Абубакарова М.М.
каф.истории
государства и права ДГУ
Историко-правовые
особенности форм землевладения в Чечне
во второй половине Х1Х века. К вопросу об источниках форм землевладения в Чечне
Чеченский
народ имеет многовековую историю, определившуюся территорию расселения, язык,
древнюю, самобытную культуру и право которое было обусловлено, прежде всего,
своеобразием экономического и правового развития Чечни.
Анализируя официальные документы (письма и присяги чеченских феодалов и
старшин, рескрипты, указы, доклады, отношения, донесения царских властей),
необходимо учитывать что они не являются объективными первоисточниками
вследствие того, что создавались сторонами в условиях ожесточенной борьбы
великих держав за обладание Кавказом.
В трудах
чеченских авторов в том числе А.Хасбулатова, С.А. Исаева,
А.И. Хасбулатова [i],
Ш.Б. Ахмадова[ii] на основе
нового фактического материала наряду с другими проблемами изучаются вопросы земельно-правовых отношений в
раннесредневековый период[iii].
Большое значение по изучению аграрных отношений имеют
обобщающие по всему Северному Кавказу работы А.В. Фадеева.[iv]
В работах
четко рассмотрены, в том числе и проблемы форм землепользования и
землевладения в Чечне.
Совершенно
оригинальны правовые документы и династийные сведения по истории Чечни
ХVII-ХVIII вв. опубликованные в 2006 г. Т.М.Айтберовым[v].
Собственно чеченские хроники и
"соглашения" представлены единицами. Однако в дагестанских
источниках обнаруживается богатый сравнительный материал и по Чечне.[vi]
В VIII-IX веках на Северном Кавказе наблюдается развитие
производственных сил. В частности, на плоскости современных Чечни и Ингушетии
земледелие продолжало оставаться главным занятием населения. Несомненно, что
уже применялся плуг. В культурных слоях поселений обнаружены большое количество
хозяйственных ям для зерна, зернотерок и жерновов, найдены остатки культурных
растений – проса и пшеницы.
Важной
отраслью сельского хозяйства было скотоводство, издревле базировавшееся на яйлажной (отгонной) системе.
Разводили крупный рогатый скот, коз, овец.
К Х. Ибрагимов пишет«…Многие
национальные окраины имперской России относились к числу густонаселенных
территорий России. Однако густонаселенность, пожалуй, была единственной
общностью этих территорий. Во всем остальном – по уровню образовательного,
культурного и политического развития населяющих их народов они значительно
разнились…»[vii]
Интересную
оценку дает Сахно-Устимович он отмечает «.. .Вся Чечня была прежде покрыта сплошным густым лесом; но с умножением
поселений и с увеличением потребности в удобной для хлебопашества и
скотоводства земле в лесу этом начали постепенно появляться пустоши и
расширяться поляны. Далее автор дает описание уже более конкретнее «…Две из
этих полян по пространству, ими занимаемому, заслуживают быть упомянутыми:
первая, называемая Теплинским полем, находится к северу от Ханкалинского ущелья
и занимает почти всю равнину между Сунжею и Аргуном до соединения этих рек,
имеет до 15 верст длины и от 10 до 7 верст ширины; вторая простирается от
Ханкалинского же ущелья на юг до Аргуна и речки Гойты и пространством почти
равна первой. Другие, менее обширные поляны находятся близ селений
Урус-Мартана, Гихов, Гребенчука, Шали и других значительнейших чеченских
деревень; но ни одна из этих полян не имеет протяжения более 5 верст, и каждое
почти селение одною какою-либо стороною примыкает к лесу, надежному убежищу
чеченцев от внезапных нападений…» [viii]
Крестьянство
Чечни было юридически независимым и полноправным, но неоднородным
в социально-экономическом отношении. Беднейшая часть крестьянства арендовала
земли.
В 16-18 вв. вырос новый слой социальной верхушки –
мусульманское духовенство. К концу 18 в. его роль значительно возрастает в
связи с усложнением общественной жизни и повышением значимости образованных
лиц, а также благодаря экономической состоятельности духовенства. Муллы и кадии
получали закаят (десятину) с доходов, отчисления от военной добычи, плату за
обучение детей, различные подношения. Мечети имели собственные земли и скот.
