Сарсекеев Масат Мукашевич
Кандидат политических наук (PhD- докторант)
г Алматы, Республика
Казахстан
ИНСТИТУАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Механизмы разрешения этнополитических
конфронтации состоят из трёх относительно самостоятельных процессов:
предупреждение возникнове-ния напряжённости; контроль за процессом протекания
конфронтации, во время которого общественность получает информацию о том или
ином событии и вырабатывает определённое отношение к нему; непосредственное
урегулирование конфликтогенных проявлений. [1]
В научной литературе проблематика разрешения
социально-политических конфронтации занимает особое место. При анализе этих
проблем основное внимание уделяется вопросом использования таких способов и
методов регулирования социально-политических противоречий, которые наиболее
эффективным образом могли бы решать проблемы снижения напряжённости в
общественной жизни.
Концепция институализации конфронтации
является теоретическим обоснованием того реального механизма разрешения и
урегулирования этнополитических противоречий, которые функционирует в условиях
существования демократической системы. "При каких социальных условиях
возможно значительное смягчение противоречий и эффективное их разрешение,
использовав их в качестве катализаторов общественного прогресса. Это достижимо
там и в той мере, в какой социально-экономическая и политическая системы при
нормальном функционировании своих институтов способна обеспечить реализацию тех
функций конфликта, которые имеют позитивный потенциал. Иными словами, если есть
институциональные возможности для выявления и столкновения интересов, для
легального выражения протеста, то вероятность внеинституциональных и насильственных
конфликтов сравнительно невелика". [2] Следовательно институализация конфронтации представляет многофакторный процесс,
имеющий своей целью предотвращение не легитимных конфликтных столкновений и
организацию в рамках конституционно-правовых принципов и процедур нахождение
компромиссов путём предоставления легальных каналов выражения своих интересов.
Институализации конфронтации
способствует следующие условия: существование плюрализма в экономической и
социальной жизни общества; определённый консенсус между основными
общественно-политическими структурами; наличие институтов власти и гражданского
общества, способные регулировать и разрешать противоречия между социальными
группами, обеспечивать правовую основу проведению дискуссий и принятия решений;
существование в обществе базового единства, общей заинтересованности граждан в
сохранении политической стабильности и социально-экономическом благополучии, в
законодательном обеспечении прав личности.
Немаловажной составной
частью механизма разрешения этнонацио-нальных противоречий является
политическая культура, основанная на демократических ценностях. Именно в
культуре политического плюрализма складываются принципиальные условия и
возможности для регулирования разнообразных социально-политических конфронтации.
Среди них следует выделить приоритетную ориентацию на преимущественное
использование ненасильственных методов регулирования, а также применение
юридических инструментов в разрешении противоречий, поскольку
нормативно-правовые положения могут выполнять функции объективного ориентира и
обеспечивать интеграцию общества в преодолении конфронтационных разногласий.
В Казахстане рост национального самосознания наблюдался в конце
1980-х годов. Это проявилось в возросшем интересе к изучению родных языков,
возрождению обычаев и традиций, обращению к национальной истории. Возглавили
эти процессы представители национальной интеллигенции. Резкий всплеск
национальных движений было связано с тем, что многие представители
многонационального Казахстана подверглись депортации тоталитарным режимом. Пробудившийся
интерес к своим национальным корням был вызван и возросшей инициативой снизу,
который направлялся национальной интеллигенцией. Эти процессы, первоначально
стихийные, приобрели организованный характер и вскоре получили
институциональное оформление. Возникли национально-культурные центры в местах
компактного проживания диаспор. Почти все этносы, проживающие в Казахстане,
создали свои организации, которые стали центрами возрождения национальных
культур, помогавшие в очень непростое время распада союзного государства,
пережить возникшие трудности переходного периода. Этнокультурная
институализация стала возможной в результате двустороннего процесса, когда
инициатива диаспор была поддержана наверху. Получив официальное оформление,
национальные центры способствовала возможности реализации культурно-духовных
запросов и интересов многочисленных диаспор Казахстана, что, безусловно,
привело к снижению напряжённости в
межнациональной сфере в пост перестроечной жизни нашей республики.
