Личность представляет собой соединение гражданских, политических, профессиональных и иных качеств. От того, какими высшими социальными потребностями обладает человек, зависит то, как он организует процесс собственной жизни и как это сочетается с интересами и жизнью общества. Такая проблема взаимовлияния социальных условий (связей, социальных и властных институтов, социальных общностей) и деятельности человека является центральной проблемой социологии. Попыткой решения проблемы стало формирование различных социальных концепций (теорий) личности. Среди них статусная и поведенческая теория личности.

При анализе личности и ее места в обществе часто используют понятие «социальное положение». Если это понятие соотносится с социальной ролью, то последнюю можно рассматривать как функцию социального положения.

Однако «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие «социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми, обществом.

Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, социальное положение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.

Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (заработная плата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку. Социальный статус в значении нормы и общественного идеала обладает большими потенциальными возможностями при решении задач социализации личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального статуса стимулирует социальную активность.

Если собственный социальный статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям и действиям человека.

Ещё один образ личности – личность как система реакций на различные  стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс, К.-Д.Опп).  В  соответствии  с  этой  концепцией поведение  каждого  человека  обусловливается  и  контролируется  социальной средой  через  языки,  обычаи,  социальные  институты,   средства   массовой информации. Взаимодействуя с другими  людьми,  человек  в  любой  социальной группе «блюдёт» свой интерес: если его  поведение  поощряется,  положительно стимулируется,  то  он  и  будет  лоялен,  доброжелателен  по  отношению   к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает  признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно.  Но  каждый  человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане  однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы. Иными словами, рассматривая проблему личности,  анализируя,  почему  человек определённым образом  реагирует  на  ту  или  иную  ситуацию,  поведенческая социология главную роль отводит системе  стимулов,  «подкреплений»,  проводя аналогию  между  человеком  и  животным.  Отсюда  и  изменения   личностного поведения  выводятся  из  процесса  научения,  понимаемого  как   стимуляция желаемых действий.

В качестве стимулов может  использоваться  любое  «благо»:  знание,  власть, комфорт, уважение,  слава,  деньги,  но  обязательно  социальное  по  своему источнику, которым владеет и распоряжается общество.  Чем  более  ценно  для человека вознаграждение, тем чаще он будет  демонстрировать  соответствующее поведение. В тоже время, чем  чаще  в  недавнем  прошлом  человек  испытывал вознаграждающее воздействие со стороны других, тем менее  ценным  становится для  него  каждое  аналогичное  последующее  действие.  При  переносе  этого принципа  на   уровень   межличностных   отношений   делается   вывод,   что добровольное воздействие между партнёрами существует лишь до тех  пор,  пока каждый из них считает, что  он  в  выигрыше,  то  есть  что  его  «вклад»  в ситуацию меньше, чем получаемая им выгода или вознаграждение.

Таким образом, любая социологическая  теория  всегда  предлагает  свой  вариант  ответа  на вопрос о том, как строятся отношения между  личностью  и  обществом,  каковы закономерности поведения личности и чем  они  определяются.  Поэтому  каждая школа в социологии либо создаёт свою объяснительную  модель  личности,  либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями.  Отсутствии  единства в  понимании  того,  что  есть  личность    характерная  черта  современной социологии.  Понятие  личность   вводится   для   выделения,   подчёркивания неприродной сущности  человека  и  индивида,  то  есть  акцент  делается  на социальном начале.