У. Лаудаев писал: «Чеченцы не имели князей и были равны между собой, а если
случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они
утрачивали свой высокий род и
сравнивались с чеченцами.Чеченцы называют себя узденями
(озди или уздень); слово это у них имеет другое значение, чем у их соседей. У
последних узденство делилось на степени, у чеченцев же все люди стояли
на одной степени узденства, различаясь между собой только качествами: умом,
богатством, щедростью, храбростью, а нередко и дурными делами, разбоями,
воровством и т. д. Слово уздень, заимствованное ими от соседей, означает у
чеченцев: человек свободный, вольный и независимый... Соседи их жили на
княжеских землях, по праву ли или силою приобретенных; у чеченцев же земля была
общею, и если случалось, что они селились на княжеских землях, с условием платить
подать, то, усилившись, переставали ее платить и завладевали землею. По
понятиям об узденстве, чеченец не мог подчинить себя другому лицу, ибо тогда
узденство его теряло значение». То же
самое мы читаем и у Дубровина: «Все
чеченцы пользуются одинаковыми правами и составляют один общий класс узденей,
без всякого подразделения на сословия... Мы все уздени, говорят чеченцы,
понимая под этим смыслом зависящих только от себя. Слово уздень
на чеченском языке
произносится — езюдан и
происходит от слов езю — от и дан — себя, т. е. не зависящий от других».
Но в то же время
процесс разложения патриархально-родового быта в Чечне уже начался — задолго
до завоевания ее русским царизмом — и шел самыми различными путями. Отметим
главные из них на основе имеющихся в нашем распоряжении фактических данных.
Лаудаев и другие авторы указывают на складывание индивидуальной
поземельной собственности в тогдашней Чечне. Земля захватывалась различными
способами: «покупкою, силою оружия или тяжбами». «Менее счастливые оставались
без нее и назывались безземельными (мохк-бацу)».Отсюда вытекали
постоянные «несогласия и раздоры за поземельные участки». Вся история Чечни
того времени насыщена борьбой между сильными, состоятельными и безземельными.
Один из исследователей, специально выясняя зависимые отношения в Чечне до
царского завоевания, указывал на имевшие место почти во всех обществах Чечни
захваты общественной земли и, в связи с этим, недовольство, которое выказывали
при этом безземельные классы, т. е. разорявшиеся уздени. «Вопрос о захватах
общественной земли очень серьезный и важный. Он существует во всех обществах.
Многие зажиточные члены общества, не имея права занимать новые земли, но,
желая увеличить свои владения, делали это незаметно, прибавляя к существующим уже
займищам смежные неразработанные земли.
В ряде мест Чечни к
началу завоевания ее царизмом уже складывались типичные для феодализма
повинности (подати, «ясак»), складывались различные формы личной зависимости
узденства, часть которого уже стала безземельной, от родовой знати,
становившейся личными владельцами земли, т. е. феодалами.
Население «плодоносной
Ичкерии» платило аварскому хану ясак, ила подать, с определенных земельных
участков. «Ясак, или подать, платили по условиям хана с жителями; условия
эти, смотря по обстоятельству, т. е. большему или меньшему влиянию хана на
страну, изменялись, т. е. подати увеличивались или уменьшались в зависимости от
соотношения сил. Обыкновенно платили от количества голов рогатого скота, овец,
лошадей и пр. Бывали примеры, что от овец платили 3%, от скота 1%; случалось,
что от овец давали только 1 %, а от скота ничего не платили. Многое здесь
зависело от соотношения сил той и другой стороны. Было даже так, что от слабых
фамилий брали подать, по условиям их с ханом, тогда как сильные фамилии не
выполняли этих условий и ничего не давали, а в случае востребования сопротивлялись
силою своего оружия. Усилившись в Ичкерии, они стали нерадеть об уплате ясака,
со временем же вовсе перестали его давать,
завладев землею, как своей собственностью».[ix]2
Родовая знать в Чечне, опираясь на свое, экономическое превосходство,
претендовала на сбор ясака с местного населения в свою пользу.
