Психология и
социология/12.Социальная психология
Мельник Д.С., Андриенко Л.К.
Донецкий Национальный университет экономики и
торговли
имени М. Туган-Барановского, Украина
Понятие харизмы:
социально-политический аспект
Понятие харизмы очень
актуально в наше время. К каждому человеку предъявляются различные претензии со
стороны общества и каждый должен быть харизматичным по-своему. Как правило,
"харизма" (от греч. charisma) истолковывается как божественный дар,
свойство личности, особая одаренность человека. На мой взгляд, данное понятие
многоаспектно. Цель данной статьи – рассмотреть социальный и политический
аспекты понятия «харизма».
Одним из основных
признаков живучести харизмы является ее легитимность. Для обозначения особого
типа легитимности, основанной на исключительных способностях и свойствах того
или иного индивида, позволяющих ему осуществлять в обществе функцию пророка,
вождя или реформатора, Вебер использовал понятие харизматической власти как
"божественной благодати". Данный тип легитимации возникает, как
правило, в период кризисов, революций, войн и других социальных потрясений,
когда для достижения определенной цели нужна мобилизация всех сил и резервов
общества. Харизматический властитель, опираясь на "дар ясновидения" и
поддержку народа, стремится подорвать основы существующего социального порядка,
отвергнуть существующие социально-политические нормы и установить новые. В этом
историчность его миссии. Последователи, ученики, а также народные массы
подчиняются такому лидеру до тех пор, пока он способен доказывать свою
исключительность. Последнее является в определенной мере и трагедией
харизматической личности. Суть трагедии в том, что человек утрачивает контроль
не только над своими противниками, но и над результатами своих указаний и
решений, в конечном счете он теряет своих сторонников.
Сталина в свое время
называли великим Отцом советского народа, общество рассматривалось как большая
семья. В ленинском, а позже в сталинском культе просматривается архаическая
символика, семантически характерная для примитивных обществ. Исторические
документы свидетельствуют, что Ленин и Сталин в коллективных представлениях
играли роль "иконного лидера", родового символа и отвечали
естественному человеческому стремлению иметь покровителя, который знает, как
решать трудные вопросы, и берет на себя бремя ответственности. Вместе с тем
харизма может переноситься также на должность или организацию, которую выдающийся
политик, соответственно, занимал или создавал. Тогда харизма превращается в
безличную и становится свойством того или иного социального института (КПСС как
партия ленинского типа). Рассмотрение харизмы с точки зрения ролевых функций
лидера, партии, семьи, рода и т.п., допускает в известной степени теоретическую
идеализацию. В реальных условиях конкретного общества элементы харизмы могут
присутствовать в различных сочетаниях и комбинациях, становясь неотъемлемой
частью общей политической культуры.
Социально-политический
аспект подчеркивает
особенность социально-политического феномена
харизмы, о чем писал М. Вебер. Харизма, по мнению М. Вебера, взрывает
устоявшиеся порядки, традиции, нормы, правила. Управление основывается не на
законе и традиции, а на случае, но всегда непременно иррационально. Решающее
значение для возникновения харизматических, властных отношений в обществе имеет
не столько само обладание харизмой, сколько признание ее в том или ином
политике со стороны его последователей. В этой ситуации (например, в период
выборов) харизматический лидер ценой заигрывания с массами, выдвижением
нереальных лозунгов и пустых обещаний добивается широкой популярности. Грань
между подлинной харизмой как "Божьим даром" и мнимой в лице лидера-демагога,
который хочет, чтобы в нем видели "мессию", в целом ряде случаев
становится призрачной и подвижной.
Так что же такого
сокрыто в "харизме", что и сегодня побуждает обращаться к этому
понятию? Данное понятие харизмы частично утратило
"идеально-типическую" чистоту, свойственную веберовскому пониманию.
Однако сущность харизмы в том и заключена, что она призвана обозначить
неподдающиеся строгому рациональному пониманию явления, возникающие порой в человеческих взаимоотношениях.
Харизматическая власть чаще всего иррациональна, а потому может обернуться
трагедией как для носителя харизмы, так и для общества в целом. Вместе с тем
харизматическое лидерство наряду с традиционным и рационально-правовым является
составной частью политической культуры современного человека. Происходящие
политические изменения в нашей стране только повысили интерес к подобной
тематике.