Однако рост национального
самосознания не ограничился только культурно-духовной сферой. Наряду с
вопросами развития национального образования, культуры, языка стали подниматься
и проблемы политического характера. Политическую активность проявили
представители этнических движений, выражавшие интересы казахов, русских и
отчасти немцев Казахстана.
В этих условиях важным направлением институционального
урегулирования этнополитических конфронтации была деятельность органов
исполнительной власти. Хотя Казахстан в конце правления М. Горбачёва оставался
островом стабильности в океане бушующих экономических и межнациональных
конфликтов в других советских республиках, тем не менее, и у нас росла
социальная напряжённость. Стали возникать экономические конфликты, в первую
очередь забастовки на шахтах Караганды, когда горняки решили примкнуть к
общесоюзным акциям протеста шахтёров, выдвинув не только экономические, но и
политические требования. Демократически настроенная интеллигенция при поддержке
республиканских властей организовала влиятельное экологическое движение
"Невада-Семипалатинск", которая очень скоро стала заметной
политической силой в республике.
Одновременно в республике
приобретали популярность национальные политические движения и партии, лозунги и
цели которых разделяла значительная часть коренного населения. Организованные и
многочисленные акции проводили русские и казачьи движения.
Всё это накладываясь на резкое ухудшение экономической ситуации, существенно влияло на рост напряжённости в стране. Всё
громче стали раздаваться призывы явно конфронтационного характера. Учитывая то,
что Казахстан являлся многонациональной республикой, а предприятия тесно
связанные с экономикой Союза, испытывали тяжёлый кризис, то в этих условиях
неосторожное слово, а тем более радикальные призывы могли обострить отношения и
вылиться в социальный или межнациональный конфликт с трудно предсказуемыми
последствиями.
Осознавая это руководство
республики стремиться проводить взвешенную внутреннюю политику. Особенно
высокой политизированнос-тью отличалась столица республики – г. Алматы. Отсюда
нестабильность могла распространиться и на другие регионы. Понимая это, тогда
ещё Президент Казахской ССР Н. А. Назарбаев инициировал процесс начала диалога
с общественными и политическими движениями республики. На организованной
встрече с представителями самодеятельных общественно-политических организаций
Алматы состоялся принципиальный разговор о создании доверия и
согласия в общественно-политической жизни республики. Во встречи приняли
участие лидеры более сорока движений, обществ и национально-культурных центров.
В открытом диалоге обсуждались пути консолидации многонационального народа
Казахстана. Было принято совместное заявление, в котором говорилось о том, что "
Мы поддерживаем линию Президента Казахской ССР направленную на достижение
суверенитета, укрепление здоровых межнациональных отношений, на единство
народов Казахстана. Речь идёт о подлинном политическом и экономическом
суверенитете республики, приоритетном решении социальных проблем, возрождении
духовных и нравственных ценностей, создании равных условий для развития
культуры, традиций и языков". [3]
По итогам встречи был создан Совет гражданского согласия и объявлен
мораторий в столице республики на уличные шествия и митинги на один год.
Таким
образом, это один из первых примеров в пост перестроечном СССР, когда между
действующей властью и оппозиционными движениями был установлен реальный диалог. Тем самым была
продемонстрирована возможность нахождение разумного компромисса при наличии
доброй воли сторон, реальность нахождения консенсуса в многонациональном и
поликонфессиональном обществе во имя высших целей, а казахстанское общество,
несмотря на социальную и этническую мозаику, обладает значительным потенциалом
устойчивости.
После приобретения
независимости перед Казахстаном стали первоочередные задачи текущей политики -
сохранение межнационального согласия и обеспечение населения товарами первой
необходимости. Для этого требовалось решить задачи стратегического характера -
реформировать бестоварную социалистическую хозяйственную систему в рыночную
экономику, а вместо девальвировавшихся советских идеологем создать новые идентификаторы
демократического общества.