На разложение
патриархально-родового быта в Чечне сильно влияла также торговля, которая
велась через посредство кизлярских купцов. Они вкупе с ростовщиками ускоряли
разложение патриархально-родовых отношений, способствуя тем самым складыванию
феодализма.
Отношения между родовой
знатью, зажиточной верхушкой и муллами, с одной стороны, и так называемыми
«вольными узденями» и рабами, с другой, порождали острые противоречия, приводившие
к постоянным столкновениям и классовым конфликтам. Правда, источники
умалчивают об этом, упоминая лишь мимоходом, что в таком-то селении прогнали
муллу, сменили родоначальника, устранили старшину. Глухо упоминают отдельные
исследователя и о «ропоте населения на богачей, которые захватили общинные
земли». Приводятся отдельные случаи борьбы лаев и ясыров против их владельцев.
Подробно освещена деятельность «мирской сходки» в Чечне, в известной мере отражавшая
классовую борьбу.
Тяжбы и спорные вопросы
решались в Чечне советом старшин, причем решения совета старшин не всегда
приводились в исполнение, а нарушались зажиточными и состоятельными. «Кулачное
право» -г- право сильного и влиятельного — брало верх. Сходки сопровождались
шумом, криком и нередко заканчивались жесточайшими драками. Часто ссоры так
обострялись, что все население делилось на две враждебные части; побежденные
бывали вынуждены оставить свое место жительства и селиться на новых местах.
Общественные сходки у чеченцев были важнейшим институтом в их общественной
жизни; влияние их сохранялось даже в период разложения родовых отношений, в
период складывания феодализма (Дубровин, Берже, Фрейтаг, Иваненков).
Одним из феодальных правителей Чечни был
Ишеримов - мурза, являвшийся собственником крупного земельного массива в
середине XVI века. Во второй половине этого столетия выделяется Ших-Мурза
Окуцкий, который становится известен не только среди кавказских владельцев. Его
одинаково хорошо знали цари Московского и Грузинского государств, крымские ханы
и другие. Князь Ших Окуцкий при необходимости выставлял довольно-таки большой
для одного кавказского феодала того времени воинский отряд в 500 и более
воинов. Князь Батай, племянник Ших-мурзы, также играл видную роль на Кавказе,
возглавил посольство из Чечни в Москву (1588 г.). Ему сделал роскошный приём
царь Фёдор Иванович, одарен он был богатыми подарками наравне с грузинским
царём Александром. Он побывал в Москве и в 1605 году, когда его в торжественной
обстановке принимал уже Лжедмитрий I.
Нельзя не упомянуть Айбирь Батаева, который в середине XVII в. был одним из
самых влиятельных князей Северного Кавказа. Он, как и все чеченские феодальные
правители поддерживал тесные связи с соседними феодалами и представителями
российской администрации на Тереке. Чеченские князья были постоянно окружены
военной охраной. Князья являлись наиболее крупными владельцами земельных
угодий, сдаваемых ими сельской общине или группе крестьян за плату натурой.
Однако наряду с княжескими владениями сохранялись и свободные, не подчиняющиеся
князьям, сельские общины. В горных и высокогорных зонах Чечни имелся целый ряд
союзов сельских общин под названием "обществ", горских
"землиц" и "земель": мичкизы, меризи, шубуты, мулки, калки,
ероханские люди, тшанские люди, ококи, окочанская земля. Эти образования в одних
случаях объединяли несколько общин разных тейпов, в других - являются
наименованием отдельных тейповых организаций, включающих два-три поселения.
Мы не в состоянии по крайне скудным, в основном - русским, источникам
восстановить политические события в Чечне XVII в., очевидно, очень бурные. До
нас дошли лишь отголоски этих событий. В XVIII в. собственно чеченские князья
исчезают, вместо них зато много упоминаний о кабардинских и кумыкских князьях в
Чечне. Что же произошло?
