-методических и теоретических разработок в области хорового исполнительского искусства, а также высокопрофессиональных преподавателей.

Надо отметить, что в образовательном процессе все же происходили некоторые изменения. Так, в 1980 г. в Центральной  консерватории и Шанхайском музыкальном училище были восстановлены дирижерские факультеты. В 1982 году  министерство образования предложило двухлетний (трехлетний) план обучения для педагогических специальных учебных заведениях, определив количество часов по предметам специального цикла (хоровое исполнительство,  дирижирование). Таким образом, на данном этапе были предприняты попытки восстановления утраченного опыта подготовки специалистов в области хорового исполнительского искусства.

Четвертый этап (1986 – 2006 гг.). Во второй половине 1980-х гг. на государственном уровне было проведено ряд мероприятий, которые способствовали дальнейшему развитию музыкального образования в стране и музыкального искусства в целом. Так, Государственная образовательная музыкальная комиссия обсудила вопросы реформирования и развития музыкального образования, что оказало в последующем значительное влияние на становление новой системы музыкального образования. Необычайно важен факт создания Совета по хоровому исполнительскому искусству, в состав которого вошло 2000 человек – это представители 30 провинций, городов, других административных районов. Деятельность Совета в настоящее время охватывает все провинции Китая. Создание такой организации в Китае стало решающим в придании хоровому пению доминирующей роли в музыкально-исполнительском искусстве страны.

Постепенно учебные программы насыщались специальными дисциплинами, вводились лекционные курсы. Вся эта деятельность указывала на стремление преподавателей дирижерского искусства и хорового пения к достижению высоких результатов в работе, подчеркивала значимость этого вида музыкального искусства. Благодаря лекциям Ма Гэшунь, Цю Ли,  Ян Хуннянь,  У Линфэнь и других профессионалов начала складываться своя методика обучения хоровых дирижеров, что способствовало созданию ряда хоровых исполнительских коллективов.

В 1996 году был предложен проект новой программы специального обучения в высших заведениях. Преимущество программы 1982 года в значительном увеличении часов по специальным дисциплинам – это хоровое исполнительство и дирижирование (см. таблицу). Кроме того, были четко сформулированы умения и навыки, а также раскрыто содержание обучения.

 

 

1982 год

1996 год

 

Время занятий

2 год обучения

3 год обучения

 

58 учебных часов

88 учебных часов

 

 96 учебных часов 108 учебных часов

 Больше на 38 учебных часов

Больше на 20 учебных часов

 

В 2002 г. в китайской консерватории был создан дирижерско-хоровой факультет, который возглавил выдающийся дирижер, педагог У Линфэнь. Надо сказать, что на сегодняшний день высшее хоровое образование достигло высокого уровня развития. Наряду с заимствованным опытом все большее значение приобретает развитие своих национальных педагогических методик и методических разработок. С развитием экономики и политики реформ открытости, с новыми достижениями постепенно формируется система музыкального образования, обладающая своей национальной спецификой. Особенностью хорового образования на всех этапах его развития была тесная связь с общественно-политической жизнью страны.

 

ЛИТЕРАТУРА

4. Ван Юйхэ. История музыки Китая нового времени / Ван Юйхэ . – Пекин. – 1984.

5 Лю Пэй. Музыкальная образовательная литература в современной школе (1949-1995) / Лю Пэй. – Пекин. – 1998.