Сохранение политической
стабильности, без которой невозможны были инвестиции в экономику, а значит и
преодоление экономического кризиса, становится в первые годы независимости
приоритетным направлением внутренней политики. Необходимы были новые формы и методы взаимодействия между властью
и обществом в поисках консенсуса. Таким инструментом этнополитики в Казахстане
стали национальные форумы - новые структуры взаимодействия общества и
государства, созданные для решения актуальных текущих проблем и важнейших
вопросов стратегического характера.
Впервые модель установления
межнационального диалога была проверена в Талды-Курганской области. Здесь
состоялись два съезда народов Жетысу. Первый съезд имел организационный
характер. На втором съезде уже были обсуждены и приняты решения по актуальным
проблемам жизни государства и общества. В работе съезда приняли участие
представители более девяноста национальностей, представлявшие все этнические
группы области. На курултае одним из узловых стал вопрос о языках. Было
сказано, что при всемерном развитии казахского языка никак не должен ущемляться
русский язык. Его необходимо использовать наравне с казахским, что было связано
с объективными реалиями, существующими в республике.
Важное место в работе съезда заняла и социальная тематика. В
частности, прозвучала необходимость больше уделять внимание молодежной
политике. Высокий уровень безработицы, рост преступности, утрата нравственных
ориентиров, стремление к национальной обособленности в молодёжной среде - все
эти проблемы, если ими не заниматься могут обострить социальную обстановку в
области. Не менее актуальной оказалась тема поддержки малоимущих граждан.[4]
Таким образом, проведение
Съезда народов Жетысу стало примером возможности создания нового института по
регулированию этносоциальных отношений в Казахстане. Инструментом диалога между
властью и многонациональным населением являлся постоянно действующий Совет,
созданный по итогам работы форума. На
Талды-Курганском примере выявлена возможность создания новой модели
организации, которая бы уже в масштабах всей республики объединила бы усилия
государства и стремление общества жить в мире и согласии. Таким органом и стала
Ассамблея народов Казахстана - институт взаимодействия властных структур и
полиэтнического общества, с целью укрепления внутриполитической стабильности и
гармонизации межнациональных отношений.
В феврале 1995г. Президент провел совещание с руководителями
национально-культурных центров, высказав идею объединения ведущих этносов и
многочисленных диаспор в рамках одной организации, которой можно было бы
придать статус консультативного органа при главе государства. Предложение было
всеми поддержано. Вскоре в марте этого же года Назарбаев Н.А. издаёт указ о
создании Ассамблеи народов Казахстана. После этого в регионах начинаются выборы
делегатов на первую сессию нового органа.
В марте 1995г. в здании
Парламента республики прошла первая сессия Ассамблеи. Председателем был избран
Назарбаев Н.А.. В состав ассамблеи вошли представители сорока
национально-культурных центров, обществ. Ассамблея высказалась за
компетентный и деликатный подход к традициям разных этносов, содействие
сохранению и развитию культур народов. На этом форуме с речью выступил
Президент, который заявил, что распад СССР привёл к усилению межнациональных
конфликтов. Поскольку универсальных рецептов решения этнических проблем не
существует, то "мы сами должны выработать механизм решения подобных
проблем, не допускать их перерастания в конфликты".[5]
В июне 1995г в г. Алматы
состоялась вторая сессия Ассамблеи народов Казахстана. На форум из всех
областей республики прибыло более 300 членов ассамблеи, ставшей
консультативно-совещательным органом при президенте страны. Ассамблея
представляет самые различные слои населения. Главной темой второй сессии
Ассамблеи стало обсуждение проекта новой Конституции РК. Все выступавшие
одобрили в целом проект нового Основного Закона страны, предложив внести в
документ некоторые поправки, а также высказав по нему ряд конкретных замечаний.
Ассамблея в целом одобрила принципиальные подходы, заложенные в
проекте новой Конституции, и поддержала предложение президента об её принятии
на республиканском референдуме после всенародного обсуждения. "Нормативное
регулирование конфликтов делает систему более стабильной , определяет долговременный
порядок развития и разрешения конфликтов и
тем самым является наиболее эффективным для развитых общественных
систем".[6]
Теперь Ассамблея играет
важную роль во внутренней политике, объединяя национально-культурные центры
проживающих в республике этносов. Она вносит существенный вклад в поддержание
мира и согласия в стране. Ассамблея является примером создания института,
стабилизирующая и консолидирующая роль которого для достижения межнационального
согласия, необходима.