Российские авторы XVIII-XIX вв., основываясь на сообщениях чеченцев и
представителей других северокавказских народов, сообщают о антифеодаль ных,
антикняжеских движениях, охвативших Чечню в XVII в. и нанесших мощный удар
феодальной верхушке (что находит подтверждение и в чеченском фольклоре). Так,
Н.Данилевский писал: "Чеченцы имели прежде князей, но впоследствии
истребили их и прибегли к своим соседям". С.Броневский, опираясь на
свидетельства XVIII века (И.А.Гюльденштедта) собщает о тех же событиях:
"Чеченцы не имеют своих князей, коих они в разные времена истребили, и
призывают таковых из соседственных владений, из Дагестана и Лезгинистана,
наипаче от колена Аварского хана; но сии князья малою пользуются доверенностью
и уважением".
Таким образом, и эта, относительно номинальная, власть чужеземных князей в
XVIII в. исчезает и А.Берже уже пишет: "Чеченцы в своём замкнутом кругу
образуют собой один класс - людей вольных и никаких феодальных привилегий
мы не находим между ними".
Если власть князей "сжимается" и исчезает, то вольные крестьянские
общества, напротив, расширяются и укрепляют свои позиции. Более того, в XVIII
в. начался процесс объединения чеченских обществ и земель в большие
территориальные единицы, границы которых в значительной мере определялись
природно-географическими факторами и нормами обычного права. Жители аулов,
хуторов, отдельных местностей были объединены в крупные политические союзы или,
как их определяют исследователи, - "вольные общества": ауховцев,
качкалыковцев, ичкеринцев, мичиковцев, шатоевцев, мальхистинцев и других. С 50х
годов XVII века шатоевцы могли выставить тысячу воинов. Мичиковцы или
мичкисская земля в 40-х годах XVII века объединяла 36 аулов.
Отношения между этими обществами регулировались адатом (обычным правом). Таким
образом, в Чечне устанавливается строй, в котором численно преобладающим и
господствующим социальным классом оказывается свободный крестьянин-общинник.
Этот строй, как мы видели, явился результатом длительной и сложной социальной
эволюции и его нельзя рассматривать как "первобытный" родоплеменной
строй, как об этом, например, писал Б.Далгат: "Мы застаём род у чеченцев в
первоначальном, чистом виде...". Нельзя видеть в нём и какую-то
"социальную деградацию" по сравнению с княжеской эпохой. Тем более,
что установление этого строя связано не с упадком производительных сил, а,
напротив, с их дальнейшим и довольно бурным развитием.
Отсутствие крепостного права и сведение к минимуму и постепенное исчезновение
других форм феодальной эксплуатации (даней князьям) способствовало
заинтересованности чеченского крестьянина в результатах своего труда,
высвобождению его энергии. По сравнению с другими кавказскими регионами
Чеченский край по развитию своего хозяйства вырывается вперёд.
Уже в XVIII в. значительно вырастают посевные площади, увеличивает ся сбор
урожая зерновых культур. По некоторым сведениям нормальными урожаями были сам
10 - сам 15. Подтверждением этому служат и открытия
историков-дагестановедов. Так, исследователи истории Дагестана, установив
деградацию террасового земледелия у аварцев, объясняют это "появлением
дешёвого чеченского хлеба", вследствие чего с XVIII века в высокогорной
Аварии отмечается преобладание роста товарности скотоводства над земледелием.
В связи с развитием земледелия и увеличением посевных площадей зерновых культур
шёл интенсивный процесс смены профилирующих отраслей хозяйственного строя
Чечни. Если в равнинных просторах земледелие стало преобладающей отраслью
хозяйства, то в горных районах Чечни экстенсив ное земледелие уступало свои
господствующие позиции скотоводству. Местные условия соответствовали развитию
этой важной хозяйственной отрасли. Тёплый климат и природно-географическая
среда позволяли чеченцам кормить свой скот подножным кормом в течение всего года.
На прекрасных альпийских лугах скот пасли в продолжение 3-х - 4-х месяцев,
а остальное время года он пасся на равнине за Тереком. Такую систему ведения
хозяйства заимствовали у чеченцев русские и украинские крестьяне и казаки.
