Бутрик Г.А., студент гр. ОА – 09 – А

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган - Барановского

Давиденко Э.Н.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИИ.

 

Одна из проблем, к которым психологическая наука обращается нечасто и неохотно – нравственность. Причи­ны разнообразны. Они состоят и в том, что психологи часто воспринимают эту проблему как «закрепленную» за философией, в первую очередь за таким ее разделом, как этика; и в том, что эта про­блема плохо поддается эмпирическому изучению и «препарированию» в психо­логических лабораториях; и в том, что естественнонаучная психология, в соответствии с традициями естественной науки, трактует объективность научного исследо­вания как предполагающую абстрагирова­ние от ценностей, а это едва ли возможно при изучении проблемы нравственности.

Так или иначе, хотя многие традици­онные объекты психологического изуче­ния — ценности, установки и др. — имеют непосредственное отношение к проблеме морали и нравственности, а сама она оказалась вынесенной за пределы основно­го русла психологической проблематики.

В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в нашей стране этот процесс либо «за­стревает» на начальной стадии, где послу­шание обеспечивается с помощью страха наказания, либо, минуя средний уровень, сразу «проскакивает» к высшему, харак­теризующемуся опорой на высшие эти­ческие принципы и совесть [1].

Симптоматичные результаты дали психологические обследования ограни­ченно вменяемых правонарушителей. Оказалось, что под словом «свобода» они понимают пребывание вне условий за­ключения под стражу и/или освобождение из мест лишения свободы, а в экзистенци­альном плане — как вседозволенность, свободу от нравственного и государствен­ного контроля [2].

Особо тревожную картину высвечи­вают обследования современной украинской молодежи. Ши­рокое распространение приобрел такой феномен, как эйджизм, охватывающий негативные стереотипы в отношении ста­рости и старения, а также соответствующие дискриминационные практики. Психологи отмечают, что «в настоящее время в нашем обществе сложилось устойчивое мнение об обострении взаи­моотношений между возрастными поко­лениями, в частности между молодежью и пожилыми и старыми людьми. Интолерантность в отношении старости проявляется в нетерпимости к лицам пожилого возраста со стороны мо­лодого поколения и общества в целом» [3], что подтверждается данными многочис­ленных исследований.

Психологические исследования, кото­рые дополняют удручающую статистику разводов, социального сиротства, числа детей, рождающихся в неполных семьях, свидетельствуют о кризисе социально­го института семьи, тоже выражающем нравственное состояние нашего обще­ства.

Близкую картину высвечивают социо­логические исследования. Они демонстрируют, например, разительный контраст между украинскими и западны­ми нормами поведения в общественных местах. Наши студенты и молодые специ­алисты, проходящие обучение в западных странах, отмечают, что там принято улы­баться незнакомым людям, «однако когда эту улыбку привозишь на родину, то чаще всего она не находит ответа, оказывается неуместной и постепенно исчезает».

Социологи отмечают, что «в конце XX — начале XXI века украинское обще­ство, ввергнутое государством сначала в "перестройку", а затем в "радикальные реформы", постоянно испытывало мо­ральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политиче­ских, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения».

Падение нравов играет большую роль среди мотивов самоубийств, а также имеет прямое отношение к удручающей стати­стике наркомании, алкоголизма, несчаст­ных случаев и др., являющихся основны­ми проявлениями физического самораз­рушения нашего общества. А.Ю. Мягков и С.В. Ерофеев отмечают, что «в теориях социальной интеграции рост самоубийств традиционно считается важным призна­ком усиления напряженности и самодеструктивности в обществе, являющихся, в свою очередь, следствием глубоких девиа­ций в социальных структурах и отсутствия ценностно-нормативного единства» [4].

Аналогичные закономерности просле­живаются и в истории. Л.Д. Кудрявцев от­мечает, что «история дает немало приме­ров, начиная с гибели Римской империи, когда в целом экономически благополуч­ные государства погибали в результате па­дения морального уровня населения» [5].

