Психология и социология/ 12. Социальная психология

Логвинова В.С., Давыденко Э.Н.

Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган – Барановского

Особенности формирования и развития денежной культуры в Украине.

      Актуальность изучения денежной культуры в современном украинском обществе обусловлена спецификой развития экономических и социальных отношений. Стремительные социально-экономические изменения последних двух десятилетий способствуют быстрой смене стереотипов поведения и переоценке роли денег в сознании индивидов. Изучение отношения к деньгам, сложившееся на данный момент в обществе, является очень важным, поскольку нормы и ценности людей, среди них и те, которые касаются феномена денег, могут оказывать значительное влияние на ускорение или торможение процесса социально-экономических реформ.

      В работах украинских и иностранных исследователей освещаются различные аспекты данной темы.  В частности, теории денег в классической и современной социологии:  К. Маркс, Г. Зиммель, В. Зомбарт,  К. Маркс и др. Феномен монетарного поведения и различные его составляющие рассматриваются в трудах В. Верховина, В. Голофаста, В. Леонова, С. Циреля, Шкребец М.С. Исследования монетарной социализации и связанные с ней явления  раскрываются в работах   С. Бурениной, Н. Дмитриевской, К. Ролана-Леви, Д. Лассара, А. Фенько.

      Целью работы является определение особенностей денежной культуры современного украинского общества и факторов, влияющих на нее.

     Деньги – феномен реальности, с которым человек постоянно встречается в повседневной жизни как с атрибутом своего бытия. Они созданы для совершенствования процесса товарообмена и жизнеобеспечения. Но деньги обслуживают не только обязательную потребность современного человека – потребность в обмене, но и другие сферы жизни. Обладая прямым психологическим и мировоззренческим влиянием на общество и человека, деньги влияют на формирование морали и образа жизни [4].

      Под денежной культурой как регулятором монетарного поведения индивидов и групп мы понимаем совокупность ориентаций и установок относительно денег, способов их получения и использования в определенной системе социально-экономических отношений. Это понимание основывается на деятельном  подходе к феномену культуры, согласно которому культура основывается на результатах человеческой деятельности и используемых при этом технологий [2].

       Денежная культура имеет сложную структуру, которая отражает различное значение денег для общества в целом, и для отдельных индивидов. В ее структуре можно условно выделить монетарное сознание и культуру монетарного поведения. К монетарному сознанию относятся представления, знания о феномене денег, оценка этого феномена как такового.

      К культуре монетарного поведения относится совокупность представлений о необходимом поведении в различных ситуациях, связанных с деньгами. Культура монетарного поведения является прикладным аспектом денежной культуры и отражает привлечение индивидов, и групп, в практическую деятельность. Эти представления могут формироваться как теоретическим путем  – через восприятие распространенных в обществе норм и ценностей, так и практическим – накопление опыта хозяйственной деятельности в различных ситуациях.

      В свою очередь, культура монетарного поведения состоит из различных элементов, которые регулируют отдельные его виды. Согласно классификации возможных видов поведения В. Леонова, в структуре денежной культуры можно выделить накопительную, потребительскую, доходную, кредитную, инвестиционную, страховую, благотворительную и фискальную культуру [3].

     Также, в соответствии с экономической культурой, денежная культура содержит личностный и институциональный аспект. Личностный аспект напрямую связан с индивидуальной культурой. Главный механизм формирования денежной культуры в личностном аспекте – это процесс социализации, а также ресоциализации.

     Институциональный аспект денежной культуры отражает социальную реальность, которая состоит из норм и правил поведения, обусловленных функционированием институтов финансового регулирования, других экономических, а также неэкономических институтов.

     Факторы формирования денежной культуры на институциональном уровне многочисленны, и специфичны для каждого отдельного социального института. В целом, наиболее важным процессом, ведущим к изменению функционирования социальных институтов, которые, в свою очередь, изменяют денежную культуру, в Украине – это рыночная реформа. Приспособление в функционировании институтов к новым, рыночным условиям, и является фактором, который способствует трансформации институционального аспекта денежной культуры.

      Рассмотрение процесса развития денежной культуры является неполным без анализа факторов, которые влияют на процесс ее формирования, и могут быть как общемировыми, так и специфическими для каждого общества [3].

      Первый специфический украинский фактор влияния на денежную культуру восприятия денег в традиционной украинской ментальности изучает                             Т. Ефременко, путем анализа народных пословиц и поговорок. Она отмечает такие черты традиционной украинской культуры в отношении к деньгам, как, с одной стороны, их восприятие как первоисточника зла и горя, с другой стороны – осознание сложности жизни без денег. Отношение к предпринимательству и торговле в традиционной украинской культуре Т. Ефременко считает скорее отрицательным. Отношение к богачам было чаще всего негативным, так как народ всегда видел и понимал эксплуататорскую сущность господ, подчеркивал жадность богатых, ассоциировал их образ с самыми негативными человеческими качествами, нечестностью, неправдивостью [1].