Отличительной особенностью хозяйственного развития чеченцев можно считать
наличие достаточно развитого земледелия и отгонно-пастбищной системы
скотоводства, значительно повышающей его продуктивность. Горы, предгорная
равнина и равнина с речными долинами создавали, как уже отмечалось выше, весьма
благоприятную среду для хозяйственной деятельности.
С основными видами занятий населения были связаны и домашние промыслы. Эти
промыслы были не только дополнением к основным видам хозяйственной
деятельности, но и неотъемлемым атрибутом натурального хозяйства, призванным
обеспечить сельскохозяйственными орудиями, одеждой, предметами домашнего
обихода, средствами передвижения чеченских крестьян-общинников. В сельских
общинах занимались обработкой шерсти, металла, дерева, глины. Развито было
кузнечное и ювелирное дело, производство оружия.
В крестьянской земельной общине Чечни характерным было сочетание коллективной и
частной собственности. Индивидуальная или частная собственность отдельных семей
распространялась на пахотные, покосные и частично, пастбищные, земли; а
общинная собственность включала в себя пустующие и неудобные для пользования
земли. Сочетание этих двух форм
собственности - частной и коллективной - было источником силы и
слабости чеченской крестьянской общины. Коллективные формы землепользования и
возникшие на их базе общественные отношения сплачивали общинников в борьбе, как
против попыток феодалов захватить их земли, так и против принуждения к личной
зависимости крестьян от феодалов. Частная же собственность расшатывала устои
общины, так как вела к социальному неравенству и подрывала общинный
коллективизм. Процесс развития наследственного землевладения возник раньше и
был характерен для сельских обществ нагорной Чечни. Здесь ещё в раннее
средневековье крестьяне своим трудом освоили лесные поляны для хлебопашества.
Нарушая обычаи коллективной собственности, часть чеченских крестьян-общинников
становилась собственниками именно этих, окультуренных своими руками, земельных
участков, которые из года в год расширялись, а затем "передавались по
наследству прямым потомкам".
Силами крестьян и других категорий трудового населения были созданы крупные
очаги пашенного земледелия в Чечне: в районе междуречья Сунжи и Терека, на
Чеченской равнине, в предгорных районах края. Эти пахотные земельные участки
становились собственностью крестьян.
Значительное число лично свободных крестьян, с целью расширения земельных
участков, выйдя из общины, ещё в далёкие времена, осваивая и вводя в
сельскохозяйственный оборот всё новые и новые земельные участки, создавали на
них хутора. Наиболее интенсивно процесс переселения крестьян-землевладельцев из
больших селений в хутора проходил в районе Ичкерии, расположенной в
юго-восточной части Чечни. Хуторяне этого региона, как и других горных районов
края, сочетали земледелие со скотоводством. В высокогорных районах
главенствующая роль принадлежала скотоводству. У хуторян было больше посевов,
рабочего скота, чем в крестьянских хозяйствах, оставшихся в селениях. В
рассматриваемое время было положено начало использованию вольнонаёмного труда
на массивах крестьянских полей. Некоторые из землевладельцев сдавали земельные
участки в аренду и использовали наёмный труд. Отныне работа по обработке полей,
посеву, уборке урожая на полях зажиточной части крестьян должна была
осуществляться сезонными, временными рабочими, владельческим рабочим скотом и
инвентарём. Вольнонаёмный труд использовался лишь постольку, поскольку
хуторское производство усложнилось и расширилось за пределы возможностей
собственников-крестьян обойтись трудом своей семьи. Нанимались преимущественно
в хозяйства богатой части населения равнинной части выходцы из горного Дагестана,
где отходничество на сезонные и временные работы приняло массовый характер.