А Б.Н. Кузык на материале важнейших исторических циклов эволюции государства показывает, что каждо­му его политическому и экономическому подъему и спаду всегда предшествовал со­ответственно подъем или спад духовной жизни и нравственности.

Несмотря на позитивные сдвиги по­следних лет, украинское общество все еще «травмировано хаосом», а одной из его главных проблем является не дефицит сво­боды, в котором нас постоянно обвиняют с Запада (как всегда плохо понимающего, что происходит в Украине), а прямо противопо­ложное – дефицит контроля, в первую очередь, контроля внутреннего — нрав­ственного.

Очевидно, что декларативные призывы к возрождению морали и нравственности звучат как глас вопиющего в пустыне, а в условиях ниги­лизма значительной части нашей моло­дежи, приученной псевдолиберальными идеологемами «делать все наоборот» в от­ношении призывов старшего поколения, могут дать и прямо противоположный эф­фект. Тем не менее, ключевые направления возрождения нравственности  можно наметить.

Во-первых, это пересмотр понимания свободы. Свобода предполагает ее разумные ограничения, интериоризуемые граждана­ми. Подобное понимание свободы, про­писанное в трудах И. Канта, И.А. Ильи­на и других выдающихся мыслителей, следует вживлять в умы наших сограждан с помощью системы образования, кото­рая сейчас уделяет этим трудам и соответ­ствующим проблемам явно недостаточное внимание.

Во-вторых, это возрождение инсти­тутов морального контроля, которые в современном украинском обществе прак­тически отсутствуют. Школы, и вузы, и общественные органи­зации могли бы выполнять функции морального контроля, для чего им необходим мандат общества на их выполнение. На­пример, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведени­ях и за их пределами.

В-третьих, в условиях характерного для современного украинского общества дефицита внутренних, нравственных, регулятивов следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путём придания мо­ральным нормам статуса законов.

В-четвертых, это декриминализация нашего общества и его бытовой культуры. В частности, декриминализация массово­го сознания предполагает не только очи­щение нашей лексики от блатного жар­гона, но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами, в том числе и отношения к их информирова­нию о нарушениях закона, которое в на­шей культуре, под очевидным влиянием криминального мира, квалифицируется как «доносы».

В-пятых, это широкое привлече­ние ученых-социологов, психологов и др. к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и вездесущих политиков (тот факт, что в наших законодательных органах обильно представ­лены спортсмены и шоумены, расширяя социальную базу принимающих законы, лишь ухудшает ситуацию). Законы — это не просто юридические нормы, а наибо­лее общие правила социального взаимодей­ствия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, пси­хологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответ­ствующими науками.

Легко спрогнозировать, какое яростное сопротивление подобные меры вызвали бы у наших псевдолибералов, предельно ис­казивших разумное понимание свободы, и тех криминализированных социальных слоев, которым это выгодно.

Однако риск новых идеологических коллизий в данном случае явно оправдан, ведь хотим мы это признать или нет, но нравственность дей­ствительно лежит в основе всего, в частности, пора осознать, что в нашей стране нравственное воспитание, духовное воз­рождение — вопрос выживания нации.

 

Список использованной литературы:

1.            Воловикова М.И. Нравственно-правовые пред­ставления в российском менталитете // Психол. журн. 2004. Т. 25. № 5. С. 16-23.

2.            Кудрявцев И А. Нравственная сфера сознания ог­раниченно вменяемых правонарушителей. Ч. II // Психол. журн. 2007. Т. 28. № 3. С. 76-95.

3.            Социальные риски в современном поликуль­турном обществе: Психологические и педа­гогические аспекты / Под ред. Б.М. Бим-Бада, Т.А. Жалагиной, И.Д. Лельчицкого. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2008. С. 33—35.

4.            Мягков А.Ю., Ерофеев СВ. Самоубийства в Ива­новской области: анализ временных трендов // Социол. журн. 2007. № 2. С. 37-58.

5.            Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нрав­ственность. М: Наука, 2000.