Дробязко Н. В., Ермекбаева А. Т.

Южно – Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Казахстан.

Проявление изоморфизма жанра и жанровой разновидности в активном центре, прогностическом микрофокусе (на материале «Бедных людей Л. Н. Толстого).

«Бедные люди» (1908) /1/ Л. Н. Толстого – прозаическая переработка одноименного стихотворения В. Гюго из цикла «Легенда веков» (1859-1883). В данной статье мы через системный анализ /2/ раскроем особенности жанра, жанровой разновидности, стилевых особенностей произведения Л. Н. Толстого. Конкретная формулировка идеи, фабулы, метода и жанровой разновидности исходит из постижения смысла названия через выявление доминирующих уровней содержания и формы. Знаковый уровень (ЗУ) на основе толкования слов «бедные» и «люди» формирует знаковый смысл. Он – в сочувствии. Антонимичность в названии (бедные – люди) раскрывает спор между социальным и антропологическим: является ли бедность критерием духовности и, обязательно ли духовный человек  должен быть неимущим? Примечательно высказывание Толстого: «Несообразность между положением человека и его моральной деятельностью есть вернейший признак истины», что свидетельствует о нереалистическом художественном методе, конкретные признаки которого обозначатся в активном центре. «Противоречие между внешней непритязательностью и душевной значительностью является тем оригинальным толстовским способом обрисовки характеров, который был открыт писателем уже в начале его творческой деятельности» /3/. Содержание текста помогает глубже понять это противостояние, указывая на главенство и сюжетно-композиционного уровня (СКУ). Фабула проступает как конфликт сочувствия и осуждения. Адекватная фабула и в одноименном произведении Ф. Достоевского.  Социальный аспект, однако, отсутствует в названии повести Н. Карамзина «Бедная Лиза». В нем предполагается антропологический спор: бедная – счастливая и улавливается сентименталистское изображение.

Настоящее время (НВ), отграничивающееся по второму из восьми критериев – по последним событиям и переживаниям в жизни героини, начинается со строк  третьего абзаца («Спать еще рано» /1, С.299/) и длится до конца повествования. Очевидны в этом черты малой жанровой формы – экспозиции без кульминаций и микроразвязок. В «Бедных людях» Толстого свойственное нереалистическому методу противостояние сильной духом личности (Жанна и ее муж) среде (бедность рыбаков, бушующее море, холодная погода) изоморфно подтверждает первое наблюдение в названии о характере изображения. Конкретное содержание и тип (объектной темы – ОТ) этот конфликт обретает на следующем этапе анализа, который предполагает исследование активного центра – АЦ (развязки) – в прямом движении. АЦ в «Бедных людях» – это заключительная часть диалога Жанны и мужа, выражающая одновременность в повествовании переживаний героев и их диалоге. Отделяется развязка от предыдущей кульминационной части тематическим принципом. Диалог Жанны, мучающейся свершенным без ведома мужа поступком, но при этом понимающей свою правоту, и мужа, вернувшегося с неудачной ловли, сменяется другим тематическим отрывком – благополучным разрешением ее душевных терзаний. Четыре ситуации (молчаливое выжидание Жанной ответа мужа; рассуждения рыбака о том, как поступить с детьми покойной соседки; непонятное для рыбака поведение жены; решительность Жанны, раскрывающейся перед мужем) – признак преобладания малой жанровой формы. Другие ее черты – малый объем АЦ (двенадцать предложений), участие одного главного (Жанна) и основного второстепенного (рыбак) героев при упоминании другого второстепенного – детей соседки. 

Тип начальной синтагмы в АЦ («Жанна замолчала») – социально-психологический. Последнее предложение не содержит авторских антонимов («Вот они, – сказала Жанна и отдернула полог»). Потенциальный смысл его – в активности; антоним – пассивность. В тексте АЦ одна пара реальных знаков («ступай» – «не двигалась») – ключевая в конкретизации социально-психологической ОТ борьбы между активностью и пассивностью. Романтическое изображение проглядывает в победе духовного единства супругов над социальными невзгодами: муж Жанны, несмотря на неудачную ловлю (а это голодный день), оказался духовно родственным с ней в сопереживании детям-сиротам покойной соседки. Эмоциональная лексика («замолчала», «нахмурился», «как-нибудь перебьемся», «отдернула полог», «не двигалась»), обилие восклицательных и вопросительных знаков (экспрессия) способствует раскрытию и экспрессионистских тенденций. Наше внимание привлекает потенциальный знак «полог». Если раньше, уложив детей соседки на кровать, Жанна, безвестно ожидающая реакции супруга, «торопливо задергивает полог» /1, С.300/, то после раскрытого намерения мужа «отдернула полог». Социально-психологическая функция знака, мастерки используемого Толстым, – отобразить противоречивое душевное состояние героини, скрывающей, а затем «обнажающей» свой поступок: в ней борются два исконно женских начала – жены и матери. Потому полог одновременно – символ и завесы как защиты детей от враждебного внешнего мира (авторское сочетание его с эпитетом «белый»), и стену непонимания и отчуждения между супругами. Такой синтез контрастных функций – следствие романтико-реалистического стилевого синтеза, обусловленного повествовательной интонацией и авторской установкой в развязке. Первичный читательский смысл (ПЧВ), проистекающий из адекватной нашей оценки потенциального смысла АЦ, – в восхищении активностью героев. Как видим, перед нами рассказ, детерминированный этим «порядком» в развязке. Действительно отсутствие «загвоздки» («хаос» Затонский Д.В.) в восприятии текста: неожиданное поведение Жанны удивляет мужа, но не нас, читателей. Нас, сопереживающих отчаянному поступку самоотверженной женщины, интересует только, какой окажется реакция бедного рыбака. В «Бедных людях» Толстого активны лишь два главных героя. Как видим, простые односоставные предложения Толстого связаны с замыслом автора отразить как волнение героини и усталость ее мужа, так и согласие супругов, понимающих друг друга «с полуслова». Так проявляется связь жанровой формы с жанром рассказа.