В целом из имеющихся источников со всей определённостью явствует, что
юридическим основанием на право землевладения в крае были: наследование,
покупка, дарение и другие "известные всем европейским законодатель
ствам" способы приобретения права собственности. Не случайно в докладах в
адрес Терской комиссии постоянно подчеркивается невозможность введения в горной
части Чечни системы переделов. Во-первых, потому что в большинстве случаев
участки на правах частной собственности были хорошо известны местному населению
и как бы защищены нормами обычного права. Во-вторых, "само географическое
положение местности не даёт возможности создавать новые порядки" в
поземельных отношениях. И, в третьих, горные участки "представляли
ценность лишь в руках собственников", так как "они заботятся об
улучшении почвы", а только при постоянных затратах труда земли могут
давать урожай. Тот же начальник межевой части Терской области выражал опасение,
что уничтожение вековых прав местного населения на частное владение своими
наследственными участками может подорвать доверие чеченских горцев к действиям
правительства и к "самому началу собственности". Личные же участки,
по его убеждению, имели почти все чеченцы. Документальные источники
свидетельствуют, что на рубеже XVIII-XIX вв. в равнинной Чечне в одних фамилиях
приходилось земли на двор 100 десятин и более, а в других - 20-30 десятин.
В первые десятилетия XIX века заметно активизировались действия России по
установлению ее реального господства России на Северном Кавказе -
насильственное подчинение местного населения и колонизация их земель. На
равнинной территории Северного Кавказа постепенно устанавливается военная
власть России и …...
1.
Все земли и леса на плоскости, где жил чеченский народ
до возмущения 1839 года, будут отданы вам в вечное владение, исключая тех,
которые заняты под укрепления с принадлежащими к ним покосными местами; эти
земли навсегда остаются собственностью казны. Те же земли и леса в горной
полосе, которыми народ до возмущения не пользовался и откуда вышел при нынешней
покорности, останутся в запасе в распоряжении Правительства; но на них не
предлагается поселять ни казачьих станиц, ни чеченских аулов.
Вам отведутся земли на каждый аул соразмерно числу жителей и каждому аулу будет
дан акт и план на вечное владение землей.
Земли, подаренные Правительством, и те из не занятых никем земель, которые
впредь могут быть одарены частным лицам за заслуги, останутся навсегда
неотъемлемой их собственностью. ….[x]
[i] Исаев С.А. Аграрная политика царизма в плоскостной Чечне 50-60 гг. XIX в. //Известия ЧИНИИЯЛ. Т. IX. Ч. III. Вып. I. Грозный, 1974; Хасбулатов А.И. Переустройство сельского общественного управления Чечено-Ингушетии в пореформенный период //Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии (XII - начало XX в.). Грозный, 1983.
[ii] Хасбулатов А.И. Аграрный вопрос в политике царизма в Чечено-Ингушетии во второй половине XIX - начала XX в. //Чечено-Ингушетия в политической истории России и Кавказа в дореволюционном прошлом. Грозный, 1990; Ахмадов Ш.Б. К вопросу о переселенческой политике царизма в Терской области в пореформенное время //Чечено-Ингушетия в политической истории России и Кавказа в дореволюционном прошлом. Грозный, 1990.,он же Установление Российской администрации в Чечне (2 пол. XIX ) М.2001
[iii] Хасбулатов А.И. Чечено-Ингушетия накануне первой буржуазно-демократической революции. Грозный, 1963; Тхамоков Н.Х. Социально-экономический строй балкарцев в XVIII веке //УЗ КБГУ. Вып. XXVII. Нальчик, 1965.
[iv] Фадеев А.В. Кавказ в системе международных отношений 20-50 гг. XIX в. М., 1956; Он же. Экономические связи Северного Кавказа с Россией в дореформенный период //История СССР. 1957. №1. Он же. Вовлечение Северного Кавказа в экономическую систему пореформенной России (к проблеме развития капитализма вширь) //История СССР. 1959. №6; Он же. Формирование земледельческого капитализма на Северном Кавказе в пореформенный период //ЕАИВЕ. М., 1959.
[v] Айтберов Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники ХVII в. Махачкала, 2006.
[vi]
См.: Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические
сочинения. М., 1993.
[vii] В статье особенности правового регулирования земельных отношений в некоторых национальных окраинах Российской империи Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2, № 2, 2008
[viii] Текст воспроизведен по изданию: П. М. Сахно-Устимович. Описание чеченского похода 1826 г. // Звезда. № 10. 2006
[ix] Берже. Чечня и чеченцы, стр. 91. Тифлис 1859.
[x] Прокламация чеченскому народу.