Взгляды
по данному вопросу непрерывно меняются . Предлагались и
уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. Так или иначе,
мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и
качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом:
является наше знание о мире истинным, соответствующим нашим выводам из
весьма ограниченного опыта индивидуальных мыслей на "общечеловеческом"
языке (устная речь, письменная и так далее).
Анализируя
данное понятие, истине давали определения как древние, так и
современные философы. Согласно Аристотелю, истина — высшая форма бытия,
постигая которую человек приближается к совершенному бытию. После
опубликования трудов Иммануила Канта, достаточно ясно стала
вырисовываться следующая картина; «истина носит субъективный характер, и
что основное внимание при изучении истины необходимо уделять познанию
человека, его разума. Истина по В. Соловьеву, есть сущее, взятое и в своем
абсолютном единстве и в своей абсолютной множественности. Другими
словами, истина есть сущее всеединое.
Таким
образом, в историческом и философском плане у данных авторов
наблюдается преемственность, углубление и расширение взгляда на проблему
истины. Как мне кажется, Аристотель, И. Кант и Вл. Соловьев занимали
ключевые позиции в развитии философского знания по проблеме истины. Им
принадлежит заслуга в определении и условиях применения критериев истины,
носящих всеобщий и частичный характер.
Целью данной работы является
исследования одного из основополагающего
понятия в философии, отраженного в творчестве практически любого
философа. Проблема толкования истины, критерии истины издавна
интересовала выдающиеся умы.
«Истина есть великое слово
и еще более великое дело. Если дух и душа
человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше
вздыматься грудь», - эти слова Гегеля ярко и патетически выражают ту мысль,
что истина столь же судьбоносна
и значима для человека, как жизнь, счастье или любовь, что истина имеет отношение
не просто к нашему познанию, но и к
самому бытию, к самому существованию человека.
Что
представляет собой истина? Мы говорим, например, «истинное счастье»
Это значит настоящее, неподдельное , действительное счастье. Истинное — это
такое действительное, которое прежде всего согласуется с тем, что мы
понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность .
В
этом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету.
Так
что же такое истина? Имеются разные понимания истины. Вот
некоторые из них: "Истина - это соответствие знаний действительности";
"Истина — это опытная подтверждаемость".
Словарь
современной философии определяет понятие "истина" следующим
образом: "Истина (греч. aletheia, букв. - "нескрытность") - знание
соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина — правильное,
адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим
субъектом; бытие того сущего, которое называется «истинным». Истина — это
не простая копия существующего, не механический регистратор событий, а
творческое и активное отображение, которое в существующем открывает
направления и тенденции его развития.
К
числу основных свойств, признаков истины можно отнести: объективность
по своему внешнему источнику и субъективность по своим внутренним
идеальным содержанию и форме; процессуальный характер (истина есть
процесс, а не "голый результат"); единство абсолютного, устойчивого
(т.е
"вечные истины") и относительного, изменчивого в ее
содержании; взаимосвязь
абстрактного и конкретного ("истина всегда конкретна"). Любое
истинное
знание (в науке, в философии, искусстве и т.п.) определяется в своем
содержании и применении данными условиями места, времени и многими
другими специфическими обстоятельствами. Противоположностью истины и
вместе с тем необходимым моментом движения познания к ней является
заблуждение. Критерии истины подразделяются на эмпирические (опыт,
практика) и внеэмпeрeческие (логические, теоретические, а также такие, как
простота, красота, внутреннее совершенство знаний и т.п.)".
Таким
образом, изучив главные понятия истины, мы пришли к мысли, что
единого толкования понятие «истина» не имеет и может определяться с разных
точек зрения. Но, подводя итоги, я пришла к выводу, что истина объединяет
в
себе характеристики результатов познавательной деятельности, человеческого
опыта, получаемого не только в рамках осмысления объективного мира с
помощью методов научных изысканий, но и в самых различных сферах
жизнедеятельности. Я считаю, что данный вопрос еще не полностью раскрыт и
разработан в трудах и работах известных философов, по вполне
естественно,
так как существует много людей и столько же мнений, поэтому, чем больше
общество развивается, тем больше толкований , определений и значений будет
возникать у человечества, ибо это есть неотъемлемой частью человеческого
бытия.