В обратном движении от АЦ при вторичном прочтении проступают девять микрофокусов (микротем) и один фокус (кульминация), тематически обособленных друг от друга. В связи с ограниченным объемом статьи, рассмотрим кульминацию – фокус (Ф)  «Бедных людей».

 Диалог возвратившегося с неудачной ловли рыбака и его жены (двадцать девять предложений) обозначен нами как Ф. Три ситуации с неразрывностью в них родовых элементов – возвращение рыбака с неудачной ловли из-за непогоды; попытки Жанны скрыть свое волнение; старания жены донести до мужа несчастье, приключившееся с соседкой Симон, – определяют преобладание малой формы. Оно не исключает и появление второго героя – мужа. Тип начальной синтагмы («Дождь…» /1, С.300/) – социально-психологический. Последнее предложение без оппозиций («Один еще не говорит, а другой чуть начинает ползать» /1, С.301/) акцентирует внимание на беспомощности детей соседки. Им обуславливается социально-психологические противоречие беспомощности и защищенности. Потенциальный смысл – в беспомощности, которая активизирует естественное желание Жанны и мужа защитить, оградить от напасти сирот. Эта проблема адекватна сути объектной темы, потому получает острое звучание в обнажении романтического изображения. Появляется муж, ранее только упоминаемый, проявляясь как натура широкая, не любящая унывать и бездействовать, что отражается в его экспрессивной речи: «Дрянь, совсем дрянь!», «Плохо, плохо!..»), облике («смуглый рыбак»). Неоднозначное поведение героини, чувствующей невольную вину перед мужем и одновременно осознающей свою правоту, отражая веяние постмодернистского изображения, послужило реалистической мотивировкой замедленной реакции Жанны на решение мужа взять сирот к себе.

Выводы по системному анализу жанра рассказа классической прозы на примере «Бедных людей» Л. Толстого.

«Бедные люди» Л.Н. Толстого по жанру рассказ, относящийся к  социально-психологической жанровой разновидности с философскими тенденциями (философский характер трех МФ). Исследование потенциальных смыслов всех смысловых частей прояснило инвариантную тему произведения. Утверждение в качестве прекрасного сочетания духовности, естественных чувств и равенства в социальных отношениях. Толстой – проповедник «прекрасного образа семьи» («Анна Каренина»), что нашло отражение и в идее «Бедных людей». Пересматривается в связи с этим и название: «люди» – знак не только настоящего человечного, но и знак общего, единого – духовного родства. Стиль «Бедных людей» Л.Толстого проявляется при дополнении ОТ и ИТ, «принципе художественной приближенности» (Гаджиев А.А.), позволяющем детально изобразить события одного дня, в свете которого зримы переживания Жанны в ограниченных пространствах (хижина ее и соседки, берег). Это свидетельство реалистического типа мышления. Однако при активизации романтического содержания в структуре эстетического идеала (социальный мировоззренческий принцип противопоставляется антропологическому и просветительскому, когда Л. Толстому важна духовная динамика главной героини, вступающей в конфликт с социальными условиями – бедностью), при сочетании повествовательной интонации в АЦ и РДЗ в нем возникает явление стилевого романтико-реалистического синтеза. Значима и синтезирующаяся система образности. Жанна – реалистический психологический образ. Но вместе с тем Жанна и ее муж, с защищенными детьми и домашним уютом, являют собой символ идеальной семьи. Муж – пример символического образа (рыбаки – народ вольный и смелый). Неслучайно муж Жанны больше находится на море, с бурей, со свежим ветром, олицетворяя собою широкую и свободную от предрассудков натуру. А жену его писатель изобразил «колеблющейся» между пространствами: она то у очага в хижине, то в мрачной избушке, то на холодной улице – этим передается ее психологическое состояние. Правда, постоянное место Жанны – у очага в хижине. Как видим, Толстой преобразовал функцию хронотопа, выявляя ограниченным пространством роль Жанны как идеальной жены. Дети – социальный и символический тип образности одновременно. Так они  реально – бедные дети умершей соседки, и они же – символ чистого, светлого, невинного, символ будущего. Романтический метод изображения передан непримиримым контрастом социального и антропологического (определившимся еще в названии) в первом по четвертый микрофокус, антропологического и просветительского – в пятом, шестом микрофокусах и Ф. При горестных мыслях женщины о своей тяжелой жизни, о бедноте, тревогах за мужа, сострадании к маленьким детям мертвой соседки, переживаний за свой несколько безрассудный поступок возобладает духовное понимание супругов. С романтическом методом сочетается и экспрессионистский, проявившийся в эмоциональной заостренности переживаний героини и экспрессивной лексикой трагического плана, и постмодернистский, диктующий неоднозначным поведением и колебаниями Жанны, и символистский, проступивший в образах жизни (дети) и смерти (лежащая соседка).  

Подытоживая, считаем, что «Бедные люди» Л. Толстого рассказ социально-психологический с философскими тенденциями при проявленных приметах классической малой формы. При романтико-реалистическом стилевом синтезе метод изображения – романтический с экспрессионистическими, символистскими, постмодернистскими тенденциями.

Литература:

1        Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. Т. 14. Повести и рассказы 1903-1910. – М.: ХЛ, 1983. – С. 299-301.

2        Кулумбетова А.Е. Система малой и средней эпической формы: Аспекты исследования. Монография. – Шымкент: ЮКГУ, 2006.

3        Храпченко М.Б.  Лев Толстой как художник. – М.: ХЛ, 1971. – С. 24.