Дерека М.В.

Научный руководитель: Рыбаков В.В.

 

 

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА

 

 

Вступление. Тема социальной солидарности – главная тема социологии Э. Дюркгейма. Солидарность для него – синоним общественного состояния. Э. Дюркгейм отталкивался от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» - «Я это только мы». Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами.

Основная часть. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса. Рассматривая солидарность как внешний моральный принцип, высшую универсальную ценность, Э. Дюркгейм признавал моральным и разделение труда. Общество, в котором доминирует органическая солидарность, создает условия для расцвета индивидуализма. В обществе, где уважается личность, для поддержания мирного существования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности. В обществе, высшим законом которого является индивидуализм, важно придать коллективному сознанию достаточный авторитет и достаточно широкое содержание. Любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Видятся социальные проблемы и конфликты. Он предполагал создание профессиональных корпораций, в качестве новых органов общественной солидарности. Решающую роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм отводил идеалам и верованиям, видя в них главные компоненты морали и религии. Проводя мысль о «коллективном сознании» как источнике и регуляторе общественной жизни и общественного развития, он распространяет ее и на происхождении философских категорий. По его мнению, логические категории – суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт. В коллективных представлениях сконцентрирована умственная жизнь индивида.

С точки зрения коллективных представлений рассматривает он происхождение религии. Э. Дюркгейм пишет, что религия вещь социальная. Религиозные представления – это коллективные представления, которые выражают коллективные реальности. Оценивая религию с точки зрения ее социальных функций, Э. Дюркгейм возражает против сведения религии к логико-понятийному элементу или просто к совокупности идей. Как он подчеркивает, «истинная функция религии в том, чтобы заставлять нас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы побуждать нас к действию.[2]

Религия по Э. Дюркгейму, это солидарная система верований и обрядов, которые объединяют всех тех, кто их придерживается, в единое моральное общество, называемое церковью. Развивая мысль о социальной природе и  функциях религии, он исключает вопрос, об истинности содержания религиозных верований считая, что с религией нельзя разделаться, показав ошибочность ее логических оснований или несоответствие очевидным фактам.

Вывод. Главной силой общественной жизни Э. Дюркгейм считал коллективные представления, обеспечивающие солидарность социальной группы. Любое отношение к социальным ценностям и идеалом, без которых не может развиваться общество, - суть религиозные отношения, поскольку это вопрос веры. Социолог считал, что между наукой и религией не существует непримиримого противоречия. Наука отбирает у религии лишь функцию объяснения мира, но не может взять себе функцию веры, ибо «вера – это прежде всего порыв к действию». А наука всегда продвигается вперед очень медленно и никогда не бывает завершена, а жизнь не может ждать. По Э.Дюркгейму, теории, особенно касающиеся проблем социальной жизни, побуждать действовать, вынуждены обгонять науку и преждевременно дополнять ее. В этих теориях сохраняется роль веры и религии.

 

 

Литература:

 

 

1.     История теоретической социологии. Социология XIX века

(Профессионализация социально-научного знания) – М.: ИЧП Издательство

Магистр, 2008.

2.     Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для

вузов. М.: 2007.

3.     Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. –

Санкт-Петербург. 2008.