Талайло Е.А.
Давыденко Э.Н.
Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского
ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОСТИ
В УКРАИНЕ
Нравственность — одна из тех проблем, к которым психологическая наука обращается нечасто и
неохотно. Причины разнообразны. Они состоят и в том, что психологи часто воспринимают эту
проблему как «закрепленную» за философией, в первую очередь за таким ее разделом, как этика; и в том, что эта проблема плохо поддается эмпирическому изучению и «препарированию» в психологических лабораториях; и в том, что естественнонаучная психология, в соответствии с традициями естественной науки, трактует объективность научного исследования как
предполагающую абстрагирование от
ценностей, а это едва ли возможно при
изучении проблемы нравственности.
Проблему развития личности и морального воспитания
рассматривает в своем труде "Этика и педагогика творческой личности" К.М. Вентцел. По его
мнению, нравственность - это сознательное и деятельное отношение к жизни, направленность
на рост его уровня и концентрации.
Так или иначе, хотя многие традиционные объекты психологического изучения — ценности,
установки и др. — имеют непосредственное отношение к проблеме морали и
нравственности, сама она оказалась вынесенной за пределы основного русла
психологической проблематики. Вместе с тем значительная часть психологических
исследований, в том числе и ведущихся в современной отечественной психологии, так или
иначе затрагивает эту проблему, в частности, в таком ее, возможно, наиболее актуальном для современной Украины
аспекте, как нравственное состояние современного украинского общества.
Особо тревожную картину
высвечивают исследования «нашего будущего» — современной украинской молодежи.
Широкое распространение приобрел такой феномен, как эйджизм, охватывающий
негативные стереотипы в отношении старости и старения, а также соответствующие
дискриминационные практики. Психологи отмечают, что «в настоящее время в нашем
обществе сложилось устойчивое мнение об обострении взаимоотношений между
возрастными поколениями, в частности между молодежью и пожилыми и старыми
людьми», что подтверждается данными многочисленных исследований. В
современном обществе «интолерантность в
отношении старости проявляется в нетерпимости к лицам пожилого возраста со
стороны молодого поколения и общества в целом».
Психологические
исследования, которые дополняют удручающую статистику разводов, социального
сиротства, числа детей, рождающихся в неполных семьях, свидетельствуют о
кризисе социального института семьи, выражающем
нравственное состояние нашего общества. Отмечается, что «проблемы семьи и
семейного воспитания в последние годы стоят как никогда остро: демографы,
социологи, культурологи, психологи, педагоги подтверждают наличие глубокого
системного кризиса этого социального института».
Близкую картину высвечивают социологические
исследования, выполненные «на грани» с социальной психологией. Они
демонстрируют, например, разительный контраст между украинскими и западными
нормами поведения в общественных местах. Наши студенты и молодые специалисты,
проходящие обучение в западных странах, отмечают, что там принято улыбаться
незнакомым людям, «однако когда эту улыбку привозишь на родину, то чаще всего
она не находит ответа, оказывается неуместной и постепенно исчезает».
Канадские социологи в 2008 г. провели исследование, продемонстрировавшее, что
по частоте случаев готовности помочь ближнему Украина занимает 48-ое
место. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют,
что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно
лидируем, причем наблюдается тенденция к «брутализации», т.е. к еще большему
ужесточению нашей общественной жизни.
Социологи констатируют также антагонистическое противостояние двух видов
морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя,
конечно, видов морали и их «антагонистических противостояний» в нашем социуме
можно обнаружить намного больше.
Нравственность оказывает существенное
влияние и на социально-политическое устройство общества. В частности, трудно не
согласиться с тем, что «этика и есть сердце демократии», поскольку последняя
предполагает доверие граждан
к ее институтам, которое невозможно без подчинения этих институтов основополагающим этическим
принципам.
Несмотря
на позитивные сдвиги последних лет, наше общество все еще «травмировано
хаосом», а одной из его главных проблем является не дефицит свободы, в котором нас постоянно
обвиняют с Запада, а прямо
противоположное — дефицит
контроля, в первую очередь, контроля внутреннего — нравственного. Данная —
ключевая — потребность современного украинского общества преломляется в массовом сознании: как
демонстрируют опросы, подавляющее большинство наших сограждан выступают за
ужесточение законов, нравственную цензуру СМИ (которую ее противники выдают за
идеологическую, совершая умышленную подмену понятий) и другие формы
нравственного контроля.
Ученые выделяют такие ключевые направления возрождения
нравственности:
Во-первых, это пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и
носящего в современной Украине крайне искаженный характер.
Во-вторых,
это возрождение институтов морального
контроля, которые в современном украинском обществе практически отсутствуют.
В-третьих,
это широкое привлечение ученых — социологов, психологов и др. — к разработке
законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных
юристов и вездесущих политиков.