Межнациональные конфронтации, получившие развитие ещё в СССР,
вполне могли и в постсоветское время оказывать своё инерционное воздействие
уже в суверенных государствах.
Управление и разрешение противоречий осуществляется путём создания регулирующих
институтов и принятия правовых норм. Любые конфликты, в конце концов,
завершаются тем, что стороны приходят к консенсусу. Но разрешение конфронтации
предполагает использование демократических процедур, ведущих к поиску
компромиссных вариантов. Результатом применения консенсусных технологий является
учреждение новых институтов - органов, организаций, учреждений, созданных для
урегулирования противоречий. Способы
функционирования институтов определяется в свою очередь существующей
нормативной базой.
В постперестроечном Казахстане межнациональные отношения приобрели
актуальное значение. Напряжённость в этой сфере развивалась в двух аспектах:
этноксоциальном и этнополитическом. Вопросы развития национальной культуры,
языка, образования были тесно увязаны с проблемой приобретения государственного
суверенитета. Эволюции развития межнациональной напряжённости соответствовала
динамика институционального регулирования
этнических отношений. В конце 1980-х годов на волне демократизации у нас
появляются культурно-национальные центры, которые выражали интересы этносов в
первую очередь в гуманитарной сфере. Рост национального самосознания проявился
в активизации предложений, запросов и требований этнических групп властным
органам. Поэтому первый этап этноструктурной динамики можно назвать артикуляционной институализацией
интересов и потребностей.
После обретения
независимости начинается следующий этап, который можно определить как консолидирующая институализация. В этот
период происходит формирование государственности Казахстана и начинается
осознание необходимости укрепления социально-экономической и политической
стабильности, которую возможно осуществить через диалог с различными
конструктивными силами общества. Создаются такие институты межнационального
диалога, как Совет гражданского согласия, возникший по инициативе Назарбаева
Н.А. во время встречи с представителями общественных и политических организаций
г. Алматы осенью 1991 г., а также региональные модели этнической консолидации,
например, Съезды народов Жетысу. Эти структуры стали реальными инструментами
пусть и локального общественного диалога между властью и населением по
регулированию этносоциальных отношений в Казахстане.
Третий институциональный
период начинается с 1995 года, когда создаётся Ассамблея народов Казахстана,
объединившая представителей всех этносов республики. Целью её создания было
укрепление гражданского согласия, поиска цивилизованного диалога между этносами
и конфессиями в нашем обществе. Ассамблея стала одним из важных механизмов
интеграции многонационального общества, осуществляя политику нахождения точек
соприкосновения и разумного компромисса между проживающими в республики
народами. В частности, Ассамблея высказалась за проведение двух республиканских
референдумов по продлению полномочий Президента и одобрила принципиальные положения
проекта новой Конституции. Тем самым она продемонстрировала свою
стабилизирующую роль. Поэтому общественно-политическая деятельность Ассамблеи
народов Казахстана стала третьим этапом
институциональной этполитической интеграции.
Литература
1 Фишер С.,
Абди Д., Лудин Дж., Уиллиамс С. Работа с конфликтом, Москва:
Конфликтологический центр, 2001, С. 134, 135.
2 Кандель П. Социальный конфликт в
монистической системе // Рабочий класс и современный мир, 1990, №6, С. 78, 79.
3 Совместное
заявление представителей самодеятельных общественно-политических организаций и
движений г. Алма-Аты // Казахстанская правда, 1990, 4 октября, С.1.
4 В
Талды-Кургане состоялся II съезд народов Жетысу // Караван, 1993, 5 февраля,
С.5.
5 Panorama, 1995, 4 апреля, С. 2.
6 Социальный конфликт: современные исследования, М.,
1991, С.25.