Аспирант Панов
А.А.
Российская международная академия туризма, Россия
Экологическая этика
как компонент профессиональной подготовки менеджеров по туризму
Экологическая
этика охватывает довольно широкой круг проблем: она рассматривает нравственные
отношения человека и окружающей среды во всем их многообразии. Расширяя
диапазон традиционных моральных принципов до отношения человека к природе в
целом, вырабатывая нравственные нормы его поведения как в жизненных (бытовых)
ситуациях, так и в профессиональных, экоэтика формирует новую ментальность
человека по отношению к среде обитания и к самому себе, к самому человеку. Но
всё же экологическая этика – это не этика отдельной личности и этика общества,
основанная на экологических императивах культуры, а это этика человеческой
деятельности, направленной на сохранение и развитие природного и человеческого
бытия.
Экологическая
этика возникла как междисциплинарная область таких наук, как экология и этика,
основой ее можно считать новое отношение к природе как ценности, носящей во
многом этический характер. В древности этический аспект отношения к природе
рассматривался сквозь призму человеческого бытия известными учеными-философами.
С появлением экологии как отдельной науки в 19 веке стало возникать и
экологическое отношение к проблемам человека и общества. Поскольку этика – это
сфера регулируемых ценностями и императивами
отношений человека, то экологическая этика – это этика отношений
человека к окружающей среде.
Под
экологической этикой понимается совокупность нравственных принципов
взаимодействия человека и природы, обеспечивающих целостность экосистем и достойное
качество жизни человека. Экологическая этика опирается на определенные
положения, сложившиеся в культуре взаимодействия человека и природы на протяжении
длительного исторического развития и получившие название экологической
культуры.
Появление
экологической этики связывают с докладами Римского клуба, обосновавших
необходимость осмысления причин и последствий экологического кризиса, а также
поиска социально-приемлемых способов его разрешения. Представители этого
течения Д. Козловский, Д. Пирс, Т. Кнефир, Я. Тинберген,
Х. Ролстон и другие сосредотачиваются на морально-этической проблематике,
отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим развитием мира.
В 80-х гг. ХХ в. к идеям
экологической этики обращается первый президент Римского клуба А. Печчеи в
известной работе «Человеческие качества». Идеи экологической этики он связывает
с идеями Нового Гуманизма, способного обеспечить трансформацию человека, совершенствование
его человеческих качеств, возвышение, одухотворение внутреннего мира. Чтобы
реализовать принципы экологической этики и добиться счастливого сосуществования
с природой, следует сконцентрировать свои интересы на стремлении быть, а не иметь.
Это позволит жителям планеты обрести цель, но эти задачи, по мнению Печчеи,
могут быть решены только в обществе социальной справедливости, модель которого
и описывает он в своей работе.
Достаточно большой интерес сегодня вызывают материалы Сеульской
международной конференции, состоявшейся в 1997 г., на которой была принята
обширная Декларация по экологической этике. В ней отмечалось, что никакого
устойчивого развития биосферы, сопоставимого со скоростью развития человечества,
быть не может. Основная деятельность людей должна быть направлена не на
экстенсивное развитие цивилизации, а на сохранение естественной биосферы в
невозмущенном состоянии, поскольку именно она обладает свойством восстановления
утраченных экосистем. Эта декларация, вслед за А. Печчеи, связывает
этические принципы взаимодействия человека с природой, с социальными принципами
жизни людей. В Декларации говорится, что сохранить нашу планету сможет лишь
сообщество истинно равноправных стран, строящих свое взаимодействие с Землей и
взаимоотношения между собой по законам природы, науки, справедливости,
сообщество, нацеленное на сохранение и совершенствование человечества.
Экологическая этика является
одновременно и практической дисциплиной (ее рассматривают как часть прикладной
этики) и нормативной дисциплиной. Оказывается, что многие экологические
проблемы, такие как загрязнение
окружающей среды, уничтожение дикой природы, изменение климата и
другие не поддаются решению с помощью
научно-технологических средств. Это практически социальные проблемы и их
решение возможно при условии таких мировоззренческих позиций и ценностей, из
которых бы вытекало признание людьми своих моральных обязательств по решению
этих проблем. Состояние окружающей среды, в особенности природных территорий,
городских и туристских рекреационных зон, лесопарков, лесов подчас удручающе,
что свидетельствует о низкой экологической грамотности населения в целом.
Скворцов А.А. описывает четыре
типа отношений между человеком и природой.
1) Безнравственное, злое
отношение. Оно встречается достаточно редко (поджег леса ради забавы, убийство
животных и вырубка леса с целью демонстрации силы и т.д.).
2) Отношение утилитарное, самое
распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе
только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.
3) Отношение к природе:
теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому
нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача – искать
объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все
мироздание.
4) Отношение эстетическое.
Однако А.А. Скворцов считает
первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый –
недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения
человека к природе – утверждение человеческого начала в космосе и космического
в человеке. Ее принципы включают в себя: неразделимость человека и природы, отношение
к природе как источнику материальных и духовных ценностей человека, его
совершенствование, потребность в общении с природой с целью наслаждения ее
красотой и стремления раскрыть ее загадки, формирование здорового образа жизни,
гуманное отношение к миру в целом.
Основными принципами экологической
этики, как показывает анализ работ по данной проблематики, служат:
·
принцип коэволюции природы и общества;
·
принцип поддержания природного
разнообразия, в том числе и путем создания искусственных природных систем;
·
принцип учета экологической оценки
принимаемых решений на любых уровнях управления;
·
принцип экологической справедливости
(ко всем людям и народам);
·
принцип критического отношения к своим
эколого-этическим знаниям;
·
«человек должен думать о будущих
поколениях».
Туризм как социальное явление формирует
особое отношение к природе и культурно-историческому наследию общества.
Принципы экологического отношения к окружающей природной и культурной среде
заложены в ряде международных документов (Хартия туризма, Глобальный этический
кодекс туризма). Поэтому, в профессиональной подготовке менеджеров по туризму
уделяется большое внимание изучению специальных дисциплин, формирующих
экологическую грамотность будущих специалистов («Экология», «Рекреационные
ресурсы», «Экологическая этика», «Экологический менеджмент» и др.), а также
реализации в процессе обучения экологической тематики в исследовательских
работах студентов (проектах, курсовых работах, дипломном проектировании). При
этом экологическое обоснование туристских туров, анимационных программ и других
объектов проектирования является одним из критериев оценки работы.
Содержание дисциплины «Экологическая
этика» для студентов туристского вуза состоит из следующих разделов (тем):
проблемы экологической этики в XXI веке;
исторические предпосылки возникновения экоэтики; моральные принципы и ценности
экоэтики; экологическая грамотность человека и общества; экологическая этика в
туризме; природа как рекреационный ресурс; этико-экологические проблемы в
туристской деятельности.
Литература
1.
Дедюлина М.А. , Папченко Е.В. Прикладная этика: учебное
пособие. Таганрог: изд-во Технологического института ЮФУ, 2007. 112 с.
2.
Основы экологической этики: учеб. пос.
/ под ред. Т.В. Мишаткиной, С.П. Кундаса. Минск: МГЭУ, 2008. 292 с.
3.
Печчеи А. Человеческие качества. М.:
Прогресс, 1985.
4.
Моисеев Н.Н. Логика
динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999.
№4. С.10-16.