    Второй фактор, который влияет на современную денежную культуру в Украине – это переходное состояние социально-экономической системы современного украинского общества. Вследствие долгого существования в условиях советской экономической системы население Украины, в период начала экономических реформ, отличалось недостаточной рыночной культурой, как одной из составляющих денежно-экономической культуры вообще. Дефицит рыночной культуры выражался главным образом в отсутствии у основной массы граждан личного опыта сберегательной, инвестиционной и кредитной деятельности, а также в отсутствии полной и достоверной информации о механизмах функционирования новых финансовых институтов. Можно говорить и о психологической неготовности большинства граждан Украины того времени к участию в финансовом рынке. Все это оказывало препятствия быстрой адаптации населения к новым условиям хозяйствования и усвоению ими образцов западной рыночной культуры.

    Третий фактор специфики украинской денежной культуры – политика украинского государства в экономической и финансовой сфере. Хотя неготовность населения к участию в финансовом рынке была вызвана объективными факторами, финансовая политика государства способствовала дальнейшему ухудшению этой ситуации. Долгое время несовершенной была институциональная среда рынка. Украинское государство не могло защитить права частных вкладчиков и мелких акционеров. Антисоциальный характер экономических реформ привел к преобладанию в основной массе украинского населения негативного опыта финансовой деятельности.

     Первым из выделенных общемировых факторов, влияющих на денежную культуру в Украине, – фактор глобализации. Он проявляется, прежде всего, в распространении в разных странах мира основных элементов денежной культуры, свойственных западным обществам [2].

    С. Абрамова считает определяющей чертой денежной культуры западных обществ – экономизм, что ставит денежные отношения в центр социальных отношений, социальных связей и приоритетов. Т.Евдокимова-Динелло также придерживается этого мнения, отмечая, что в рыночных обществах деньги – один из главных символов этих обществ.

      При этом важной чертой современной западной денежной культуры является возрастание роли постматериалистических ценностей. То есть возрастает значение  принадлежности к определенной группе, самовыражение и качество жизни, значимость идей, а не денег.

      Следующим общемировым фактором является процесс информатизации и технологизации. Процесс технологизации заключается во все большей стандартизации и ритуализации в различных видах финансовой деятельности. Он выражается как в позитивных последствиях (делает более простыми различные финансовые операции), так и в отрицательных (стандартизируются и вследствие этого распространяются те технологии финансового поведения, которые не соответствуют моральным или правовым нормам). Но в целом, технологизация может сыграть положительную роль в украинском обществе.

      Последний глобальный фактором – это изменение в глобальной финансовой системе. На смену Бреттон-Вудской системе, которая представляла собой золотовалютный, а фактически - золотодолларовый стандарт с фиксированным валютным курсом, пришла Ямайская валютная система, основанная на долларовом стандарте. Такая ситуация способствует росту популярности быстрых и простых способов заработка денег, а не тех, которые связаны с тяжелыми и длинными усилиями.

      Специфика денежной культуры может быть обусловлена как личностными, так и институциональными факторами. Они проявляются, с одной стороны, спецификой ориентаций и установок, которые получены индивидом в процессе социализации и ресоциализации, с другой – нормы и правила поведения могут быть обусловлены функционированием институтов финансового регулирования, других экономических, а также неэкономических институтов. Факторы, которые влияют на денежную культуру украинского общества, могут быть разделены на две группы - специфические украинские и общемировые. К специфически украинским факторам относятся особенности национального менталитета украинского народа в отношении к деньгам, которые сохраняют свое значение главным образом для представителей старшего поколения, переходное состояние социально-экономической системы современного украинского общества, политику украинского государства в финансовой сфере. К общемировым факторам, которые обусловливают особенности денежной культуры в Украине, отнесен процесс глобализации, информатизации и технологизации, изменения в глобальной финансовой системе.

Литература:

1. Ефременко Т.О. Экономическая культура как социологическое понятие // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. – №3. – С.123-141.

2. Шкребець М. С.  Вплив грошової культури на рівень консолідації українського суспільства // Вісник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – 2010. - № 889. – с. 133- 137

3. Леонов В.В. Мотиваційні чинники фінансової поведінки населення України: емпіричний аналіз // Український соціум. – 2007. – №3. – С.63-76

4. Зубіашвілі І. К. Соціально-психологічна сутність грошей // Соціальна психологія. – 2008. – №1. – С.128-141.